Смекни!
smekni.com

Художественно-изобразительная деятельность (стр. 3 из 3)

2.2 Композиция и стилизация в декоративном творчестве

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Стилизация выступает методом ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда говорят о декоративной стилизации в композиции).

Стилизация подразделяется на два вида:

а) внешняя, поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);

б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).

Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой, поэтому для большей ясности необходимо рассмотреть понятие декоративности.

Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого. Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям. Для того чтобы вся композиция смотрелась гармонично и естественно, нужно следовать базовым принципам дизайна:

1. Баланс (равновесие взаимодействующих или противоположных сил в композиции. В такой композиции не возникает ощущения, что какая-то ее часть доминирует над всем остальным. Баланс достигается с помощью правильного размещения объектов, размеров объекта и по цвету. Баланс может быть симметричным (верхний рисунок), асимметричным (нижний рисунок), радиальным (объекты расположены кругом и расходятся из одной точки).

2. Контраст (взаимодействие противоположных элементов композиции, таких как цвет, размер, текстура и т. д. Примеры: большой и маленький, шероховатый и гладкий, толстый и тонкий, черный и белый).

3. Значимость и подчиненность (выделение так называемого центра интереса, на котором предполагается сосредоточить внимание зрителя. Объекты должны находиться в иерархии по значимости и подчиненности. Если все объекты будут иметь одинаковую значимость, то внимание пользователя рассеивается).

4. Направление внимания (управление движением взгляда зрителя, чтобы привлечь его внимание к значимым элементам).

5. Пропорции.

6. Масштаб.

7. Повторение и ритм.

8. Единство в разнообразии (сочетание разнообразных элементов композиции в единую целостную структуру, подчиненную единой концепции).

2.3 Роль декора в декоративном рисовании

Декор — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным. Различают «активный» декор, соответствующий конструкции постройки, связанный с его функцией и формой, и «пассивный» декор, не соответствующий членениям формы и привлечённый лишь для украшения здания. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения.

Определенный характер рисунка и особый строй мотива узора ставят сложные задачи превращения природных форм в декоративные образы за счет упрощения элементов. Выполняя задание по поставке узора, нужно «забыть», что предмет имеет объем, находится в пространстве, наделен разнообразием цветовых оттенков в условиях световоздушной среды и т. д. Здесь главное не изображение как таковое, а преобразование реальной формы в задуманный мотив. При этом орнаментальную форму передают плоскостно, даже специально подчеркивают плоскостную условность языка декоративно-прикладного искусства. Необходимо учиться создавать красивые, ритмичные и эмоционально насыщенные композиции как орнаментальные построения, которые позже оказываются основой работы в декоративной отделке изделий. Учитесь также понимать соответствие пластических и технологических качеств материалов.

Строй декоративного рисунка базируется на общепринятых законах композиции. Теория композиции в декоративно-прикладном искусстве разработана на принципах и объективных закономерностях. В общей системе этих закономерностей главное место принадлежит тектонике, включающей такие ценности, как соразмерность частей и целого, весомость формы, напряженность конструктивного материала, – иными словами, это зримое отражение в форме всех ее проявлений — пропорций, метрических повторов, характера и т. д.

Композиционные поиски при работе над рисунком для какого-либо изделия связаны с учетом зрительного восприятия массы этого изделия. Его характер учитывает размеры и форму изделия, цвет, фактуру и текстуру (естественный рисунок) материала, степень освещенности поверхности и т. д., поэтому разработка декоративного рисунка изделия осуществляется с учетом эстетических требований в духе сложившихся художественных традиций. Декоративно-прикладное искусство в основе своей «немногословно».

В декоративных изделиях главную роль должно играть преобразование цвета в свет без изображения светотени. Впечатление света рождается в органе зрения в результате оптического сложения цвета насыщенных хроматических пятен. Это свет, продуцируемый примененными естественными и искусственными пятнами цвета.

Немаловажный в декоративно-прикладном искусстве вид украшения изделий – орнамент, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира, а также геометрических форм. Главной особенностью орнамента кроме ритма является стилизация, т. е. декоративное обобщение всевозможных природных форм путем упрощения их рисунка. Орнаменты подразделяются на плоские и рельефные. В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. В зависимости от цели и назначения различают три основных вида орнамента: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Нужно особенно подчеркнуть, что представление об изделии должно быть цельным. Для этого надо заставить действовать внимание, суждение, память и пространственное воображение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алексеева, В. … Что такое искусство / В. .. Алексеева. – М. : название изд-ва, 1991. – … с.

Виппер, Б. … Статьи об искусстве / Б. .. Виппер. – …………….

А. Зись. Виды искусства. М., 1979

Каган М. Морфология искусства., разн. изд.