А.Г. Антипьев
Пермский государственный университет
Среди отечественных и зарубежных теоретиков и практиков нет единого мнения относительно причин, породивших современный мировой кризис. Обострилась дискуссия и о возможности и путях перехода России на инновационный путь развития. Одни считают, что кризисы являются неизбежным явлением рыночной экономики и происходят периодически через определенные исторические промежутки. Избежать их невозможно.
Согласно второй концепции причиной кризисов является спекулятивный капитал США.
Сторонники третьей главную причину кризисов видят преимущественно в субъективном факторе, действиях конкретных стран и их лидеров. В подтверждение данной концепции приводятся многочисленные факты о низком уровне профессионализма управленцев, инертности мышления, их неспособности принимать эффективные решения в пользу общества в условиях кризиса, закрытости правящей элиты, консервирующей общую отсталость.
Четвертая концепция базируется на утверждении, что всему виной — ориентация общества на потребление. Выход из современного системного кризиса сторонникам этой концепции видится в переходе к новой модели, интегрирующей не только чисто экономические, но и социокультурные и нравственные факторы.
Есть и другие версии нынешнего кризиса, в том числе психологические. Так, Джорж Сорос считает, что сложившиеся глобальные рынки весьма неустойчивы и подвержены влиянию психологических факторов поведения их участников, в том числе воздействию поведения рефлексивного [9].
Авторы статьи разделяют преимущественно четвертую концепцию. Современный кризис при всей значимости экономического и субъективного факторов не может быть обусловлен только ими и финансовой составляющей. Первопричины следует искать глубже. Они кроются в социокультуре, в деформированной системе духовно-нравственных ценностей. Хорошо известно, какую роль в развитии современного общества отводил социокультуре П.А.Сорокин, обосновавший ее значимость в понимании общества как единства культуры и социальности, образуемого деятельностью человека. Данная концепция созвучна также утверждению М.Вебера о том, что «экономический человек» — это слишком узкое понятие.
Финансовый кризис еще отчетливее выявил значимость социокультуры в модернизации общества. Из — за ее недоучета ни одна из проводимых в стране правительственных реформ не завершена и не дала ожидаемых результатов. А это объясняется тем, что меры по реформированию основных сфер общества, его структур и институтов зачастую осуществляются порознь, без учета необходимости их взаимодействия друг с другом, не просчитываются социальные последствия принимаемых решений. Нередко бывает и так, что властные структуры, зная о наличии реальных проблем, не пытаются самостоятельно решать их. Многие федеральные структуры, стремясь снять с себя какую-либо ответственность за возникновение той или иной проблемы, только предупреждают руководство страны о ее существовании. Так, Счетная палата РФ задолго до кризиса сигнализировала об угрожающем росте корпоративного долга, об острейших проблемах в сфере администратирования бюджетных доходов и расходов, о критической изношенности генерирующих мощностей [5].
Эти и другие подобные сигналы, к сожалению, уходили и уходят в никуда.
Социокультура — сложное и многоплановое понятие. Ее можно рассматривать в широ-
ком и узком смысле. В широком смысле — это проникновение культуры в политику, экономику, экологию, социальную сферу и др. В узком смысле — это синтез социальных отношений и культуры, проявление социальной сущности культуры в деятельности человека. В социокультуре отражена мера владения культурным богатством общества и применения его в социальной деятельности отдельным индивидом, конкретнойсоциально-профессиональной
группой и обществом в целом. Следовательно, социокультура — это не только состояние культуры, но и процесс деятельности, через которую реализуются социальные силы субъектов. Благодаря культуре и через культуру происходит «снятие» социального в экономическом, политическом, идеологическом содержании и т.д. Естественно, что существует и обратная связь. Важный показатель развитости социокультуры — способность властных структур, бизнеса, рядовых граждан к сотрудничеству, а необходимым условием является взаимное уважение, ответственность и высокий профессионализм всех субъектов формирующегося гражданского общества.
Современное общество требует иной культуры, иного отношения бизнеса и государства к человеку. В цивилизованном обществе бизнес — это прежде всего не прибыль, а забота о человеке, его развитии. У нас, как образно выразился в одном из своих интервью премьер — министр В.В.Путин, бизнес «жадничает». Надо признать, что и государство «жадничает». В том числе оно экономит на здоровье человека, на развитии образования, физической культуры, культуры вообще.
Конечно, нельзя идеализировать практику развитых стран по отношению к социокультурному фактору. Однако бесспорно то, что там этот фактор «работает» продуктивнее, чем в современном российском обществе. Вряд ли это требует особых доказательств. Главный урок из отчетливо обозначившихся ныне неудач по реформированию нашего общества состоит в том, что нельзя крупные общественные преобразования осуществлять на абстрактном, теоретическом конструировании вне привязки к реальной почве, которая помимо финансов, экономики, политики и идеологии имеет еще социокультурные, национальные и исторические особенности, свои традиции. Специфика российского общества во многом определяется приверженностью к коллективизму в системе жизненных установок народа. Надо это качество и подобные ему не разрушать, а «заставить» работать на общую пользу, на благо развития конкретных индивидов. Ведь удалось Японии, а сейчас и Китаю, и Южной Корее, да и ряду других стран, умело соединить социокультуру своих народов с современными высокотехнологичными производствами, обеспечить достаточно высокий уровень экономического развития, а за счет этого поднять и благосостояние своих народов.
В чем причины недооценки властью всех уровней России социокультурного фактора?
Насколько нам известно, в научной литературе нет системного, комплексного анализа этих причин. Нет и глубокого анализа истинных причин нашей прогрессирующей отсталости практически во всех сферах общества и отраслях хозяйства. И авторы данной статьи не претендуют на такой анализ.
Выделим только некоторые причины недооценки в обществе и государстве социокультурного фактора.
Условно все причины можно объединить в две группы. Первая группа причин лежит в традициях, которые исторически сформировались в нашем обществе и сегодня оказывают на него влияние, как позитивное, так и негативное. Вторая группа возникла уже в ходе проводимых реформ в течение последних двадцати лет.
Остановимся подробнее на второй группе причин.
Во-первых, с самого начала перевода нашего общества с одной модели социального развития на другую у правящей элиты отсутствовала более-менее четкая стратегия развития страны. Правительственные структуры исходили из примитивного лозунга, что надо до основания разрушить старую систему и на этой основе построить современное общество, но задумываясь при этом об экономических и социальных последствиях принимаемых решений. То есть шла активная борьба власти с «пережитками социализма». К слову сказать, она и сейчас продолжается. При этом элита особо не вникала и не вникает в содержание этих пережитков. Известно, что и в советский период шла бездумная борьба с пережитками прошлого, которые считались главным тормозом в построении коммунизма.
Известный американский социолог и экономист И. Валлерстайн справедливо подметил, что на смену ортодоксальному марксизму пришел ортодоксальный либерализм [1].
Его сторонники наивно полагали, что с приходом рынка, частной собственности все отрегулируется. Реальность оказалась иной. Как только появилась частная собственность, научно-техническое отставание выросло в разы. У нас 70 % экспорта — это голое сырье. Очевидно, что дело не в появлении частой собственности как таковой.
К сожалению, и сегодня нет научно обоснованной стратегии развития нашего общества, нет понимания того, за счет каких средств, какими методами следует осуществлять модернизацию экономики и всей социальной жизни.
Есть множество различных правительственных концепций и программ, слабо связанных друг с другом, их реализацию власть практически не отслеживает, и никто из чиновников не несет никакой ответственности.
Характерным примером может служить «Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год». Исследователи отмечают, что она, во-первых, носит несистемный характер, представляя собой набор (свод) мероприятий, предложенных разными ведомствами. Во-вторых, многие составляющие этого набора суть обычные меры, не имеющие антикризисной специфики. В-третьих, документ не отвечает основополагающим принципам программно-целевого планирования [6].
Подобный пример свидетельствует о формальном подходе власти к острейшим проблемам нашего общества.
Вторая причина недооценки социокультурного фактора лежит в преувеличении роли экономики. Этому во многом способствует ее сырьевая направленность. В обществе и государстве сложилась устойчивая привычка жить за счет экспорта нефти, газа и других полезных ископаемых, не уделяя должного внимания развитию реального производства.
Справедливо по этому поводу заметил в своей лекции известный экономист Г.Х.Попов: «Опьянение от свалившихся почти без всяких усилий значительных финансовых, валютных резервов и ряд лет солидного бюджетного профицита породили в верхах эйфорию и беззаботность, зазнайство и шапкозакидательство» [7.С.41].