Смекни!
smekni.com

Графический дизайн для музыкальной продукции. Субкультурный контекст (стр. 3 из 4)

Невозможность реализации радикально-романтических идеалов хиппи привела к массовому разочарованию и "отливу" молодежи от движения. Пытаясь спасти его, группа активных сторонников начала заниматься экономическими вопросами. Пионеры "альтернативной экономики" называли себя "диггерами". "Все, что мы делаем, - свободно, - говорили они.- Мы ничего не имеем, таким образом, мы ничего не теряем".

рис.10 рис.11

Из выше приведенного описания становится ясным, то почему в среде хиппи возник особый подход к оформлению музыки, так называемый «кислотный» стиль, насыщенный яркими цветами и психоделическими рисунками. Использование растительной, цветочной орнаментики, особая «текучесть», плавность линий, нечитаемые шрифты – всё это явилось воплощением идеологии или другими словами субкультурной ментальности представителей субкультуры (см. рис.7, 8, 9, 10, 11). Приведенный пример обложки – произведение представителя субкультуры. Дизайнер в данном случае - сам носитель субкультурной ментальности.

Именно в это время зарождается шоу-бизнес как глобальное явление, как основной заказчик дизайна в сфере музыки. Его утверждение раз и навсегда определило ориентацию массового музыкального дизайна на коммерческое продвижение музыки и породило противопоставление «модного» оформления и оформления «для ценителей».

Наконец, в 70-80-е годы вначале в Америке, а затем и в Европе формируется электронная субкультура ночных клубов и дискотек. Именно она в последствии, к концу ХХ века станет основным источником смешения и разветвления музыкальных жанров и стилей. Внутри самой электронной музыки к этому времени будет сформировано уже порядка двадцати стилей и направлений. Тем не менее, классическую электронную обложку мы всегда можем узнать по ряду графических эффектов и приёмов. Среди них – абстрактные композиции, не использующие конкретных образов, геометрическое растрирование изображения на грани с оп-артом, позднее – использование 3 D -объектов и 3 D -эффектов. Всё вышеперечисленное отражает суть электронной музыки в её исходном виде. Эта музыка основана на искусственных звуках и музыкальных эффектах (таких, как повторение и заимствование звуков). В оформлении у дизайнера на первом плане также оказывается графический эффект, приём (см. рис.12, 13).

рис.12 рис.13

С приходом электронной музыки из студии на танцпол начинает формироваться специфическая клубная субкультура; параллельно в дизайн привносятся элементы этой эстетики (изображение пластинки, руки ди-джея, фигуры танцующих, световые эффекты), но изображения по-прежнему неконкретны, композиции сюрреалистичны (см. рис. 14).

В дальнейшем в электронной музыке наблюдается слияние с поп-культурой, что не замедлило сказаться и на дизайне – сейчас многие пластинки, проходящие по ведомству электронной музыки, выглядят вот так (см. рис. 15, 16).

рис.14 рис.15 рис.16

Общий итог описанных выше процессов смешения стилей и субкультур – то, что к концу XX века, как было отмечено выше, их общая картина становится крайне пёстрой и запутанной.

Российский контекст.

Хотелось бы остановиться подробнее на ситуации в нашей стране.

Если говорить об исследованиях субкультурных явлений, то до конца 1980-х годов в России молодежная субкультура не считалась предметом, достойным какого-либо серьезного научного анализа. В лучшем случае на нее обращали внимание активисты ВЛКСМ с тем, чтобы, оттачивая свои пропагандистские навыки, в очередной раз вынести ей суровый приговор. Только в конце 1980-х годов под влиянием "перестройки" и событий либеральной революции 1991-1993 годов не только пресса, но социологи и культурологи обратили внимание на молодежную субкультуру и за два-три года в период 1988-1990-х годов появились исследования разного уровня, так сказать, открывшие тему.

В музыкальном плане до 90-х годов на территории Советского Союза ситуация была примерно такой: существовала официальная эстрада, академическая (классическая) музыка и подпольный русский рок. Кроме обозначенных направлений были также, например, жанр «блатной» песни, позже выродившийся в т.н. «русский шансон», авторская песня и разного рода самодеятельность. Естественно, о каком-либо «шоу-бизнесе» в советское время не могло быть и речи.

На данный момент весь музыкальный бизнес в России подвержен сильному влиянию извне, с Запада. Об этом свидетельствует огромное количество музыкальных стилей и жанров, хлынувших на нас с конца 80-х годов.

рис. 17

Особенно хочется отметить стиль, единственный зародившийся и развившийся в России. Это «русский шансон», и при всех его спорных достоинствах он по-своему уникален. Музыке в этом направлении уделяется меньшее внимание по сравнению с текстом. Объясняется это желанием представителей субкультуры поделиться своей историей (хоть даже истории все практически на одно лицо). Благодаря этой музыке в криминальных кругах поддерживается некое братство. Музыкальная составляющая «русского шансона» требует отдельного разговора. Зачастую используется задушевная, распевная мелодика, свойственная русской и цыганской народной музыке. Столь же «уникально» и визуальное оформление «шансона» – оно узнаётся безошибочно практически всеми. Естественно, это происходит благодаря чётким образам, вынесенным на обложки, постеры, в клипы. Чаще всего это сам исполнитель в окружении атрибутов (колючая проволока, силуэт тюремной ограды, иномарка, «роковая женщина»). Лицо его серьёзно, порой даже печально – это чуть ли не главное. Ведь в «русском шансоне» речь идёт о нелегкой жизни. Псевдо-романтика – так я бы охарактеризовала многочисленные произведения наших «шансонье».

Оформление чаще всего характеризуется отсутствием вкуса, чувства композиции и меры, поскольку это не важно для потребителей. Они не оценивают эстетическую ценность обложки или музыки, они слушают истории про себя. Аудитория слушателей к настоящему моменту расширилась по сравнению с первоначальной: сейчас шансон слушают все, кому надоели все остальные стили, люди находят отдушину, нашу «родную душу» в этой музыке. При этом представители криминальной субкультуры остаются почти единственными ее производителями. (см. рис. 17)

В результате, как уже было обозначено в начале статьи, русская культура не обладает корнями ни электронной музыки, ни рока, ни рэпа, ни джаза, ни металла. Этот список при желании можно продолжать. Но на данный момент все эти стили представлены в России определённым количеством исполнителей и слушателей, а значит и субкультур.

рис.18

Для российских дизайнеров в такой ситуации существует только один выход: изучать системы ценностей тех субкультурных явлений, которые проникают и будут проникать к нам из-за рубежа вместе с музыкальными стилями. Традиции графического оформления многих музыкальных стилей пришедших с Запада, уже сложились и закрепились на уровне стереотипов у многих слушателей и исполнителей. Эти стереотипы необходимо грамотно интерпретировать (см. рис. 18). Представленная иллюстрация - оформление, сделанное в 2004 году для русского ди-джея, но выполнено оно в традициях оформления электронной музыки, сложившихся ещё в середине 80-х годов (в первую очередь автор имеет в виду приём крупного растрирования, который выглядит современно благодаря композиции и цветовому решению). Подобное оформление будет правильно воспринято целевой аудиторией (субкультурой), оно узнаваемо при том, что музыку зритель еще не слышал.

Околосубкультурные факторы.

Говоря о субкультурных факторах влияющих на оформление, нельзя не затронуть и те, которые к ним не относятся напрямую. Тем более такие общемировые тенденции как деление музыки на коммерчески ориентированную и менее коммерческую, что, несомненно, с ценностями внутри разных субкультур и отражается и на дизайне.

К коммерческой музыкой автор относит музыку «для миллионов», производимую в больших объемах на крупных лейблах. Некоммерческой - музыку для ценителей, ей характерны небольшие тиражи, маленькие независимые лейблы. К первому направлению относится прежде всего молодежная музыка - за ней стоит то, что мы называем поп-культурой. Крупные звукозаписывающие компании (так называемые «мейджоры») за границей определяют и культивируют массовую молодежную культуру. По сути та же ситуация и в нашей стране. Большой шоу–бизнес как в России, так и на Западе сейчас производит звёзд-однодневок, «деланных» от музыки до имиджа, в этом случае дизайн играет особую роль. Он создает иллюзию идеальной жизни, в которой все красиво, роскошно, дорого. Для этой субкультуры музыка – это сопровождение красивой жизни; она декоративна, однодневна - здесь преобладают МОДА, дороговизна и престижность различных атрибутов и приемов. Определенные поведенческие модели, например фигура с определенными параметрами, культ молодости. Основным проповедником этой массовой культуры является телевидение, причем не только MTV, а практически всё то, что мы видим на экране. В общем и целом, в коммерческом направлении звезды могут быть и не «однодневками», но для того чтобы удержаться на волне популярности, они будут меняться в том направлении, которое им укажут, поскольку за каждой из них стоят большие деньги. Как правило, там, где большие деньги, там присутствует дорогой дизайн, часто пустой и сладкий, как фантик (см. рис. 19, 20).