М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
5) Характерные для русского языка отрицательные предложения, выражающие отсутствие в описываемой ситуации определённого предмета или явления.
Например: У неё не было сил защищаться.
М.Ю. Лермонтов «Вадим»
III.БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СКАЗУЕМЫМ, ВЫРАЖЕННЫМ КАТЕГОРИЕЙ СОСТОЯНИЯ
По сравнению с безличными предложениями «гла-
гольного» типа, предложения с категорией состояния представляют собой группу гораздо более однородную в грамматическом отношении и более универсальную по структурным возможностям. Предложения этой группы в равной степени могут использоваться для сообщения о состоянии окружающей среды и о состоянии живого существа.
Например: Мы отворили окна – на дворе было жарче, чем в комнате.
М.Ю. Лермонтов «Бэла»
Кроме того, данные группы предложений говорят и о состояниях физических и психических.
Например: Только что она испила воды, как ей стало легче.
М.Ю. Лермонтов «Бэла»
В таких типах предложений могут выражаться различия статического и динамического (изменяющегося) признаков.
Например: Темнело (Стемнело);
Морозило (Подморозило).
Для выражения модально-временных отношений и разграничения признаков статического и динамического характера в предложениях с категорией состояния употребляется связка:
На улице ясно (Было ясно, будет ясно, стало ясно, ста-
новиться ясно, было бы ясно и т.д.).
В структурном отношении их различает использование разных второстепенных членов. Если в предложении сообщается о состоянии окружающей среды, характерным компонентом его является обстоятельства места, реже времени; если состояние живого существа – дательный падеж дополнения; если о состоянии дел – дополнения в форме «сказуемое + творительный падеж».
Например: От неё веяло пламенем.
М.Ю. Лермонтов «Княжна Мери»
Ему было досадно обидно, что он проиграл!
М.Ю. Лермонтов «Штосс»
Несмотря на эти различия, строго структурного разграничения предложений с категорией состояния не наблюдается. Возможны даже предложения, выражающие «комплексную» характеристику состояния человека и окружающей среды. Одни из них интересны тем, что включают одновременно и обстоятельства, и дополнения в дательном падеже.
Например: Горько мне было! Но моя любовь срослась с душой моей.
М.Ю. Лермонтов «Княжна Мери»
Другие предложения интересны тем, что часть однородных сказуемых по лексическому значению обращена в них к характеристике обстановки, часть – к состоянию человека.
Например: Ей стало лучше; она хотела освободиться от моей руки.
М.Ю. Лермонтов «Княжна Мери»
IV.БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СКАЗУЕМЫМ, ВЫРАЖЕННЫМ СОЧЕТАНИЕМ БЕЗЛИЧНОГО ГЛАГОЛА ИЛИ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ С ИНФИНИТИВОМ
Безличные предложения рассматриваемой разновидности структурно очень разнообразны и вместе с тем характеризуются общим назначением. Они всегда выражают оценку объективных условий для осуществления того действия, которое названо инфинитивом. С помощью слов категории состояния или безличных глаголов с модальным значением реальные возможности для осуществления действия характеризуются в них очень многообразно.
Могут выражаться (складывающиеся под влиянием обстоятельств):
- возможность – невозможность, желательность – нежелательность, необходимость – отсутствие необходимости действия;
Например: Я лгал; но мне не хотелось его бесить.
М.Ю. Лермонтов «Княжна Мери»
- целесообразность – нецелесообразность;
Например: Какая тоска! – воскликнул Жорж. – Надо ехать.
М.Ю. Лермонтов «Княгиня Лиговская»
- лёгкость или трудность осуществления действия;
Например: Трудно было предугадать его дальнейшие действия.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- связанные с действием положительные или отрицатель-ные, эмоциональное или физическое состояние, об-легчающее или затрудняющее реализацию действия;
Например: Разве у стариков нет сердца, разве нет в нём уголка, где кровь кипит и клокочет? А было бы тебе хорошо.
М.Ю. Лермонтов «Вадим»
- временные и пространственные условия, влияющие на реализацию действия.
Например:Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс.
М.Ю. Лермонтов «Максим Максимыч»
При употреблении дополнения содержание безличных предложений конкретизируется, но вместе с тем становится гораздо более узким: условия реализации действия оцениваются в них не вообще, а по отношению к определённому лицу, которое затрагивают описываемые события.
Для того, чтобы отличить безличные предложения от двусоставных возьмём в пример одно предложение:
Я не хотел плакать – Мне не хотелось плакать.
Определяющей особенностью таких предложений является значение непроизвольности выражаемого действия или состояния.
V.БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЯХ РЕЧИ
Русский язык и литература тесно связаны между собой, и авторы литературных произведений говорят о величии и могуществе русского языка. Он богат различными красочными эпитетами, сравнениями, метафорами.
В литературе используется художественный стиль, который придаёт тексту разнообразие, красоту и неповторимость.
Для всех стилей речи, допускающих экспрессию и эмоциональность, характерны безличные предложения, выражающие именно это состояние.
Безличные предложения часто выражают такие смысловые функционально-стилистические и эмоционально-экспрессивные оттенки, которые не могут быть переданы двусоставными предложениями:
Будет гроза – Быть грозе.
Я дремлю – Мне дремлется.
Для художественного стиля характерны безличные предложения художественно-изобразительного характера.
Например: В ущелье было темно и сыро, как в раскольнической келье.
М.Ю. Лермонтов «Кавказ»
Изучая литературное наследие великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, мы видим, что во многих своих произведениях он часто использует безличные предложения. Особенно это характерно для ранних произведений, написанных в период 1828-1836 гг.
Например:И скучно, и грустно и некому руку подать,
В минуту душевной невзгоды.
М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно»
Здесь он выражает физическое и психическое состояние под воздействием окружающего.
К таким приёмам выражения эмоционального состояния он прибегает в стихотворение «От чего»:
Мне грустно, потому что я тебя люблю.
Характеризуя и показывая своё состояние, затрудняющее реализацию действия, М.Ю. Лермонтов в стихотворении «И грустно мне» пишет:
И грустно мне, когда подумаю, что ныне
Нарушена святая тишина.
Какая-то безысходность, а порой и растерянность звучат в его стихотворении «Выхожу один я на дорогу»:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Использование здесь безличного предложения под влиянием обстоятельств выражает состояние души и сожаление, надежда на будущее и трудности настоящего, мечта о дальнейшем своём положении в обществе.
Выражение состояния человека через безличные предложения наблюдается во многих стихах М.Ю. Лермонтова. Например, в стихотворении «Стансы»:
Мне кручно в день. Мне скучно в ночь,
Надежды нету в утешенье.
Безличные предложения со сказуемым, выраженным сочетанием безличного глагола, наблюдается в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Опасение»:
Без друга лучше дни влачить
И к смерти радостей клониться,
Чем два удара выносить
И сердцем о двоих крушиться!
Здесь мы видим, как с помощью определённого вида безличных предложений характеризуется желательность действий.
Но не только выражение состояния человека, как физического, так и психического, через безличные предложения наблюдаются в произведениях Лермонтова. В них мы видим и состояние окружающей среды, и характеристику сложившейся ситуации и изменение объективных обстоятельств.
Состояние окружающей среды чётко отражено в стихотворении «Ночь»:
Темно. Всё спит. Лишь только жук ночной,
Жужжа, в долине пролетит порой.
В стихотворении «Сон» через безличные предложения даётся характеристика сложившейся ситуации, давая сравнения с луной и ночью:
Было тихо, как луна и ночь,
И ветер не мог дремоты превозмочь.
Безличные предложения, выражающие временные и пространственные условия, влияющие на реализацию действия, применены М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Бородино»:
Вот смерклось. Были все готовы.
Заутра бой затеять снова.
В творчестве М.Ю. Лермонтова встречаются примеры, когда в некоторых сложных предложениях одна часть может быть безличной:
Глядится тусклый день в стекло прозрачных льдин.
И занесло овраги снегом.
Как видим из всего вышесказанного, безличные предложения широко применяются в творчестве писателей и поэтов.
Безличные предложения используются во всех стилях речи, и они занимают не последнее место в научном стиле, так как делают текст более строгим и чётким. Для научного стиля характерна двусоставность; здесь употребляются безличные предложения с немногими наречиями на –о (необходимо, надо, важно и т.д.) в составе сказуемого, которые предают предложению значение долженствования.
В официально-деловой речи широко используются безличные предложения со сказуемым-глаголом в неопределённой форме со значением предписания (Необходимо представить, нужно действовать).