Они используют шлемы из бронзы, на которых крепят разные фигуры или рога, и оттого кажутся еще выше... Другие же надевают доспехи, сделанные из цепей. Большинство из них идут в бой в доспехе, который дан всем от природы, то есть, попросту обнаженными. В атаке их сопровождают ужасные, нестройные звуки боевых труб, которым они отвечают воинственными криками и ударами мечей о щиты.
Такими увидел кельтов римский историк Диодор. Какими же они были в действительности? Что здесь правда, а что — ложь, ошибка или искажение? Вряд ли кто-нибудь теперь сможет дать окончательный ответ. Кельты исчезли с лиц земли, и исчезли всякие прямые свидетельства о них.
Кельты
Никто не знает, откуда они пришли. Впоследствии греки назвали их кельтами (keltoi), а римляне — галлами (galli), что значит «безродные дикари». Под этими именами они и остались в истории. Кельты, или галлы, мало были похожи на другие народы. Это было целое сообщество разных племен: бойи, гельветы, эдуи, белги, секваны…
Впервые кельты появились за три тысячи лет до рождения Христа. Расселившись, они заняли территорию, на которой теперь расположены Франция, Германия, Швейцария, Британия, Ирландия, Чехия, Венгрия, Болгария. Они научили европейцев пользоваться железными орудиями и повозками на колесах. Их поселения впоследствии превратились в крупнейшие европейские столицы — Париж, Лондон, Будапешт...
Записанная тайна непременно станет всеобщим достоянием, записанное знание будет осквернено. Поэтому кельты и друиды — хранители кельтских традиций, мистики и обрядов — передавали учение только устно, рассказывая ученику. Возможно, поэтому мы так мало знаем об их жизни, традициях и религии. Практически, единственными дошедшими до нас источниками остались записи ирландских и валлийских саг, сделанные в в Ирландии, Уэльсе и Корнуолле, где кельтские обычаи сохранились до наступления Нового времени.
Из отдельных фактов, разобщенных во времени и в пространстве, из осколков разбитого витража приходится восстанавливать общую картину жизни этого исчезнувшего народа. Неизвестны представления кельтов о сотворении и гибели мира, неясны значения, даты и обряды большинства их праздников. Одни боги известны нам только по названиям, другие — только по изображениям, и часто бывает невозможно связать одно с другим.
Друиды... Кем были они в действительности? Гадателями и астрологами? Жрецами и целителями? Магами и хранителями тайного знания? Стать друидом мог сын или дочь знатного человека, но прежде требовалось пройти долгое обучение, которое занимало двадцать лет. Некоторые считают, что друиды имели свою организацию, не подчинявшуюся земным властителям и охватывавшую все земли кельтов. Раз в год друиды стекались отовсюду в область племени карнутов на собрание. Главным меж них был Верховный маг, которого друиды выбирали себе сами.
Помимо друидов, известны эвбаги, низшее священство, на которых было возложено проведение магических обрядов, и, конечно, барды — певцы, поэты и мистики. Барды знали о «Меде поэзии», чей мистический язык способен принести удачу в бою, отвести тяжелый недуг или, наоборот, поразить насмерть. У бардов было свое закрытое сообщество, и свой князь. Князем бардов был легендарный Талиесин.
Мало что известно и об их праздниках. Новый год (samain) символизировал вечное противостояние двух миров — нашего и потустороннего, предсказывал разрушение мира демоническими силами и ритуальную гибель кельтского правителя. Во время летнего и зимнего солнцестояния, а также в каждое полнолуние совершался священный обряд срезания ветви омелы золотым серпом. Исполняющий обряд друид облачался в белую одежду. Омела была символом жизни и солнца, а срезание ветви омелы с дуба, на котором она растет, имело значение «кастрации» магического дерева.
Скорее всего, кельты верили в переселение душ. Свой род они вели от владыки потустороннего мира, Эоахида (Дагда). Их загробный мир находился под землей, под водой, или же на Блаженных Островах, где остановилось время, где царят изобилие и молодость. А на севере, в местах забвения и смерти, находился остров со стеклянной башней, где жили фоморы — демоны нижнего мира. Потусторонний мир тогда находился совсем рядом, по соседству с местами обитания людей.
По лесным дорогам бродил могучий старец Огмос, одетый в звериные шкуры и с палицей в руке. Он обладал даром провидеть будущее, и уши людей были связаны с его устами невидимыми цепями. Огмос дал людям письменность. Свирепый покровитель войн Эзус сражался серпом. Для жертвы ему годились только люди, повешенные на деревьях. Огромный бог-громовержец, чье имя теперь забыто, принимал в жертву сожженных людей. Многие боги имели полузвериный облик — вепря, оленя, змеи, рыбы. Реки и леса полны были мелких духов, постоянно норовивших напроказить людям. В чащобах встречались эльфы и Озерный народ, водились карлики и устрашающие чудовища.
Римляне, которые в начале нашего тысячелетия теснили кельтов в Европе, всеми силами искореняли их религию. Император Клавдий, по словам летописцев, «совершенно уничтожил в Галлии друидическую религию, отличавшуюся своей ужасной бесчеловечностью». Их культура и религия прекратили свое существование вместе с ними. Но сюжеты и персонажи кельтских мифов и легенд продолжают свое существование в традициях и в памяти многих народов Европы.
Легенда
Этот символ имеет мистическое значение и связан со стихией воды и морем.
Миф — это вымысел, а легенда — это вымышленная история. В те времена, когда не было ни индустрии шоу-бизнеса, ни регулярных выпусков новостей, легенды были едва ли не единственной почвой, на которой произрастало человеческое воображение. Но, кроме того, легенда и миф — это попытка дать объяснение таким вещам, как зарождение Вселенной, природа потусторонних сил, иерархия творений, происхождение традиций...
Легенды приближали человека к пониманию того, что называется «причина всех вещей». Они были способом мышления людей в те древние времена, носителями идей. Они создавали уникальное культурное поле, объединявшее людей перед лицом враждебной природы и враждебных народов вокруг. Человек думал о мире, и мысли его получали воплощение в легенде, которая, в свою очередь, меняла мысли человека, а через него — и остальной мир.
Отражалось ли сознание людей в легендах, или легенды его создавали, в любом случае миф был настолько важным определяющим элементом жизни, насколько научный материализм еще лишь пытается стать.
Повелитель Танца
Случилось это в те далекие времена, когда мир еще был полон магии, эльфы враждовали с феями, а римляне пытались захватить Остров. Повелитель тьмы встал под знамена имперских захватчиков, мечтая окончательно расправиться со своим извечным врагом, Повелителем танца. Некогда Повелитель тьмы уже почти схватил его, но Повелитель танца укрылся со своими людьми на потайной заколдованной горе. С тех пор прошло двести лет, и танцоры стали легендой, передаваемой из уст в уста. Легендой, но не более.
Вот почему предводитель клана Коннер, чьи люди были сражены неведомой болезнью, не поверил друиду, когда тот сказал, что для спасения больных нужно просить о помощи Повелителя танца. Захворавшие воины были передовым отрядом, сразившимся с войском римлян. Римлян было меньше, чем ирландцев, но среди них были странные люди в полумасках, одетые в черное. Перед битвой они встали в круг, и внезапно налетели тучи, подул гнилостный ветер, и ирландцы, почувствовав неодолимую слабость и страх, бежали. Все они были охвачены странной лихорадкой. Друид понял, что это — дело рук Повелителя тьмы, и теперь только Повелитель танца и его народ смогут спасти заболевших от мучительной смерти.
Коннер, хотя и не до конца поверил друиду, все же отправился в северные горы — туда, где, по преданию, жил в изгнании Повелитель танца. Долго он пытался найти тайное убежище, но никак не мог, пока некая старая женщина не сказала: «В тебе живет недоверие. Ты никогда не найдешь заколдованную гору, пока не поверишь в Повелителя танца». Тогда Коннер понял, что Повелитель танца — не просто легенда, и что единственный способ вылечить людей — поверить в него.
И вскоре, на горе, скрытой от посторонних глаз заколдованным туманом, на самой вершине, плоской, как стол, Коннер нашел деревню танцоров. И были они стройные и голубоглазые, с легкой походкой. Повелитель танца, убедившись в добрых намерениях пришельцев, взял нескольких танцоров, и вместе они в момент добрались до деревни Коннера. Расчистив круг, танцоры во главе с Повелителем танца исполнили свою магическую пляску и вылечили воинов.
Так Коннер нашел Повелителя танца, а Повелитель танца нашел Коннера — ведь танцоры не могут жить без короля. Несмотря на магию танца, перед грубой силой они беззащитны. Танцоры бессмертны, но уязвимы. Поэтому они всегда были с королями: короли оберегали их, а танцоры давали королям свою магическую поддержку. В Коннере Повелитель танца увидел человека, способного быть покровителем, защитить Остров от захватчиков, объединить племена и помочь Повелителю танца избавиться, наконец, от заклятого врага, Повелителя тьмы, перешедшего на сторону римлян.
Но через несколько дней, когда Повелитель танца со своей возлюбленной Сирис и другими танцорами были в лесу, им явилась сестра Короля фей, говорившая странные слова. Она рассказала, что, если танцоры победят Повелителя тьмы, то римляне завоюют Остров, ирландцы навеки станут рабами, закроются холмы фей и пещеры эльфов, и волшебство уйдет из этого мира. А еще она повелела людям Повелителя танца объединиться с Повелителем тьмы и его танцорами, чтобы изгнать завоевателей. Повелитель танца был поражен, услышав это, но фея обладала даром провидения, и ослушаться ее слов было равносильно самоубийству. В растерянности танцоры возвратились в деревню.