Смекни!
smekni.com

Выявление специфики преподавания драматического произведения на материале пьесы А.Н. Островского "Бесприданница" (стр. 5 из 10)

Закономерности построения драматического произве­дения могут быть глубоко поняты учащимися только в процессе умело организованного анализа пьесы. Своеобразие жанра требует особой организации классной работы. Опыт показывает, что учащиеся с ин­тересом изучают пьесу в том случае, когда большая часть ее читается и комментируется в классе. При этом пояс­нения учителя не должны сводиться только к историче­скому и лингвистическому комментарию. В процессе чте­ния накапливается материал для характеристики дейст­вующих лиц, ведутся наблюдения за речью героев и ре­марками автора, анализируется сюжет и композиция пьесы.

Однако известно, что в драматическом жанре разви­тие действия приобретает особое значение как для рас­крытия характера героя, так и для раскрытия идейной проблематики пьесы. Поэтому, следуя за сюжетом, нуж­но выяснить, как тот или другой персонаж действует в соответствующей обстановке, как раскрывается его лич­ность в столкновении с другими действующими лицами, в речи и т. д.

При этом весьма важно, чтобы учащиеся сами про­слеживали построение пьесы. Ведь они уже знают, что такое композиция художественного произведения и каково ее значение в раскрытии идейного замысла писате­ля. Правда, они имеют очень смутное представление о композиции именно драматического произведения. Учи­тель, опираясь на текст, поясняет, что такое экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Учащиеся, как правило, работают с увлечением в клас­се и дома.

После того как учащиеся проследят развитие сюже­та, познакомятся с композицией пьесы, учитель, обобщая накопленный материал, раскроет, анализируя, образы, первые признаки типического характера.

В типическом образе-характере непременно отражается общее и неповторимое, общественное и лич­ное. Этого сплава общего и индивидуального мы не най­дем в образах положительных персонажей пьесы. Они построены по правилам классицизма.

Чтобы углубить понятие о типическом образе-харак­тере, целесообразно сравнить приемы изображения отри­цательных героев с приемами изображения положитель­ных персонажей в пьесе.

Глава 2. Специфика изучения пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»

2.1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»

Наука о литературе, практика преподавания, сама жизнь направляют изучение литературы в сторону такого анализа, при котором творчество писателя раскрывалось бы во всем своеоб­разии. богащая ум и сердце учащихся, пробуждая их мысль к познанию жизни.

Чтобы вызвать и удержать интерес к литературе как учеб­ному предмету в школе, мы, по мере необходимости, системати­чески возвращались к уяснению смысла таких понятий как ли­тература, история, жизнь, основной закон жизни, пути позна­ния жизни.

В беседе отмечали, что для развития человека очень важно поиимать,какова действительность, каковы ее качества, насколь­ко она человечна, может ли человек брать у нее истинно челове­ческое, прививает ли ему эта жизнь, среда хорошие привычки, помогает ли воспитывать в себе человеческие свойства. Подчер­кивали, что в этом вечном движении, в борьбе за добрые отно­шения между людьми каждый из нас очень ответственен. При таком подходе учащиеся воспринимают художественную лите­ратуру как «учебник» жизни интерес к ней у них заметно улуч­шается.

Каждый писатель эту проблему на данном этапе по-своему воссоздает в художественных образах и передает на суд гряду­щему поколению.

Опираясь на знания, полученные на уроке, и из прочитан­ных литературоведческих работ, учащиеся говорят, что в основе творчества А. Н. Островского лежит жизненный опыт. Очень важной заслугой А. Н. Островского является умение проникнуть в быт купечества, в историю разных поколении. К следующему занятию учащиеся получили задание — про­читать драму А. Н. Островского «Бесприданница», чтобы чтение пьесы было внимательным, осознанным, учащимся предложено: повторить хотя бы по словарю литературоведческих терминов под редакцией Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева понятие компо­зиции.

А затем при чтении пьесы определить сюжет, найти завязку, следить за развитием действия, улавливать нарастающий драма­тизм, остановиться на кульминации, дать свою первую оценку произведению в целом.

Только при рассмотрении всех элементов художественного произведения по взаимосвязи, в сцеплении, читатель восприни­мает ого как единое целое. «Так на основе «ходов» восприятия и понимания целого произведения и его частей, их органической связи друг с другом, — пишет П. М. Якобсон, — возникает у зрителя все углубляющееся целостное впечатление, которое рождается при достаточно художественной восприимчивости, значительный круг переживаний, устремлений мыслей»[9,74].

Понять идею литературного произведения, — говорит про­фессор Г. А. Гуковский, это значит понять идею каждого из его компонентов в их синтезе, в их совокупности.

В подготовке к работе над драмой «Бесприданница» исполь­зуем литературоведческие работы: В. И. Сорокин «Теория литературы», В. В. Виноградов «Сюжет и стиль», Г. А. Гуковский «Изучение литературного произведения в школе», сборник статей «Теория литературы» под ред. Абрамовича, Эльсберга и др., книгу Н. Я. Мещеряковой «Изучение стиля писателя в средней школе».

Подходим к конкретному рассмотрению мастерства А. Н. Ост­ровского в пьесе «Бесприданница». Сначала передаем краткое содержание драмы, определяем идейно-тематическую основу в характерах. Называем тему, определяем сюжетную линию, оста­навливаем внимание на основных компонентах пьесы.

Этой работе отведено три занятия. В беседе останавливали внимание на таких вопросах:

1. Назвать социальные типы широкого и глубокого обобще­ния, отметить их личные свойства, выделить их ведущие черты и доказать, что ведущая черта главенствует, но не поглощает другие.

2. При анализе пьесы выделить характеры сильного драма­тизма и комизма. Как подан автором лиризм, возвышенные чув­ства героини?

3. Обратить внимание на своеобразие языка действующих лиц.

4. Доказать, что в пьесе Островский направил сатирический огонь на паразитизм дворянства. Определить авторскую пози­цию.

5. Отметить стилистическое единство всех компонентов.

В методической литературе указано много путей работы над творчеством Островского. Мы считаем, хорошо идти вслед за автором, что дает возможность тщательного наблюдения над стилем, над мастерством драматурга и в частности над мастер­ством психологического анализа.

Отмечаем: все сюжетные линии пьесы подчинены главной теме произведения — драме человеческой личности в бесчело­вечном обществе.

Начинаем с экспозиции. Она помогает учащимся ознакомить­ся со всеми действующими лицами. Девятиклассники уже здесь могут определить их социальное положение.

Действие происходит в большом городе па берегу Волги. Го­родской бульвар, на бульваре кофейная. Иван — слуга в кофей­ной. Гаврило — содержатель кофейной. Учащиеся отмечают, что устами Гаврилы и Ивана Островский обрисовывает неторо­пливо идущую жизнь провинциального города на Волге..

В беседе шли от фактов, от литературного текста и критиче­ских статей к выводам. Для верности брали опорную строчку, характерную цитату, целое действие. Один и тот же вопрос фор­мулировали по-разному в зависимости от активности класса.

В беседе учитель направлял учащихся обращать внимание на реплики действующих лиц, на манеру поведения.

Так учащиеся всматриваются в текст «Бесприданницы» и замечают, как по-разному здороваются люди в пьесе Островско­го в зависимости от того, что собой представляют те, с кем здо­роваются. Учащиеся понимают, что поведение героев жизненно-психологичсски объяснено.

На занятиях была постоянная связь урока с внеклас­сным чтением. Сопоставляя изучаемую на уроках «Грозу» с драмой «Бесприданница», учащиеся улавливали идейное един­ство. Быт здесь осмысляется эстетически и становится явлением интеллектуальной жизни. Запечатленный в драмах разный быт «Грозы» и «Бесприданницы», два различных этапа жизни купе­чества с их интеллектуальной, моральной и художественно-стилевой сущностью.

Островский дает художественное соединение однородных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, служащих выражением одной идеи. При этом он не забывает и об их глубоко-личных свойствах.

Учащиеся отмечают проблему традиции, стилевой переход от «Грозы» к «Бесприданнице». В «Грозе», говорят они, показа­на предреформенная действительность. Грозна была власть Ди­ких и Кабаних... Но время идет, меняются условия, меняются люди в образе жизни и поведении. На смену невежественным Диким и Кабанихам возникал и формировался новый тип дель­ца, буржуа — это делец, миллионщик Кнуров, Вожеватов и дво­рянство, приспосабливающееся к условиям капитализма (Пара­тов, Огудалова).

Внимательно читавшие пьесу учащиеся отмечают; что Ост­ровский сатирически разоблачает этот сорт людей. Останавли­ваем внимание учащихся на мастерстве Островского создавать образы-персонажи, живых людей в зависимости от времени. Вспоминаем характеры Кабапихи и Дикого из «Грозы», сравни­ваем с Кнуровым, Огудаловой из «Бесприданницы». Учащиеся находят в тексте нужные подтверждения, приходят к убежде­нию, что образы эти индивидуализированы, у каждого своя воля, свой характер, свой взгляд па жизнь.

Такой поиск помогает учащимся глубже понять и объяснить ощущаемые различия между Огудаловой и Кабанихой в отноше­нии к жизни, в умонастроении. Учащиеся понимают, староза­ветную, дикую, невежественную Кабаниху сменила сметливая Огудалова. От угловатой и хамской фигуры Дикого отличается Кнуров и Вожеватов в социальных устремлениях, в культурном отношении. Кнуров читает иностранные газеты, покупает ори­гинальные картины лучших художников.