В связи с этим можно предположить, что российское правительство заинтересовано в том, чтобы в России существовали огромные финансовые институты, способные конкурировать с крупными иностранными банками, которые, как ожидается, будут активно осваивать российский рынок в средне- и долгосрочной перспективе. Если оставить Сбербанк и ВТБ в стороне, то окажется, что в стране нет ни одного банка, чья доля в совокупном объеме выданных ссуд или привлеченных вкладов превышала бы 5%. Примерно 15 банков имеют долю от 1 до 4%, у остальных она еще меньше. Всего в России действуют примерно 1200 банков, из которых более 80% имеют капитал в размере менее 10 млн. долл. Коммерческие системы большинства банков имеют ограниченную ценность, их торговые марки мало узнаваемы, их клиенты не отличаются лояльностью и легко переходят на обслуживание в другие банки. Некоторые банки имеют значительный бизнес и сильные позиции в регионах, что позволяет им укреплять соответствующие коммерческие сети, однако такая экспансия создает большую нагрузку на их системы и сопряжена с высокими затратами. С точки зрения кредитного анализа, небольшой размер российских банков представляет собой фактор риска: он обусловливает высокую концентрацию кредитного портфеля и ресурсной базы, поскольку размеры капитала и совокупных активов таких банков не позволяют им удовлетворять значительные финансовые потребности крупнейших промышленных компаний страны.
Становится все более понятно, что кроме банков, находящихся в государственной собственности, другими серьезно выигравшими в результате последних событий на российском финансовом рынке являются дочерние банки иностранных банков. Хотя банковский сектор России остается в значительной степени инсайдерским и приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на него ограничен, роль иностранных банков в формировании общей картины отрасли и динамики конкуренции в ней постоянно растет. Правда, их немного. К примеру, в декабре 2003 года количество действующих кредитных организаций с иностранным участием составляло 128, а в декабре 2004 года – 131. В России отмечается самая низкая (менее 10% активов) степень иностранного банковского присутствия среди всех стран Западной, Центральной или Восточной Европы.
Однако уже в недалеком будущем роль иностранных кредитных организаций могла бы возрасти. В последнее время многочисленные сделки, такие как покупка 50% Банка Русский Стандарт французским BNP-Paribas и приобретение американским GE Capital Банка Дельта-Кредит, продемонстрировали растущий интерес к российскому банковскому сектору. Международный Московский Банк, уже входят в тридцатку крупнейших в России. Если в прошлые годы иностранные банки работали почти исключительно со своими иностранными клиентами и российскими «голубыми фишками», то сейчас они активно обслуживают компании среднего размера и частных лиц, тем самым, расширяя свой бизнес в России. Иностранные банки постепенно наращивают свое присутствие в России, хотя этот процесс проходит далеко не гладко. Доля иностранных банков в совокупном капитале банковской системы (около 12% в середине 2006 г. против лишь 8% в 2004 г.) все еще намного ниже, чем на других развивающихся рынках.
Одной из причин такого растущего интереса является то, что банки идут вслед за своими международными клиентами, а привлечение Россией инвестиций в такие экспорто-ориентированные сектора экономики, как энергетика или сырьевые отрасли, весьма вероятно: за 9 месяцев 2004 г. страну был привлечен объем иностранных инвестиций, на 39,4% превосходящий аналогичное значение 2003 года.
Впрочем, иностранные банки не имеют далеко идущих планов в отношении региональной экспансии, в основном они работают в Москве и ряде других крупных городов. Однако, их растущее присутствие могло бы послужить катализатором реформ, особенно имея в виду вероятную альтернативу банкам, находящимся в государственной собственности. Это - позитивная эволюция, которая могла бы способствовать появлению нескольких мощных частных кредитных организаций со значительной долей на рынке и соответствующими объемами операций, а также ускорить исчезновение более слабых кредитных организаций. Наконец, что также немаловажно, такое развитие событий могло бы привести к формированию среды более высокого уровня саморегулирования, а также способствовать всеобщей прозрачности, в особенности с тем, чтобы приблизить формальное владение к эффективному контролю.
Российская банковская система все еще традиционно рассматривается как одна из самых рискованных в мире: она распылена и недостаточно капитализирована, без крупных иностранных инвестиций, подвержена высоко концентрированным рискам, уязвима для внешних шоков и потенциальной перемены направления политики правительства, недостаточно регулируема в слабой правовой среде, страдает от неадекватной практики бухгалтерского учета и непрозрачной структуры собственности.
Недостаточное развитие банковской деятельности ограничивают главным образом высокие риски. Основными видами банковских рисков, для покрытия которых необходим значительный объем капитала, являются:
·кредитные риски (характеризуются потерями от не возврата кредитов);
·финансовые риски (курсовые риски связаны с переоценкой вследствие резкого изменения валютного курса, риски рынка ценных бумаг – с обесценением вложений вследствие изменения процентных ставок);
·риски потери ликвидности (оцениваются через затраты на восстановление необходимого уровня ликвидности).
Кредитный риск. Уровень кредитных рисков в российской банковской системе — один из самых высоких в мире. По уровню страновых рисков банковского сектора Россия относится к девятой «группе риска» из десяти (в первую группу входят банковские системы с наименьшим уровнем риска, в десятую — с наибольшим). Высокий уровень риска вложений средств в реальную экономику препятствует наращиванию кредитной активности банков. Доля кредитов реальному сектору экономики в совокупных активах банковского сектора составляет около 33%, а отношение этих кредитов к ВВП - примерно 10%. По оценке самих банков, высокий кредитный риск является наиболее существенным фактором, сдерживающим их кредитную активность. Отмечается значительная концентрация кредитных рисков у ограниченного круга заемщиков (доля крупных кредитных рисков в активах банковского сектора составляет около 30%).
Риск ликвидности. Дефицит средне- и долгосрочных ресурсов является важным фактором, сдерживающим развитие операций банков. Долгосрочные обязательства (со сроком исполнения свыше 1 года) по состоянию на 1.01.2001 составляли только около 7% совокупных обязательств банков. Ситуацию усугубляет отсутствие высоколиквидных финансовых инструментов, которые могли бы быть использованы для управления ликвидностью.
Низкая капитализация банков. Совокупный капитал банковского сектора составляет около 4% ВВП, что существенно меньше аналогичных показателей не только развитых, но и основной части развивающихся стран.
Несмотря на сохраняющиеся (хотя и уменьшающиеся) экономические и отраслевые риски в России, наш прогноз по кредитным рейтингам российских банков остается в целом позитивным. Однако следует учитывать, что уровень рейтингов этих банков является одним из самых низких в мире. Дальнейшие повышения рейтингов ― а они, скорее всего, будут происходить в кратко- и среднесрочной перспективе, ― будут зависеть от усилий, предпринимаемых конкретными банками для улучшения своих финансовых и коммерческих показателей, а также усиления контроля за рисками.