Смекни!
smekni.com

Графический дизайн для музыкальной продукции. Субкультурный контекст (стр. 2 из 4)

Культурная форма субкультуры складывается во взаимодействии культурных традиций, специфических исторических обстоятельств, традиций непосредственного окружения. Одной из основных субкультурных форм является стиль, как указывает известнейший американский социолог M . Брейк в книге « The sociology of youth culture and subculture : sex a ' drugs a ' rock ' n ' roll », базовые элементы которого – манера одеваться, поведение, жаргон.

Стиль связан с несколькими важными моментами функционирования субкультуры: он выражает степень приверженности к ней, указывает на принадлежность к специфической субкультуре, выражает отношение к внешнему миру. Стиль не сводится к чисто идентификационной функции, он открыт для интерпретации его субкультурного значения для члена субкультуры. (См.: Brake M. The sociology of youth culture and subculture: sex a' drugs a' rock'n'roll. - L etc .: Routledge a. Kegan Paul ,1980. – с. 12 ).

Проиллюстрировать особый субкультурный язык и стиль можно на примере такой изолированной музыкальной общности, как true black metal (одна из наиболее радикальных ветвей тяжёлой «металлической» музыки) – здесь при создании оформления помимо неотъемлемой сатанинской символики (перевёрнутый крест, «трупный» чёрно-белый грим, пентаграмма) обязательно учитывать специфику цвета (обложка должна быть выполнена в двух цветах – чёрном и белом, причём белого должно быть как можно меньше, а лучше заменить его тёмно-серым) и выполнения логотипа группы (он должен быть максимально нечитаемым, в виде сложной вязи букв). Ясно, что при таких условиях обложка для альбома в стиле true black становится абсолютно нечитаемой никем, кроме поклонников жанра и носителей ценностей субкультуры. Однако если решить такую обложку по-другому, преданный слушатель её не то что не воспримет – он ее просто не увидит (см. рис. 1, 2, 3).

рис.1 рис.2 рис.3

Итак, для дизайнера важно учитывать целевую аудиторию, ту субкультуру, которой музыка принадлежит, с которой она напрямую соотносится.

Субкультуры – ХХ век.

Оценивая субкультурные процессы XX века, автор находит примеры как первичности музыки по отношению к субкультурной группе (яркий пример – электронная музыка, которая рождалась в студийных условиях, и лишь затем формировала клубную культуру, а также в 1956 г. практически одновременно во многих странах Европы и США появляются вызывающе одетые группы молодежи от 14 до 20 лет, слушающие рок-н-ролл и устраивающие погромы в кинотеатрах, парках, танцзалах. Именно рок-н-ролл стал одним из важнейших культурных факторов появления этой субкультуры1) , так и обратные ситуации, когда конкретная субкультура порождает музыкальный стиль (так произошло с уличной хип-хоп-культурой, в рамках которой зародился музыкальный стиль «рэп»).

Музыка - это элемент стиля, атрибут, объединяющий людей и отделяющий их от «остальных». Музыка помогает людям быть вместе, особенно это касается молодежи. Именно в молодежных субкультурах музыка занимает особое место, именно они находятся под пристальным наблюдением автора. Она становится своеобразным фильтром. Ни одна вечеринка не обходится без музыки. Именно на вечеринках, где играет определенная музыка, собираются определённые люди, они общаются на определенные темы, они одеты определенным образом. Другими словами, формируется язык общения и поведения. Для того, чтобы дизайнеру грамотно (с точки зрения «попадания» в целевую аудиторию) «оформить» музыку, необходимо изучить язык слушателей.

Субкультуры - это явление ХХ века. Проследив историю их развития, можно отметить тенденцию развития от глобальных к малочисленным и локальным. Также явно видна тенденция умножения числа субкультурных образований.

В начале века западный мир (прежде всего – США и отчасти Западная Европа) «погружается» в культуру клубности джаза, которая едина для большинства слушателей музыки, к настоящему же моменту одновременно существуют сотни субкультурных явлений по всему миру.

20–е годы в США были пропитаны атмосферой джаза; шоу-бизнеса в его глобальном проявлении, наблюдаемом сейчас, ещё попросту не было. Альтернативой джазу были классическая музыка, эстрада и народная музыка кантри. В тридцатые годы уже в самом джазе начинают выделяться различные направления, а спустя полвека некогда цельный джаз превращается в целый мир различных джазовых стилей и направлений. При этом все они имеют общий корень, общий знаменатель, который и позволяет причислять их к джазовой культуре. Поэтому практически любой конверт для джазовой пластинки с лёгкостью воспринимается нами именно как джазовое оформление – чаще всего это черно-белая (или монохромная) фотография исполнителя и/или его инструмента, нередко это снимки со сцены. На передний план выдвигается фигура исполнителя, неповторимость его игры и импровизаций как неповторимость его личности. Такое оформление подчёркивает элитарность джаза, его непростую, личностную музыкальную основу. В целом джазовая обложка всегда лаконична, условна, но при этом всегда эмоционально насыщена, полна смысла, она открыта для сопереживания исполнителю (см. рис .4, 5, 6).

рис.4 рис.5 рис.6

Позднее, в 60-е годы, электрические инструменты рождают принципиально новое восприятие музыки. Наступают времена «большого» гитарного звука, «стадионного» рока. Вместе с этим набирает обороты производство грампластинок, а значит – и процесс тиражирования музыки. К этому времени процесс глобализации шоу-бизнеса начинает набирать обороты, и многие национальные стили (джаз и рок-музыка) начинают своё шествие по миру. Это массовое явление охватывает всю Европу и Америку, попутно становясь «саундтреком» к такой субкультуре, как хиппи.

Термин «хиппи» относится к достаточно широкому спектру богемных и студенческих субкультур.

Эволюция молодежной субкультуры с точки зрения популярности ее среди молодежи развивалась по нарастающей: ни битники, ни теды, ни моды не оставили столь глубокого и мощного следа, как субкультура "хиппи". Собственно говоря, она рассматривается многими исследователями как основа современной контркультуры.

рис.7 рис.8 рис.9

Как уже только что отмечалось, движение хиппи было связано с традициями европейской и американской интеллектуальной богемы. Однако оно было несравнимо более массовое, чем движение битников. Ядро хиппи составляла недоучившаяся молодежь, занявшаяся поисками "исхода" от технократического, "материалистического" общества. Хиппи отвергли господствующие культурные стандарты и стали создавать новые. Тяга к таким формам социального бытия, в которых человек и цивилизация оказались бы адекватными, вызвали к жизни и определенные формы социального поведения и жизнеустройства. Возникает множество общин и коммун, где хиппи пытаются претворить на практике свою философию. Непосредственным толчком кристаллизации общин хиппи стали молодежные сходки в БигСур (Калифорния), на которых в закуски и напитки подмешивалась "кислота" (ЛСД). Это происходило по инициативе Кеннета Кизи, автора знаменитого "Полета над гнездом кукушки". Кен Кизи превратил приемы ЛСД в буйное, захватывающее, игровое зрелище. В результате психоделическое странствие испытали около 10 тысяч человек, а вскоре возникла наиболее известная коммуна в Хейт-Эшбери2. Коммуны сыграли существенную роль в "самоорганизации" субкультуры хиппи. В США их насчитывалось до 300 (в городах по 6-10 человек, в сельской местности - по 20-30, редко чуть больше). Хиппи пытались установить в коммунах "анти-иерархический", "антиавторитарный" порядок жизни на основе коллективного разума, совместных переживаний, творческого самовыражения и спонтанности. Поощрялись коллективные дискуссии, критика и самокритика, свободное выражение чувств и мыслей. Не допускалась регламентированность поведения членов коммуны кем-либо, деньги, если таковые имелись, делились поровну. Члены коммуны были в основном заняты ремесленным трудом, производством и продажей поделок, а в сельской местности - упорным физическим трудом. Во многих городских коммунах проповедовалась идея "сексуального освобождения": предполагалось, что тот, кто дважды спит с одним и тем же партнером, уже принадлежит к ненавистному буржуазному истеблишменту. В коммунах и вообще в среде хиппи существовала весьма своеобразная интеллектуальная атмосфера, в которой идеи восточной мистики и магии свободно соседствовали с теориями, подобными концепции "новых левых". В общекультурном плане для хиппи характерна культурная открытость, потребность в синтезе культур различных народов. Пытаясь идентифицировать себя вне пределов "неудавшейся", как им представлялось, западной цивилизации, хиппи заимствовали ценности и символы иных культур, а также ценности, группировавшиеся на втором плане той же культуры США: ностальгия по "дикому Западу", культуре индейцев3.