Смекни!
smekni.com

Проблемы возрождения культурной памяти в решениях региональных научных конференций (стр. 3 из 3)

И в то же время староверы должны были воспроизвести образное целостное представление о допетровской Руси, чтобы передать последующим поколениям. Поэтому эта культура обладает огромным жизненным потенциалом, большой единой идеологической стойкостью, чему можно поучиться сегодня. И что предопределило отбор для показа выставки «Движение души», представляющей настенные картинки староверов о путях спасения души, отделяющих праведников от грешников. Коллекция принадлежит протоиерею Владиславу Про- воторову, настоятелю храма Благовещения в Павловской слободе Московской области, в прошлом довольно известному художнику, выставлявшемуся на Малой Грузинке, чьи картины вызывали большой интерес не только профессиональных художников, но и широкой публики, интересовавшейся неофициальным искусством Советского Союза. Эта коллекция создавалась многие годы северодвинскими мастерами и хранилась в роду Шестаковых. Как известно, картинки, создаваемые северодвинскими мастерами, являются самыми изысканными как в цветовом, так и в композиционном отношении, с очень выверенными и разветвленными сюжетами. Фактически представленные здесь картинки охватывают полный спектр мистических представлений древнерусского православия, отраженного уже через призму староверчества, и относятся к четырем главным темам: аскетика (учение о духовном подвиге), география (примеры из житий святых), малая эсхатология (представления о посмертном бытии души в ином мире), великая эсхатология (космические судьбы человечества и Вселенной). Картинки находятся в разной степени готовности, некоторые докрашены до конца, и были, видимо, предназначены для продажи, часть из них — прориси, полураскрашенные, недоделанные работы, поэтому мы можем проследить все этапы создания этого специфического жанра. Музей и городская администрация профинансировали выпуск каталога, где исследователи попытались описать и раскрыть символику этой коллекции в надежде вызвать ответную реакцию специалистов, занимающихся старообрядчеством, древнерусским искусством, христианской иконографией и во многом продвинуть изучение этих тем на отечественном и мировом уровнях. Существенно возвращение в регион традиций религиозного искусства, которое остается стержневым для национальной традиции, не менее важной является визуализация духовных, религиозных образов, которая, будучи современной и как бы находясь в смысловом центре художественной культуры, оказывает благотворное влияние на все остальные области.

На необходимость сочетать выставочные проекты с исследовательскими обратила внимание профессор Уральского государственного университета им. А. М. Горького Л. С. Соболева. Важным моментом в восстановлении историко-культурного ландшафта является насыщение пространства информацией о письменности, о памятниках словесной культуры и их авторах. Эти материалы присутствуют в архивах и рукописных собраниях страны, и их возвращение в регион позволит наполнить атмосферу памятью о великом духовном труде, душевных переживаниях живших здесь творцов, открыть их биографии. Как известно, Строгановы находили и прекрасно использовали возможности местного населения, привозили талантливых людей из других регионов. Этот аспект не должен быть утерян. В музее следует организовать фонд и сайт, где можно было бы выставить документы и литературные тексты, воплощающие образ строгановского культурного региона. Ближайшая задача — исследование и публикация оригинального сочинения конца XVII в. сборника учительных слов «Статир», созданного неизвестным автором в Орле-городке. В субсидировании проектов нуждается не только издательская, но и исследовательская деятельность, направленная на информационно-архивный поиск. Учитывая, что исследованием проблем локальной культуры менее всего озабочены в центральных фондах, без подключения местных ресурсов эта задача становится трудновыполнимой.

О сложности выживания культуры в современной российской действительности говорил профессор МГХПА К. Н. Гаврилин. В его мягких интонациях звучала подлинная горечь: «Хотелось бы просто пожелать пермским предпринимателям, российским предпринимателям оглянуться на славу Строгановых, на славу российских купцов, которые не только поднимали экономику, но внесли мощный вклад в нашу национальную культуру. Когда мы бываем в Эрмитаже или в музее Метрополитен в Нью-Йорке, мы видим там огромную часть коллекции Строгановых, в Пушкинском музее коллекции русских купцов, хорошо известна издательская деятельность бизнес-элиты XIX в. и т. д. Мне кажется, современному предпринимательству не достает традиций, которые были заложены уральскими промышленниками».

Завершая трудный разговор, глава районной администрации Г. П. Шехма- тов проинформировал, что в районе создан к сегодняшнему дню фонд попечителей, куда входят предпринимательские структуры. Из крупных — прежде всего руководители «Еврохима», а также представители среднего бизнеса. Участвуют в этом фонде многие руководители предприятий г. Березники. Это пока только начало, развитие фонда обещает быть долгим и непростым, поскольку в российском законодательстве отсутствует механизм поощрения меценатской и благотворительной деятельности.

Столь подробное изложение материалов круглого стола последней конференции позволяет сделать важный вывод, что научные конференции способствуют формированию гражданского общества. Сообщества ученых-гуманита- риев берут на себя ответственность за состояние исторической памяти, за развитие историко-культурного ландшафта конкретных территорий. Именно от них исходит инициатива налаживания связей с властными структурами, обращение к промышленным кругам.

Бессмысленно завершать приведенные размышления успокоительными фразами о будущих перспективах: самоощущения участников конференций колеблются от оптимизма до безнадежности. Феномен гуманитарных конференций важен не только для истории науки, но и существенен как проявление механизма воздействия научного интеллекта в контексте сохранения культурного пространства и актуализации человеческого потенциала.