Смекни!
smekni.com

Основные этапы развития культуры России (стр. 3 из 4)

В течение длительного времени, до XIX века, христианство останется доминантой культуры. Оно будет определять стиль, ма­неры, образ мыслей и чувств. Складывалось своеобразное отноше­ние церкви и государства. Государство взяло на себя и церковные задачи. Церковь стала орудием централизации государства, созда­ла идейные основы самодержавия. Организационные особенности церкви способствовали культурной замкнутости страны. В России усилился традиционализм. Здесь не было реформации — альтер­нативы православию. С периода Московского царства нарастает культурное отставание от Западной Европы.

3. Культура Киевской Руси

К XII—XIII векам древнерусская культура достигла своего выс­шего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основе этих достижений — успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие по­лучило русское ремесло. В Древней Руси существовало более 40 ремесленных специальностей. Важное место занимало кузнечное. Производилось более 150 видов изделий из железа, стали. На Руси были сделаны научно-технические открытия, в том числе создание цилиндрического замка, который с успехом продавался в Европе. Знания ремесленно-практического толка развивались, укрепля­лись, передавались из поколения в поколение.

В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах. Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная языковая поэзия, опи­равшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о про­шлом родной земли. Устная летопись предшествовала летописи письменной. К X веку относится возникновение нового эпического жанра — героического былинного эпоса, явившегося вершиной уст­ного народного творчества. Былины — это устные поэтические про­изведения о прошлом. В их основе лежат реальные исторические события. Былины пелись часто в сопровождении гусляров. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными за­хватчиками, идея единства и величия Руси. В народной памяти бы­линный эпос сохранился до XX века.

Значительным культурным переворотом было введение еди­ной письменности, так как язык являлся несущим элементом куль­туры. Русский язык — один из славянских языков, относящихся к ин­доевропейской группе, прошел долгий путь развития. В VII—VIII ве­ках можно предположить существование восточно-славянских пле­менных диалектов, на основе консолидации которых возник древне­русский язык Он сформировался в XI—XIV веках. Старославянский язык пришел на Русь с богослужебной литературой. Славянская аз­бука была составлена греками Кириллом и Мефодием с учетом спе­цифики славянской речи на основе греческого скорописного письма с добавлением букв из коптского и самаритянского алфавитов. Один из письменных памятников Киевской Руси «Русская правда» написан подлинно народным, простым, ясным языком. Этому языку не страш­ны были «влияния». Он мог только обогащаться новыми словами, обо­ротами, не теряя своего национального облика.

Славянская письменность, литература в XI—XII веках до­стигла своего расцвета. За менее чем 150 лет Русь прошла путь от пе­риода бесписьменности к вершинам словесного искусства. Язык ве­личайшего произведения «Слово о полку Игореве» корнями уходит в народную устную поэзию, откуда автор черпал свои образы, эпите­ты, сравнения. «Слово» уникально, оно наиболее полно отражает дух эпохи, ее мировоззрение. Для истории русской культуры важно под­черкнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии особенностей народных говоров прочно внедрились на всей террито­рии Руси. От севера до юга в юридических документах, историчес­ких повестях, стихах, прозе звучал гибкий, образный русский язык

Благодаря мощным связям с Византией развивалось про­свещение. Городское население Руси было грамотным. Князья вла­дели иностранными, древними языками. Киевскую Русь называли «книжной страной». При монастырях были созданы школы, библи­отеки, архивы, переводилось большое количество литературы, пи­сались летописи. Уровень развития культуры Киевской Руси для своего времени был достаточно высок.

После принятия христианства для Руси стало характер­ным противоречивое отношение к светским увеселениям: их то запрещали, то признавали необходимость смеховой разрядки. Первое было характерно для духовенства, которое видело в на­родных традициях проявление язычества. Но в сознании народа, большинства князей аскетическое отрицание плотских радостей вызывало противодействие. С XI века в литературных памятни­ках встречаются упоминания о скоморохах. Это были актеры, со­четавшие черты потешника, драматического лицедея, музыкан­та, певца, танцора, фокусника. Со своими «бесовскими» песнями и плясками они были любимы и при дворе князя и в крестьянской избе. Помимо скоморохов любимым зрелищем народа были кол­лективные игрища, приуроченные к традиционным бытовым и земледельческим праздникам. Гротеск, буффонада, смех были непременным элементом этих веселых зрелищ. «Смеховая куль­тура» сохранялась в традициях этих праздников. Но христиан­ские ценности и обряды постепенно входили и в народную культу­ру, вытесняя язычество, перемешиваясь с ним.

От XI—XII веков дошло более 80 духовных и светских книг. Древнерусские авторы предпочитали оставаться неизвестными. Литература Древней Руси быстро стала самостоятельной. Она взяла на себя как бы все функции по воспитанию народа. Церков­ная литература сформировалась в различных жанрах — притчи, жития, поучения («Поучения Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе»). К первой половине XI века относятся истоки философской культуры. Их связывают с религиозно-философ­ским произведением «Слово о законе и благодати» киевского мит­рополита Иллариона.

Древнерусскую литературу можно рассматривать как ли­тературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая ис­тория. Тема — смысл человеческой жизни. Многотомные великие Четьи-Минеи (то есть чтения, расположенные по месяцам года), летописи («Повесть временных лет» и др.), хронографы, «хожде­ния» (описания путешествий) — все это свидетельствовало о чув­стве величия мира древнерусским человеком. Литература этого периода носила поучительный характер, рассказывала не о при­думанном, а о реальном. До XVII века она не знает почти условных персонажей. Имена действующих лиц исторические. Литература Руси видела свою главную роль в просвещении, проповеди свет­ской жизни, введении русской культуры в мировую христианскую культуру. Высокого уровня достигло законодательство Древней Руси. Правовой кодекс «Русская правда» поражает развитой для своего времени правовой культурой.

Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величест­венные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную

(Десятинную церковь, построенную в честь принятия христианст­ва), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые воро­та в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внима­ние к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с гран­диозным символом неба — куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест.

Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с од­ной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой — сразу наме­тился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных пу­тей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви — Деся­тинной — наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность — это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Не­обходимым элементом украшения были иконы. Первые архитек­торы и иконописцы в Древней Руси были греки, которые обучали русских. Но где бы ни обучались русские художники, они перени­мали лишь технику, интересовались стилем. Уже в XII веке рус­ские иконописцы создают оригинальные художественные компо­зиции на темы, не известные в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на ру­ках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и ста­ла своеобразным символом Руси.

В условиях феодальной раздробленности важную роль в со­хранении и укреплении связей между разрозненными землями иг­рала общность культурных традиций. Художественное наследие Киевской Руси сохраняло значение в качестве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самосто­ятельное развитие. Образование местных школ способствовало сближению искусства народного и «ученого», более широкому про­никновению народных элементов в культуру господствующего класса: В середине XII века во Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство монументальных храмов (Успен­ского, Дмитровского во Владимире, роскошных дворцовых соору­жений в Боголюбове). Высокого развития достигло церковно-певческое искусство.