Почему же Вожеватов отказался ей помочь? Во-первых, потому, что здесь каждый за себя, и после того, как Вожеватов понял, что Лариса не может быть его любовницей, его игрушкой, он потерял к ней интерес, во-вторых, дело в своеобразно понимаемой купеческой чести. Вожеватов дал Кнурову слово и не может его нарушить, хотя бы на его глазах погибал человек. Это верность законам корпорации. Честное слово —марка купца. Нарушившим его нет веры, нет кредита.
Таковы рыцари нового времени, для которых капитал стал богом, коммерция — содержанием жизни, нормы морали—средством выгодного предпринимательства. И не замечают они, как обкрадывают себя, как пуста, бессодержательна их жизнь.
Здесь можно провести аналогию с сегодняшним днем. Ученикам можно дать мини – сочинение на эту тему. Самое главное для учителя в этой ситуации, чтобы дети не остались безучастными к этой проблеме, так как и в нашем нынешнем обществе всем зависит от того положения, которое занимает человек. Деньги и власть – составляющие основы современного общества.
IV. Тема - «Я ваш хозяин» (Лариса и Карандышев).
1. Кто такой Карандышев? Как держится он с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими героями?
2. Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы? Проследите по тексту драмы (четвертое явление первого действия; шестое явление второго действия; одиннадцатое, тринадцатое, четырнадцатое явления третьего действия; десятое — одиннадцатое явления четвертого действия).
3. В чем сложность образа Карандышева? Какие, чувства он у вас вызывает?
Карандышев вырос в мещанской среде, он с детства испытывал на себе унижения со стороны сильных мира сего. Однако, осуждая их нравы, их поведение, Карандышев, в то же время мучительно завидует им и сам претендует на положение хозяина жизни. это человек с болезненным самолюбием и крайне светолюбивый. Мелкий чиновник с небольшим достатком, Карандышев из кожи лезет, чтобы показать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления. Его любимое присловие—«Что за...» («Что за странная фантазия пить чай в это время? Удивляюсь» ;Что за фамильярность с молодым человеком» «...Что за ребячество!»). Заметим, однако же, что речь Карандышова резко меняется, в зависимости от того, к кому он обращается. С Вожеватовым он запанибрата: «Василий Данилыч, вот что: приезжайте-ка вы ко мне обедать сегодня!» Формы разговорной речи «вот что», «приезжайте-ка», небрежная расстановка слов в предложении придают обращению Карандышева непринужденность и даже фамильярность. Он как бы похлопывает Вожеватова по плечу. Иначе он беседует с именитым купцом Кнуровым: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?» Со слугами Карандышев барски высокомерен. В этом изменении оттенков обращения невольно и незаметно для самого Карандышева раскрывается его низкая, холопская, чиновничья натура.
Карандышев смешон и жалок. Над ним явно издеваются и купцы и слуги, а Кнуров просто игнорирует Карандышева и даже закрывается газетой, когда тот пытается с ним заговорить.
Взаимоотношения Карандышева и Ларисы были рассмотрены в первом варианте урока. Заметим лишь, что женитьба на Ларисе для Карандышева средство самоутверждения и в то же время средство поднять свой престиж в глазах окружающих. «Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь, — «сквозь слезы» говорит он Ларисе. — Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен».
Средством самоутверждения является для Карандышева и званый обед и тост в честь Ларисы за этим обедом: Карандышев благодарит Ларису за то, что та предпочла его всем другим своим поклонникам, сумела «отличить золото от мишуры».
Карандышев вызывает у нас не только смех и осуждение. Постепенно мы начинаем понимать, что за самоуверенностью скрывается внутренняя робость незащищенность. Конечно, претензии Карандышева стать вровень с Паратовым, Кнуровым и Вожеватовым нелепы, и все же мы с горечью следим за наглым издевательством над ним хозяев жизни.
Бегство Ларисы за Волгу с теми, кому Карапды-шев завидовал и перед кем хотел «повеличаться», для него страшная катастрофа. В конце третьего действия раскрывается целая гамма чувств и настроений, которые владеют теперь его душой: это и растерянность, и глубокая горечь, и чувство оскорбленного человечен ского достоинства, и бессильная злоба. Карандышов решает мстить своим обидчикам. Чем кончается этот бунт маленького, униженного жизнью человека, мы; узнаем в четвертом действии.
Каждый докладчик рассматривал взаимоотношения Ларисы с тем или иным героем и таким образом раскрывал одну из сторон жизненной драмы бесприданницы. Обобщить эти сведения можно при работе с домашними сочинениями по Островскому.
2.3. Конспекты уроков по изучению пьесы А.Н. Островского
Тема «Трагедия одиночества» по пьесе АН.Островского «Бесприданница».
Эпиграф: «В такой пьесе, как "Бесприданница", подкупает не только мысль художника — мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание постичь ее загадку, коснуться... доброго и дурного в людях». В.Лакшин.
Учащиеся переносятся мысленно в Щелыково, где работает драматург над пьесой «Бесприданница». С нее, по словам автора, открывается новый вид
произведения. О чем думает он в тиши кабинета? Почему именно сейчас, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина, обращается он к теме любви? Были ли сказаны те слова? Или сердце болело оттого, что опоздал их произнести? Что хотел сказать нам Островский? И не в этом ли секрет пьесы, который предстоит разгадать будущим поколениям? А газеты того времени наперебой: «Как измельчал талант нашего первого драматурга!»; «Островский пережил свой талант!»; «О, Островский! отчего вы не умерли до написания "Поздней любви"»...
Но почему так трогает эта «неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чем же ее тайна? Тайна «Бесприданницы?»
Обычно название пьес Островского — поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом («Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень», «Без вины виноватые» и [.п.). Даже в «I розе» есть подтекст. В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Ну, кто такая бесприданниц;!? По но времена Островского слово «бесприданница» имело еще одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.
Разница есть, и по-иному звучит название пьесы, и мы задумываемся. Кто же она, Лариса Огудалова? Что для нее главное: приданое? деньги? А может быть, что-то еще? А загадки продолжаются. Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса — единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она отличается от других? Приходим к выводу, что у Островского имена и фамилии говорящие (огудать — обмануть, Лариса — чайка, кнур — кабан и т.д.) и героиня не вписывается в этот круг лиц, главное то, что она — чайка.
Итак, поднимается занавес. Что мы должны увидеть? (На доске эскиз декорации к драме.) Читая ремарку, находим художественные детали, которые нас настораживают. Да, свобода, пространство, воля, но... за решеткой, там, вдалеке. А здесь... кофейня, здесь музыка, цыгане, вино, шум. И в этом мире живет героиня. Что мы о ней знаем? В чем необходимость ее появления? Что делает Лариса в то время, когда все разговаривают... о ней?
Но самое неожиданное — ее первые слова. Когда человек приходит, логично сказать «здравствуйте», а первыми словами Ларисы в пьесе являются слова «до свидания». Почему? Анализируя I действие, приходим к выводу, что героиня стоит на пороге жизни, она уходит, но куда? С кем она прощается? Слова «я на распутье» доказывают это. Какие же пути у Ларисы?
Первый путь, несомненно, путь к Паратову. Анализируя I действие, 4-е явление, отвечаем на вопросы: Каким видит Лариса Паратова? Является ли он для нее идеалом? А поскольку идеал — совершенное воплощение какой-либо мечты, попытаемся понять, о чем мечтает Лариса.
Почему же разговор о Паратове заканчивается разговором о смерти? Очевидно, потому, что это путь не на волю, к которой стремится Лариса, а путь к смерти, может быть, духовной. Но это лишь догадки. Может быть, мы ошибаемся? Всмотримся в Паратова попристальней.
Учащиеся отвечают на вопросы: Как появляется Паратов? Что мы можем ск;п;|[ ь о нем по тому, как он сюда добирался? Почему, взяв с собой Робинзона, он не взял Непутевого — купеческою сына? Чем является для него Робинзон? Знает ли Паратов слово .жаль?
По это не все. У Паратова два лица — две маски. Одна для всех, напоказ, а другая видна не всем, но Лариса ее видит.
Проанализируем монолог о Ларисе, когда Паратов узнает о ее замужестве. О чем свидетельствуют здесь многоточия? Паратов думает. Но, когда человек думает, он может притворяться? Соединим эти фразы. Что получим?
«Что ж... Бог с ней...! Замуж... выходит... Все-таки на душе у меня полегче стало...»
Совсем другой человек перед нами, и этого-то человека смогла разглядеть лишь Лариса. Но почему лишь она? В чем ее отличие ото всех? Анализируем II действие, 3-е явление: Куда рвется Лариса? Почему ее не привлекают подарки? О чем она мечтает? Сравните мечты Ларисы и окружающих ее людей. В чем разница? Почему Лариса поет во время разговора? Что главное в этой жизни для нее?
В ходе разговора звучит романс «Амулет» Лунева и Козловой. В сердце героини живет любовь. О ней мечтает
Лариса, любовь для нее все (по мнению Островского, любовь спасет мир), но любовь эта не нужна никому. Лариса это понимает, вернее, начинает понимать, вот почему ей так страшно, беспокойно, необыкновенно тяжело.
Анализируя разговор с матерью (II действие, 6-е явление), пытаемся понять, чего боится Лариса. Ведь Паратов-то еще не появился! А боится она вот этого одиночества.
Может быть, все-таки она нужна Паратову?
Анализируем II действие, 8-е явление. Это очень странная встреча. Вопросы возникают сразу: Почему нет приветствия? Нет ремарок, почему? Почему Лариса позволяет думать о себе «что угодно»? Почему все же признается в любви? Почему Паратов не спрашивает, за кого выходит Лариса? Зачем ему ее любовь?