Смекни!
smekni.com

П.И. Чайковский реформатор русского балета (стр. 2 из 7)

Балет «Лебединое озеро» был начат Чайковским в мае 1875 года и окончен в Глебове 10 апреля 1876 года. Эту дату поставил сам композитор на чистовой рукописи партитуры: «Конец!!! Глебово. 10 апреля 1876 года». В это время в Большом театре уже репетировались отдельные номера первых действий. А 20 февраля 1877 года Москва услышала новое произведение композитора Чайковского, первый его балет — «Лебединое озеро». Так началась сцениче­ская жизнь этого шедевра русской и мировой классики.

О музыке «Лебединого озера»

Новаторский характер партитуры Чайковского заключался в том, что, несмотря на традиционную замкнутость череду­ющихся номеров, вся музыка балета объ­единена одной линией развития. Каждый акт «Лебединого озера» представляет со­бой определенную ступень в развитии ли­рической драмы.

I акт наименее насыщен действием, сце­нарий представляет лишь возможность чередовать танцевальные номера. Но в фи­нале звучит знаменитая «лебединая пес­ня», которая создает настроение, гос­подствующее во II акте. Этот акт — ли­рический центр балета. Музыка здесь, не­смотря на фантастическое содержание, пленяет задушевным лиризмом, искрен­ностью чувств. III акт содержит важную драматическую кульминацию, произво­дящую поворот действия «от счастья к несчастью». В IV акте наступает трагиче­ская развязка. Музыка его наиболее симфонична.

Единство и логика развития музыки ба­лета достигнуты благодаря приемам и методу драматурга-симфониста. Можно указать на лейтмотивное значение тем, на родство музыкальных образов, на единство формы больших сцен, на план то­нального развития, обобщающий музыку. Но реформа Чайковского в балете ска­залась не только в симфонизации, но и в новой трактовке традиционных танцев; в работе над балетом композитор использовал свой опыт оперного драматурга, насытив действенностью статичные фор­мы балетного Adagio , классической и ха­рактерной сюит, массового танца. Он вдохнул жизнь в сцены-пантомимы, при­близил все танцы к Pas d ' action , придав отдельным танцевальным номерам опре­деленную функцию в развитии лири­ческого действия. Pas de deux во II акте составило важнейший этап лирической драмы, ансамблевый танец Pas de six превратился в «сцену обольщения». Дей­ственное значение приобрел « Вальс не­вест», неоднократно звучащий в течение III акта, ставший своеобразным рефреном этого акта; музыка его полна внутрен­него волнения и напряженного ожида­ния. Сцена бури в IV акте, где музыка особенно симфонична, стала большим Pas d ' action .

«Лебединое озеро» вполне может быть названо реформаторским балетом; имен­но первый балет Чайковского лежит у ис­тока богатого развития последующего рус­ского и советского балета.

Чайковский никогда не был сторонником системы лейтмотивизма в сценическом произведении, и в «Лебедином озере» можно говорить о лейтмотивизме только условно, так как здесь есть только одна лейттема — «лебединая песня». Эта музыка создает образ героини балета, неж­ной девушки-лебедя, выражает ее предан­ную любовь и трагическую судьбу. Впервые «лебединая песня» звучит в финале I акта в момент, когда, согласно сценарию, над садом замка пролетает стая лебедей. После веселых, беззаботных танцев му­зыка лебедей словно переносит в другой мир.

Трогательная проникновенная мелодия гобоя с его матовым тембром сменяет громкий, блестящий и виртуозный поло­нез с кубками. «Лебединая песня» отли­чается нежным, глубоким лиризмом, по­этической элегичностью. Глубокой гру­стью веет от этой песни, простой и в то же время неповторимо индивидуальной. В ней чувствуется и скорбь, и стремле­ние вырваться из «магического круга», и кроткая покорность судьбе. Зерно темы имеет два варианта, второй звучит более надломленно и печально благодаря ходу на нисходящую увеличенную секунду. Важное значение имеет гармонизация ме­лодии, основанная на плагальных последованиях и задержаниях.

«Лебединая песня» проходит три раза в течение I и II актов. Обрамляющее про­ведение ее во II акте отличается от экспо­зиционного проведения в I акте. Форма значительно расширена за счет репризы, вместо светлой мажорной коды в I акте здесь образ завершается драматически. Инструментовка тоже более полнозвучна и компактна.

В III акте тема «лебединой песни» ис­пользуется как лейтмотив Одетты. Она появляется в момент выхода Одиллии и в момент роковой ошибки принца. В последнем случае ее звучание сопровожда­ется сценическим эффектом: в окно, трепеща крыльями, бьется белый лебедь — с короной на головке. Здесь «лебединая песня» звучит не полностью. Чайковский использует только основу темы — первую фразу и разрабатывает ее гармонически, перенося из фа минора в ля-бемоль ма­жор и в уменьшенный лад. Мелодия зву­чит здесь иначе, чем раньше. Плавное неторопливое развертывание сменяется быстрым, судорожным. Сопровождающие мотивы грозного характера, бурный фон тремолирующих струнных — все это вносит в образ новые, драматические черты. Особо трагический колорит придан ему в коде III акта с фатально звучащими возгласами трубы и корнет, а пистона. В музыке IV акта лейттема имеет очень большое значение: она служит основой симфонического развития последней сце­ны и апофеоза — победы любви над смертью. Тема лебедей звучит в сцене страст­ной мольбы принца и его оправданий; в сцене бури она соединяется с мотивами бури и противостоит образу враждебных сил. В апофеозе тема транспонируется в одноименный си мажор. Торжество люб­ви, победившей злые силы, несмотря на смерть влюбленных, выражено в светлом величавом гимне: невольно вспоминается кода увертюры «Ромео и Джульетты». Развитие и симфонизация лейттемы при­дают музыке балета единство и целост­ность. Служа звеном, соединяющим I и II акты, она обрамляет II акт, внося в его форму внутреннюю законченность. Появ­ляясь в кульминации III акта, она высту­пает основной силой драматизации му­зыки; и в IV акте она служит главной те­мой симфонического развития, являясь своеобразной расширенной репризой II ак­та. Мажорное ее проведение образует, светлую торжественную коду балета. Роль своеобразного лейтмотива (но толь­ко в пределах III акта) играет «Вальс не­вест». Первая тема вальса основана на очень простом мотиве, который тут же переносится на терцию выше. Это прида­ет теме остроту и напряженность звуча­ния, так как в первый раз мелодия плавно нисходит от V ступени к тонике, а во вто­рой раз начинается с наиболее острой сту­пени лада ( VII ) и, вопреки тяготению вверх, также нисходит к V ступени. Ост­роту подчеркивает и гармонизация.

Чувство настороженности усиливается в дальнейшем развитии музыки. Одна из тем вальса (видимо, связанная с образом принца) отличается особой лирической глубиной; она полна тоски и душевной тревоги, в ней предвосхищены интонации Четвертой симфонии. Этот эпизод контра­стирует другим.

Тонкое драматургическое решение нашел Чайковский для выражения внутренне­го действия: очарованный Одиллией принц предлагает ей протанцевать с ним. И сно­ва звучит «Вальс невест» в знак того, что невеста избрана. Тема «Вальса невест» в несколько измененном виде появляется в двух пантомимах III акта — ре-бемоль мажор (разговор принца с матерью) и до мажор (радость.)

Таким образом «Вальс невест» объединяет действие и обобщает основное его содер­жание: выбор невесты.

Тематизм «Лебединого озера» можно раз­делить в основном на три группы: лири­ческие образы, связанные с Одеттой, прин­цем, их любовью, а также с лебедями: образы враждебных сил и «обольщения»; жанровая и характерная музыка, рисую­щая быт замка. С первой группой тематизма непосредственно связана главная героиня балета — Одетта, музыкальный «портрет» которой создан в «лебединой песне». Однако первую характеристику Одетта получает в самом начале балета — в Интродукции. Интродукция, как и обычно, в сценических произведениях Чай­ковского, в действенно-симфонической, но сжатой форме передает основную идею произведения и как бы показывает основ­ное направление будущего действия. В Интродукции «Лебединого озера» — два контрастных образа: светло-элеги­ческий и зловещий; их столкновение при­водит к драматизации лирической музы­ки, в результате которой нежный, песен­ный образ превращается в трагически-декламационный. Общая тенденция к омрачению колорита и драматизации му­зыки выражается и в тональном движении, идущем от лейттональности музыки Одетты си минор к ре минору; большое значение имеет и переинструментовка лирической темы: первоначально она изложена в виде диалога гобоя и фагота; в ре-минорной репризе ее играет труба в высоком регистре (от чего усиливается напряженность самого звука) и да­лее — виолончели.

Лирическая тема Интродукции не может быть полностью отнесена к индивидуаль­ной характеристике Одетты, она имеет более обобщающее значение, являясь музыкальным символом печальной судь­бы девушек-лебедей, их томления о люб­ви и счастье. Мелодия имеет ясно выра­женный песенный характер. Типично для лирической темы Чайковского этих лет и диалогическое, контрастное по регист­рам изложение, как бы интимная беседа влюбленных.