Смекни!
smekni.com

Древние мифы в поэзии серебрянного века (стр. 5 из 5)

Поэт умер 20 декабря 1941 в оккупированном немцами Талине и был похоронен там Александро-Невском кладбище. На памятнике помешены его строки:

Как хороши, как свежи, будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб…

Однажды в своём дневнике Александр Блок записал, размышляя об особенностях Северянина – поэта: «Это настоящий, свежий, детский талант». Осип Мандельштам в рецензии на «Громокипящий кубок» отметив характерные недостатки поэзии Северянина, счёл нужным добавить: «И всё-таки лёгкая восторженность, и сухая жизнерадостность делают Северянина поэтом. Стих его отличается сильной мускулатурой кузнечика. Безнадежно перепутав все культуры, поэт умеет иногда дать очаровательные формы хаосу, царящему в его представлении».


5. Футурист Давид Давидович Бурлюк.

Давид Давидович Бурлюк (1882-1967), русский поэт и художник. Один из основателей русского футуризма.

Футуристы стремились придать своей деятельности, которую рассматривали, как воплощение требований революционной действительности, общегосударственные масштабы, во многом уподоблялось идеологам Пролеткульта, борьба которых с футуристами сразу же приняла предельно острый характер.

Малочисленность рядов футуристов, их экстравагантная претенциозность, не находившие широкого признания читателей увлечение эксперементаторным словотворчеством, доходившее подчас до зауми, а также нередко свойственный им пафос анархизма и нигилизма.

Искусство все и всегда – лишь безумная прихоть. (Это слова Давида Бурлюка).

Давид Бурлюк начал публиковать стихи с 1910. Много печатался в футуристических журналах и альманахах. Первый сборник стихов «Лысеющий хвост» (Курган,1919). В 1920 эмигрировал в Японию, где и прожил 2 года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. В 1922 поселился в США, там и вышли его следующие: «Стихи и биография» (1924), «Энтелехизм» (1930).

Свои сборники, брошюры и журналы Бурлюк издавал со своей женой Марией Никифоровной и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР. В 1930 принял гражданство США. Он активно поддерживал связь с друзьями в СССР (посылал свои картины на выставки, а в 1956 и 1965 приезжал), писал картины и поэмы, посвященные советской тематике.

В стихотворении «Канализация», несмотря на его резкость и непримиримость, применяется очень яркие образа: «Обратности Космос ты».

То есть образ «Канализации» представляется, как противоположность чистому Космосу. С древнейших времен Космос представляется человеку чем-то непознанным, оттуда человек ждал помощи и уповал на его милость. Д. Бурлюк продолжает эти традиции.

Неоднократно в стихотворении им применяется христианская, церковная символика:

От смрада протухших созвездий

Пузыристо булькает ладан

Симфонии месс ораторий…

Архангела судной трубе.

В другом своём стихотворении «On.75» он, как Мессия призывает следовать за собой:

Так идите же за мной…

За моей спиной

Умер поэт в 1967.


III. Заключение.

Судьбы поэтов складывались по-разному. Голоса некоторых из них еще долгое время слышались на Родине и зарубежом, но серебряный век подходил к концу.

И куда девались все распри перед лицо народной трагедии! После смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилева 24 августа Максимильян Волошин пишет потрясающее стихотворение – реквием их памяти, принимая на себя нелегкую участь летописца кровавых событий гражданской междоусобицы:

С каждым днем все диче и все глуше

Мертвенная цепенеет ночь.

Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:

Может быть, такой же жребий выну,

Горькая детоубийца - Русь!

И на дне твоих подвалов сгину,

Иль в кровавой луже поскользнусь,

Но твоей Голгофы не покину,

От твоих могил не отрекусь…

Они достойно выполнили свое предназначение. Пройдя через Сциллу хулы и Харибду насильственного забвения, они возвращаются в свой город, к своему читателю. Духовный подвиг каждого из них заслуживает уважения. «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» - устами Осипа Мандельштама мог бы сказать каждый из Них.

Оригинальнейший из поэтов начала века Велимир Хлебников ярко запечатлен в зарисовке С. Спасского: «внезапно мысль сталкивала его ночью с кровати, и одним прыжком он бросался к столу…Слышался тихий скрип пера, буквы расставлялись колонками и узорчиками. Иногда он обводил их линиями и заключал в круглые ободки…Хлебников не утаивал своей лаборатории. Все бытует в стихах одновременно, И случайно пойманная фраза…И черновая заметка…И свежая таблица словообразований. И числа, почерпнутые из всевозможных источников».

В характере Гумилева была черта, заставлявшая искать и создавать рискованные положения, хотя бы лишь психологически. Помимо этого у него было влечение к опасности физической, - вспоминала хорошо знавшая поэта В. Неведомская. – Гумилеву было тесно в рамках своего времени, а поэзия давала ему возможность рисовать картины былых времен и эпох…

О «лирическом иронике» Игоре Северянине А. Блок отозвался: «Это - настоящий, свежий, детский талант».

И как не согласится с Ф. Сологубом, который писал: «появление поэта радует, и когда возникает новый поэт, душа бывает взволнована, как взволнована, бывает она приходом весны…»

Серебряный век отмечен множеством поэтических талантов. Это век духовных переживаний и исканий. Путь каждого из поэтов осложнен потрясениями революции; все кто остался в России или оказался за её пределами сохранили верность своему священному предназначению в новых условиях.

Целью моей работы было показать взаимосвязь поэзии серебряного века с истоками русской культуры, со славянской мифологией. Мифологизация не просто присутствовала в стихах поэтов, она касалась их жизни, дружеских и любовных отношений, восприятия природы. Исконно русская литература и мифы влияли на поэзию Серебряного века не только в то время, но и влияют до сих пор.


IV. Список литературы:

1. Гудзий Н.К. История древней русской литературы: Учебник.-5-е изд., перераб., - М.: Издательство министерства просвещения,1953

2. История русской советской поэзии 1917-1941. – Л.: Наука,1983

3. Л.А. Смирнова Русская литература XX века 1 ч. 11 кл. СПб, 2004

4. Максимов Д. Русские поэты начала века.- Л.: Советский писатель,1986

5. Николаева А.П. Биографический словарь. – М.,2000

6. Одоевская И. На берегах Невы. – М.,2000

7. Пощечина общественному вкусу. Футуризм. – М.,2000

8. Русские поэты: Антология в четырех томах. Т.4. – М.: Детская литература,1986.

9. Северянин И. Стихотворения. – М.: Советская Россия,1988

10. Там шепчутся белые ночи мои. – Л.: Детская литература,1991

11. Хлебников В. Творение. – М,1986

12. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический словарь. М.,1994

Сайты:

http://www,gumilev.ru/- Официальный сайт Гумилева Н.С.

http://www/hlebnikov.ru/ - Официальный сайт Хлебникова В.

http://www.eldb.net/ - Электронная литературная база данных


[1] История русской советской поэзии 1917-1941.-Л.:Наука,1983

[2] История древней русской литературы: Учебник.- 5-е изд., перераб.- М.: Издательство министерства просвещения,1953

[3] Дафнис - в греческой мифологии сицилийский пастух необыкновенной красоты, создатель пастушеский песен; по одной версии мифа – умер от безраздельной любви, по другой ослеплен возлюбленной за то, что не сдержал клятву верности.

[4] Николай Гумилев: электронное собрание сочинений; раздел статьи «Н.С. Гумилев Жизнь и творчество»

[5] Стихотворение «Гонимый – кем, почем я знаю»,1912г.

[6] ЧК - чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (1917-1922)

[7]

ВХУТЕМАС - высшие художественно-технические мастерские, готовившие художников-станковистов и архитекторов, создавшие основы подготовки художников-конструкторов.

[8] Сборник «Пощечина общественному вкусу».- Футуризм М.,2000

[9] Велимир Хлебников: электронное собрание сочинений - книга «Слово, как таковое» - Футуризм-М., 2000

[10] РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА, Игорь Северянин