Смекни!
smekni.com

Основные этапы развития культуры России (стр. 2 из 4)

Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы. Но их храм был скорее местом хранения предметов покло­нения. Обряды же сопровождались произнесением заговоров, за­клинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных инструмен­тах, элементами театрализованных действий. Византийские исто­рики упоминали о трех музыкантах, захваченных в VI веке в плен по пути в Хазарию, куда шли в качестве послов своего князя. Плен­ные славяне сообщили, что они не умеют владеть оружием, а толь­ко умеют играть на своих инструментах. Это сообщение свидетельствовало о привилегированном, почетном положении древних му­зыкантов. Выполнять дипломатические поручения могли люди, об­леченные доверием. Такое совмещение функций было широко рас­пространено в средневековой Западной Европе. В феодальной Руси этот обычай некоторое время еще будет сохранен.

В связи с потребностью внутреннего объединения княжес­кий бог Перун становится богом общегосударственным. В славян­ском пантеоне были и боги неславянского происхождения. Финская богиня Мокош, бог солнца народов Востока — Хорос. В результате обычные межплеменные конфликты получали закрепление в ре­лигиозной сфере. В 980 году Владимир предпринял первую религи­озную реформу, суть которой — слияние разнородных богов в еди­ном пантеоне. Но она потерпела неудачу. Очень рано к славянам проникли языческие религии соседних народов. Они были знакомы и с другими вероисповеданиями: иудаизмом, католицизмом, пра­вославием. С ними Русь познакомилась, постоянно общаясь с хаза­рами, народами Средней Азии, Византией, Европой. Таким обра­зом, геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке различных миров. Население Руси было под мощным влия­нием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского. Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе и подошла одновременно с ней к рубе­жу образования раннефеодального государства. Призвание варя­гов стимулировало этот процесс. Киевское государство строилось на основе западного института вассалитета, который включал по­нятие свободы. Главную и широкую основу для вхождения в евро­пейское сообщество создавало принятие христианства. Крещение Руси стало переломным рубежом в истории и культуре.

2. Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры

Несущим элементом любой культуры является религия. Это не просто вера в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира стала государ­ством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стреми­лась войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси.

Сведения о проповеди христианства в Поднепровье восхо­дят к I веку н. э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозван­ного. Апостол якобы поставил крест на месте будущего Киева, пред­сказав, что тут возникнет «град велик». В источниках содержатся сведения о крещении княгини Ольги, о существовании в период ее властвования христианских храмов. Таким образом, проповедь христианства существовала издавна, хотя христианство еще и не стало господствующей религией. Русь официально приняла хрис­тианство в 988 году, в акте знаменитого крещения на Днепре жите­лей Киева. Смена веры на Руси произошла без иностранного вме­шательства. Это было ее внутренним делом. Она сама сделала свой выбор. Большинство ее соседей приняло христианство из рук мис­сионеров и крестоносцев.

Выбор восточной ветви христианства — православия — был определен рядом причин, внутренних и внешних. В этот период сформировалась необходимость этнокультурного объединения всех земель. Язычество должно было уступить место новой рели­гии, так как оно отражало демократический быт древнеславянского общества, исчезающий под натиском общегосударственного феодализма. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные поли­тические, экономические, культурные связи Киева и Констан­тинополя. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императо­ра. Это соответствовало политическим устремлениям князя Вла­димира. Для него было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры не лишало Руси ее самостоятельности. Несмотря на то, что православную церковь возглавил византийский патриарх и император, Русь была впол­не суверенным государством. На это и были направлены реформы Владимира, имевшие целью изменение культурных основ Киев­ской Руси. И еще один момент привлек его. Христианство по пра­вославному образцу не связывало богословие языковыми канона­ми. В католицизме богослужение проходило на латинском языке. Киев защищал национальное богослужение, делая упор на возве­личивание славянского языка до уровня божественного. Визан­тийская церковь разрешала отправление религиозного культа на национальном языке.

Христианство, заимствованное от греков и в то же время не отмежеванное полностью от Запада, в конечном счете оказа­лось ни Византийским, ни Западным, а русским. Это обрусение христианского верования и церкви рано началось и шло в двух направлениях. Первое — борьба за свою национальную церковь в верхах. Греческие митрополиты встретились на Руси с тенден­цией к самобытности. Первые русские святые были возвеличены по причинам политическим, не имеющим отношения к вере, во­преки мнению грека-митрополита. Вторая струя шла из народа. Новая вера не могла вытеснить то, что было частью самого наро­да. Рядом с христианской верой, недостаточно крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось не двоеверие, а новая синкретическая вера как результат обрусения христиан­ства. Христианство было своеобразно усвоено русскими, как и все, что попадало извне. '

Как повлиял выбор христианства на русскую историю и культуру? В период X—XIII веков происходил сложный психоло­гический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приори­тетов всегда труден. На Руси он происходил не без насилия. На сме­ну жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая тре­бовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь. Она пропове­довала новую идеологию, прививала новые ценностные ориенти­ры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытека­ющей из евангелистских заповедей. Христианство создавало ши­рокую основу для объединения древнерусского общества, форми­рования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русом и славянином. Всех объ­единила общая духовная основа. Произошла гуманизация общест­ва. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.

Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, тор­говые, культурные связи со странами христианского мира. Оно способствовало становлению городской культуры в преимущест­венно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Но необходимо учитывать специфический «слободской» характер русских городов, где основная масса населения продолжала зани­маться сельскохозяйственным производством, в незначительной мере дополненным ремеслом, а собственно городская культура со­средоточилась в узком кругу светской и церковной аристократии. Этим можно объяснить поверхностный, формально-образный уровень христианизации русских мещан, их невежественность в элементарным религиозных верованиях, наивное истолкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев, посещавших страну в средние века и в более позднее время. Опора власти на религию как на социально-нормативный институт, регулирую­щий общественную жизнь, сформировала особый тип русского массового православия — формального, невежественного, часто синтезированного с языческой мистикой.

Церковь способствовала созданию на Руси великолепной ар­хитектуры, искусства, появились первые летописи, школы, где обу­чались люди из различных слоев населения. То, что христианство было принято в восточном варианте, имело и иные последствия, про­явившиеся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве, была выражена идея прогресса. Во вре­мена Киевской Руси это еще не имело большого значения. Но по ме­ре того, как ускорялись темпы развития Европы, ориентация православил на иное понимание целей жизни сказывалась существенно. Европейского типа установка на преобразующую деятельность бы­ла сильна на первых этапах истории, но она была трансформирова­на православием. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосо­вершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена, как духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального и обществен­ного прогресса, для преобразования реальной жизни личности. Ори­ентация на Византию означала и отторжение от латинского, греко-римского наследия. М. Грек предостерегал от перевода трудов за­падных мыслителей на русский язык. Он считал, что это может нанести ущерб истинному христианству. Особенной хуле подверга­лась эллинистическая литература, которая вообще не имела отно­шения к христианству. Но полностью отрезанной от античного на­следия Русь не была. Влияние эллинизма, вторичное, сказывалось через византийскую культуру. Оставили свой след колонии в При­черноморье, велик был интерес и к античной философии.