Смекни!
smekni.com

Роль мужчины и женщины в культуре (стр. 3 из 7)

Наблюдается парадокс. С одной стороны, возможность, способность и желание дарить и принимать любовь архиважно для человека. С другой стороны, нас этому никто не учит. Всем понятно, что в каждой культуре, в каждом обществе, на разных исторических этапах развития, виды семьи и принципы взаимоотношений супругов разные. Закончились времена домостроя и парткома. Мы строим другое общество. Надеяться на то, что сохранится старый тип семьи в этих условиях просто не разумно. Восемьдесят процентов разводов в нашей стране из-за неудовлетворенности в сексуальной жизни (Тактаров В.Г., Беледа Р.В. Настоящий сборник, 2001 г., стр.200). Почему? Потому, что “основные базовые принципы взаимоотношений Женщины и Мужчины были приняты в четвертом веке в Римской империи еще при рабовладельческом строе. В этих принципах игнорируется или принижается роль женского начала и гипертрофируется роль мужского, тело и дух противопоставляются друг другу. Сегодня стало очевидно, что старые принципы не соответствуют уровню развития человечества, не могут обеспечить гармонию в семейных отношениях и адекватное поведение человека без агрессии, злобы, зависти и комплекса неполноценности.

Сегодняшнее развивающееся общество предполагает совершенствование внутрисемейных отношений через их гармонизацию и действительное равноправие Мужчины и Женщины, с учетом нашей биологической или божественной природы и требованиями социума.

Для людей науки и искусства, религиозных и общественных деятелей становится очевидно, что сексуальная гармония и удовлетворенность отношениями наряду с духовной близостью и психологической совместимостью является одной из основ благополучия и устойчивости семьи, а следовательно, общества и человечества” (Резолюция второй междисциплинарной конференции “Мужчина и женщина”, 2001 г).

Правда жизни такова, что на характер отношений в семье, на характер взаимоотношений мужчины и женщины имеет место значительное влияние установок религиозной морали. Для людей искренне верующих эти установки срабатывают. Возможно это было правильно до 17-го года при царе-батюшке. Сейчас другая реальность, другой тип власти и другое устройство общества. Большинство из нас не хотят и не могут подавлять свою природу ради иллюзорного спасения после смерти. Мы стали свободны. Но свобода без знаний и культуры может привести к нравственной катастрофе. К счастью, все больше и больше людей начинают принимать положение о том, что Бог создал человека по образу и подобию своему. Много людей, которые не хотят жить по двойным стандартам. Хотят быть честными, открытыми, спонтанными, любящими и совершенными существами, а не овцами в стаде или винтиками одной большой машины.

Нужно принять элементарную истину, что чего-то плохого, стыдного, порочного Бог создать просто не мог. Это нонсенс. Полагаю, что даже те люди, которые следуют концепции Апостола Павла, далеко не всегда становятся одной плотью с женщиной только ради продолжения рода. Если так, то единственный, рациональный мотив может быть только в получении возможности искренне покаяться, чтобы попасть в рай.

Хотим мы этого или не хотим, но на характер взаимоотношений супругов, их здоровье, гармония или дисгармония в браке во многом зависит от религиозных установок, культуры и традиций народа.

С одной стороны, мы не настолько религиозны, чтобы жить по правилам, диктуемым нам религиозной культурой. С другой, в нашем сознании существует связь между занятием любовью и грехопадением. Жизнь “в грехе”, когда не возможно не согрешить, ведет, по меньшей мере, к неврозу и одновременно порождает цинизм.

Известно много случаев, когда в так называемой “благополучной семье” вырастают циники, наркоманы или преступники. Представляется, что одной из причин этого кажущегося парадокса является двойной стандарт в поведении родителей, отсутствие честности и открытости между ними. Дети воспринимают не столько то, что им говорят родители, а, сколько то, как они себя ведут и какими нормами и правилами руководствуются в жизни.

Ложь и недомолвки начинаются с момента регистрации брака. Регистрация брака предусматривает или регламентирует будущие имущественные отношения супругов, т.к. они прописаны в законе о семье и браке. Какими морально-нравственными нормами или принципами будут руководствоваться супруги, строя семейные отношения, неизвестно. Когда звучат слова работника ЗАГСа о верности, любви и заботе, то каждый из будущих супругов полагает, что эти обязательства относится к партнеру, а не к нему. Поэтому, часто в сексуальном поведении партнеров можно наблюдать элементы табу, комплекса вины и распущенности одновременно.

Мы привыкли к своему укладу жизни и начинаем думать, что и все другие люди так живут или жили. Это не совсем так.

В древней матриархальной культуре коренного населения полуострова Индостан считалось, что роль, функция и предназначение женщины выше и более значима, чем мужская. Женщина являлась источником силы и энергии для мужчины. Женщина воспринимала возлюбленного или мужа как Бога, которому она служит и одновременно, как своего ребенка. Мужчина также боготворил женщину. Считалось, что сексуальная энергия, на личностном уровне, является энергией жизни и развития, а на космическом - энергией творения и поддержания равновесия во Вселенной. В этой культуре не было пирамидальной структуры власти. Люди жили в мире и согласии. Занятия любовью были священны, а сексуальная энергия рассматривалась как транспортное средство к Богу.

В патриархальной исламской культуре мужчина имеет столько жен, сколько может купить и содержать. Здесь очевидна ведущая роль мужчины и тоталитарная зависимость женщины.

У современных мормонов тоже многоженство. Но у них следующая жена появляется в семье не только по желанию мужа, но и по согласию всех старших жен. Со стороны интересно наблюдать удивительную картину, где счастливы, здоровы и довольны все члены такой своеобразной большой семьи.

Патриархальная моногамная семья в социалистическом лагере, как ячейка общества, держалась на партийной идеологии и дисциплине. После его распада, вслед за политической свободой мы получили и сексуальную свободу при полном отсутствии сексуальной культуры. В результате, характер и форма семейных отношений в наше время меняется настолько быстро, что речь идет о кризисе традиционного вида семьи.

Ученые уже отмечают несколько видов стихийно сложившейся семьи (Понасенкова С.В. См. настоящий сборник). Это брак по расчету, духовный брак, романтический брак, брак-товарищество, открытый брак, брак по любви. К этому набору мне бы хотелось добавить христианский брак и брак без царя в голове. Последний вид, к сожалению преобладает. Когда молодожены “расписываются” в ЗАГСЕ, то абсолютное большинство просто не соображают, что они делают и каковы будут последствия такого, предварительно не обдуманного шага. Это одна из причин, почему у нас больше фиксируется разводов, чем регистрируется браков. Необходимо разработать, обсудить и принять принципы взаимоотношений в семье для различных видов брака, работникам ЗАГСов не просто регистрировать брак, а предлагать подписать приемлемые для данной пары принципы, на которых они будут строить свои отношения в браке.

В каждой культуре формируется своя система обычаев, распространяющаяся на все стороны повседневных отношений. Тот или иной обычай всегда связан с соответствующей специфической ситуацией. Поэтому характер и основные черты обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре. По этой причине одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных культурах приобретают совершенно разное содержание. Примерами здесь могут служить различия в разных культурах по отношению к свадебным обрядам.

Свадебный обряд предполагает множество форм проявления. Сегодня в Северной Америке вполне естественной является ситуация, когда молодой человек встречает молодую девушку, они влюбляются и женятся. Несомненно, такая свадьба не является чем-то необычным; во многих государствах нужно свидетельство о браке, и простая церемония бракосочетания неизбежна, но даже по сравнению с другими культурами - это минимум контроля. У многих народов принято, чтобы главы семей заключали договор о браке. Как у древних греков, так и до недавнего времени в Китае, жених и невеста вообще не имели права видеться до свадьбы. В западном обществе с его идеалом романтической любви девушка ужаснулась бы при одной мысли быть проданной будущему мужу, не имея права принимать личного участия в этом решении. В других культурах, напротив, продажа невесты считается нормой: родственники назначают цену за невесту, которую добровольно готова заплатить другая сторона. Согласно обычаям некоторых народов Африки девушка не может выйти на улицу вместе с будущим мужем, прежде чем он не выкупит ее.

Библия повествует, что у царя Соломона было семьсот жен и триста наложниц... В общем, неизвестно, что он делал со всеми этими женщинами, но думают, что это было для его удовольствия, и что он предавался с ними отвратительному разврату. В действительности Соломон был великим мудрецом и магом, который мог заставить повиноваться духов невидимого мира. Как он мог обладать такой властью, если жил в разврате? Ясно, что у него были другие отношения с этими женщинами. Вы ещё не знаете, какой может быть роль женщины рядом с просвещенным мужчиной, который практикует действительно божественную магию. Позже, конечно, Соломон не устоял, потому что не смог устоять и овладеть теми силами, которые привел в действие. Но в апогее своего царствования он обладал таким материальным и духовным могуществом, что смог построить удивительный Иерусалимский храм, выносить решения необыкновенной мудрости, распространить свою славу во всем мире и создать из своего царства настоящее великолепие.

Очевидно, правление Соломона не знало ещё того духовного расцвета, ради которого трудились самые великие Посвященные; поэтому в глазах Посвященных Соломон не относится к самому высокому рангу, т.к. работал больше для себя самого, для своей славы и своего имени. Соломон был немного как Людовик XIV, и его магия не была ещё теургией. Магия бывает разная, немногие маги достигли той высшей ступени, когда уже отсутствует интерес к самой магии, не предпринимаются никакие магические действия, прекращают командовать духами, элементалами, чтобы удовлетворить свои личные амбиции. Истинные маги, величайшие из существующих, больше не занимаются всем этим; они работают только для Царства Божьего и для этого прикладывают все свои силы, энергии, знания. Это теурги, т.е. существа, практикующие высшую магию, божественную; их труд абсолютно бескорыстен. Конечно, чтобы достичь такой степени духовного роста, им необходима исключительная чистота и самоотречение. Они не ищут ни славы, ни удовольствия, а желают лишь изменения земли, чтобы Бог пришел жить среди людей.