Смекни!
smekni.com

В.М. Шукшин – самородок земли алтайской (стр. 2 из 7)

Он всегда помнил и понимал, что сделала для него мать в главном – в стремлении, чтобы сын стал настоящим человеком. Многому Шукшин научился у матери, но высшим наследием были человечность, душевная щедрость и естественность. И уже, когда много позже, когда Василий Макарович стал известным, он старался всячески помогать матери и сестре, хоть как – то вернуть отданное ему тепло. Сыновья любовь согревала Марию Сергеевну, и она отвечала сыну тем же. Всегда была поглощена его делами, памятью о нем. Мария Сергеевна несколько раз перечитывала все написанное сыном, пересмотрела все фильмы, снятые им, и фильмы с его участием, кропотливо собирала все, что было где – либо написано о нем, вела обширную переписку, географию которой трудно даже определить. Дорогие и теплые слова о матери Василия Макаровича сказал В.Ащеулов: «А мы, потомки, благодарны простой русской женщине, крестьянке – матери писателя Марии Сергеевне Шукшиной – Куксиной за то, что она подарила нашему непростому времени такого замечательного сына – талантливого и честного художника! Широта ее души, горячее, отзывчивое на чужую боль сердце, доброжелательность – вот качества, которые она привила и передала в наследство своему сыну. Спасибо ей земное за этот материнский подвиг!»

Я думаю, что с этими словами согласны все.

Вывод: Через всю свою жизнь Шукшин пронес светлое чувство – любовь к матери. Я считаю, что нам, потомкам, нужно стремиться быть похожими на Василия Макаровича – уважать и любить своих родителей, относиться к ним с пониманием, сочувствием.


ІІ глава. Творческая деятельность В.М.Шукшина

2.1 В.М.Шукшин – великий писатель

Толчок к развитию таланта и творческих сил дала Шукшину, несомненно, деревня. Размышления о жизни, о селе, где он провел свои молодые годы, побуждали к размышлениям над проблемами современной жизни в масштабах не только одного отдельного села, а целой страны. В своих произведениях Шукшин ставит острейшие проблемы, решать которые заставляет нас – обычных читателей.

На его творчество очень сильно повлияло наблюдение послевоенной разрухи, становление разрушенных войной железных дорог, предприятий. Ужасная картина разрушенной, сожженной послевоенной земли заставила взяться за перо Василия Макаровича. «Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми» - писал Шукшин. (приложение 3)

Он художник, чьи создания рождались от неравнодушия, от горячей влюбленности в жизнь. Хотя она вовсе его не баловала, а напротив, сурово и даже жестоко испытывала на прочность деревенского мальчишку, дважды сироту.

О чем может мечтать художник?

Чтобы его искусство поняли и приняли, услышали. То, что сделано Шукшиным – вечно. «Мы – многомиллионный русский народ – еще при жизни Шукшина успели «вобрать в себя, в свою жизнь часть его огня, его горения …» - так, удивительно точно выразил немногими словами всеобщее изумление перед творческим подвигом Петр Проскурин.

В самом деле, Шукшин во всем, за что бы ни брался, был художником неповторимым, подлинным артистом. Он не любил быть равнодушным, наблюдающим со стороны, он всегда критичен и по большей части к самому себе. Творчество Шукшина волновало и продолжает волновать людей. Мало, кто остается равнодушным, читая его произведения. Будь то «незатейливые» рассказы, повествующие о «случае из жизни», занимательные повести-сказки, до глубоких, затрагивающих душу и сердце произведений, заставляющих читателя задуматься о смысле жизни, о правде, какой бы горькой и жестокой она не была. Его герои оказались непривычными и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту и воспитанию. Шукшин расширяет и углубляет наше знание жизни, делится своим опытом и наблюдением за всем происходящим.

Истинный художник не может иметь два лица. Не может говорить одно, а делать другое. Из воспоминаний писателя Л.А.Чикина: «Если он спрашивал о жизни, значит, действительно интересовался твоей жизнью. С ним хотелось говорить, его хотелось слушать, ему хотелось отвечать…»

Шукшин убеждал, доказывал своей жизнью, учил на примерах своего детства, юности, что счастье простое, человеческое, - в собственных руках. Его сравнивают с лучшими писателями России. Шукшин, подобно Куприну, Чехову, Горькому, Есенину, Шаляпину, шел в литературу и искусство из самых «низов» народа, из русской «глубинки». Все киносценарии написаны Шукшиным подобно тому, как писал их Довженко, - рукой большого и зрелого драматурга. Он не был «похож», разумеется, на писавших и игравших свои пьесы Шекспира и Мольера. Ему ни к чему это сходство с кем-то ни было. Он – Шукшин и этим, пожалуй, все сказано.

В основе его произведений несомненная народность, жизненность, искренность таланта. Шукшин, едва придя в искусство, всегда выражал себя в нем монолитно: он не «писал» и не «играл» своих героев, он носил их в душе, жил их жизнью, знал характер русских людей. «Если душа просит высказаться – это хорошая душа», - так говорил Василий Макарович.

Большинство произведений Шукшина имеют подлинное место действия. Географическая точность описаний существует, и этого не замечать нельзя. Все рассказы, написанные о героях, живущих в деревне, связаны со знакомыми и близкими каждому алтайскому жителю названиями сел, действительно существующих на карте.

Поднимитесь на гору Пикет, взгляните в сторону Горного Алтая, и вы увидите село Образцовка. Посмотрите в сторону Бийска – прямо за Катунью село Талица, а вокруг (увидеть их за далью невозможно) – Быстрянка, Суратайка, Краюшкино, Буланиха, Солтон.

В произведениях мелькают Сростки, Онгудай («Рыжий»); Березовка («Кукушкины слезки», «Двое на телеге», «Печки-лавочки», «Любавины», «Брат мой»…); Завьялово («Капроновая елочка», «Брат мой»…); Лебяжье (дипломный фильм «Из Лебяжьего сообщают…», «Земляки»); Красный Яр («Внутреннее содержание», «Выбираю деревню на жительство») и др.

Как много сделал Шукшин! Замечательная черта Василия Макаровича – трудолюбие. Когда он бывал в Сростках, даже по ночам работал. Не случайно за какие – то 15 лет создано 5 фильмов, сыграно 15 ролей, написано столько книг, рассказов, сценариев, романов… Сделанного им хватило бы иному на целую жизнь. Удивительна подвижность Василия Макаровича. Он то режиссер, то артист, то здесь, то там.

Вывод: Изучая творческую деятельность Василия Макаровича, я пришел к выводу - все его произведения являются учебным пособием в жизни читателей. Писатель задает вопрос, озадачивает читателей, чтобы они нашли правильный ответ. Мы не только сопереживаем героям, но и думаем о том, как бы мы сами поступили в той или иной ситуации.

2.2 Кинематограф в жизни В.М.Шукшина

В литературу Шукшина привел именно кинематограф.

Студентом Василий Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М.Хуциева «Два Федора» (1958). Это – актерское начало Шукшина. Затем были главные роли в фильмах: «Золотой эшелон» (1959), «Простая история» (1960), «Аленка» (1961), «Когда деревья были большими», «Командировка», «Мишка, Серега и я», (1961), «Мы, двое мужчин», (1962), «Какое оно, море?» («Ваш сын и брат» (1965), «Журналист» (1967), «Комиссар», «Три дня Виктора Чернышова» (1967), «Мужской разговор» (1968), «Освобождение» 1968-1971, маршал Конев), «У озера» (приложение 4), «Эхо далеких снегов» (1969), «Любовь Яровая (1970), «Даурия» (1971), «Печки – лавочки» (1972, Иван Расторгуев), «Калина красная» (1973, Егор Прокудин), «Если хочешь быть счастливым» (1974), «Прошу слова», «Они сражались за Родину» (1975)

А.П.Чехов как-то сказал с горечью: «Никто не хочет любить в нас обыкновенных людей». Шукшин любил своих обыкновенных героев, причем любил их всех – добрых, заблудших, молодых и стариков, горожан и селян. Емкость повествования писателя во многом оттого, что герой в нем именно выговаривает себя через живое, народное слово и это стало основой шукшинских фильмов. Возникло поистине уникальное кино, поражающее, а порой и раздражающее киноведов своей предельной отдаленностью от мод и новаций. Все его фильмы - признание талантливости и оригинальности автора.

Шукшин в кинематографе, как и в литературе, оставался Шукшиным, рассматривая свои фильмы и книги, как равноправные части одного жизненного дела. По-видимому, в этом заключается одна из причин всенародного успеха кинофильма «Калина красная», который можно назвать вершиной творчества зрелого художника.

Шукшин окончил институт кинематографии и стал режиссером. Большую роль в его жизни сыграло кино. Но вот что интересно. В конце жизни произошел неожиданный поворот в отношении Шукшина к кинематографу. Он во все услышание заявляет, что собирается «порвать» с кино – «конец всему, что мешает писать!» Эта «возможность мгновенного разговора с миллионами» становится не нужной для Шукшина.

Он долгое время верил в способность кино повлиять сразу на многих. В последние годы жизни Василий Макакрович пришел к окончательному убеждению: «суть дела и правда жизни таковы, что книга работает медленно, но глубоко и долго». Кино – «искусство быстротечное, а литература – вечное».

Вывод: Несомненно, большую роль сыграл кинематограф в жизни Василия Макаровича. Он стал знаменитым актером, сценаристом, оставил после себя фильмы, у которых нет срока давности, они всегда актуальны и любимы зрителями. Актерский, режиссерский талант Василия Макаровича высоко отмечен:1964 год - «Живет такой парень» (приз «Золотой лев Святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции); 1965 год – «Ваш сын и брат» (Государственная премия РСФСР им. бр. Васильевых); 1972 год – «Калина красная» главная премия VІІ Всесоюзного фестиваля в Баку). Ленинская премия (1967, посмертно).