Реферат по теме:
Женские образы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Женские образы в русской литературе. 10
2. Система женских образов в романе. 14
3. Соня Мармеладова – центральный женский образ в романе. 23
4. Трагическая судьба Катерины Ивановны.. 32
5. Второстепенные женские и детские образы в романе. 33
Заключение. 40
Список использованной литературы.. 42
Примечания.. 43
Читатель ценит в любом авторе прежде всего своеобразие его поэтического голоса, которое принято называть творческой индивидуальностью. Личность художника, его восприятие мира и отношение к действительности, эмоциональный строй, и жизненный опыт рождают единственность и неповторимость.
Творческая индивидуальность определяется особенностями таланта писателя, его мировоззрением, принципами художественного отражения жизни и проявляется в особенностях материала, отобранного в процессе творчества, в оценке жизненных явлений, в способах создания художественных образов.
Одним из способов создания образов в художественном произведении является портретная характеристика героев, через которую раскрываются отдельные стороны творческой индивидуальности писателя, особенности его метода.
В этом отношении интересным является творчество Ф.М. Достоевского, художественный метод которого содержит психологический анализ героев. Писатель определил его как реализм "в высшем смысле", позволяющий ему через изображение "глубины души человеческой" выявить узловые идейные и общественные противоречия истории и своей переходной истории.
Ф.М. Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель-философ. Практически в каждом произведении Достоевского мы погружаемся в мир вопросов, колебаний, в мир духовной борьбы. Достоевского интересовала правда, которая пережита и лично выстрадана человеком; правда, обретенная им в итоге нелегкого пути проб и ошибок, заблуждений, сомнений, прозрений.
Достоевский и его творчество представляют собой целую эпоху в русской художественной литературе и до сих пор вызывают интерес исследователей.
В монографии Ю. Селезнева "В мире Достоевского" (12) прослеживается весь жизненный путь писателя. Автор показывает, как личность творца претворяется в его слова, в определенную систему образов.
Художественный мир Достоевского построен на загадках. Лицо является одной из центральных загадок в творчестве писателя. Лица героев Достоевского представляют собой органическое отражение их самосознания, их жизненной позиции и сокровенной сути.
Таким образом, исследователь пытается взглянуть на мир как бы глазами самого писателя, рассказать о нем – его представлениями, судить о нем – его суждениями.
В работе В.И. Этова "Достоевский. Очерк творчества" (17) раскрываются особенности творчества Достоевского. Автор отмечает, что в романах присутствует два плана: социальный и философский.В.И. Этов рассматривает некоторые приемы повествования у Достоевского с учетом основных содержательных принципов романа.
В книге П.М. Фридлендера "Реализм Достоевского" (14) опубликовано письмо к Достоевскому неизвестного читателя, в котором отмечена способность писателя рисовать необычайных героев, непонятных другим: "У нас в России только и есть два психолога-беллетриста – это Толстой и Вы. Художественная кисть Толстого рисует предметы тонкие, изящные. Вы же трогаете болячки чуждого Вам элемента. Оттого-то Вам одному только доступно изображать тип, который почти непонятен другим. Вы их почувствовали, Вы за них болели. Вы измаялись нравственно вместе с ними, заставляя себя чувствовать по-ихнему и таким образом воспроизводить живого, но изуродованного человека"[1].
При изображении героев Достоевский использует различные средства: речевую характеристику, интерьер, пейзаж портрет и т.д., что характеризует героев со всех сторон.
Но ведущее место среди них занимает портрет. Достоевский выработал своеобразную манеру портретной характеристики героев. Художник использует метод "двукратного портретирования".
Впервые этот термин был употреблен В.Я. Кирпотиным в работе "Разочарование и крушение Родиона Раскольникова" (7). Исследователь отмечает, что "у Достоевского преобладает видение внутреннего человека над видением его внешности, и тем не менее Достоевский выработал очень своеобразный и совершенный способ портретирования, отличающийся от гоголевского гротескного изображения человека, и от информационной описательности у реалистов середины 19 века, и от функциональной пластики Толстого, изображающего портреты постепенно в нарастающих эпизодах, в зависимости от эпического и психологического развертывания повествования"[2].
В работе А.В. Чичерина "Сила поэтического слова" (16) дается общая характеристика специфических черт портрета Достоевского. Исследователь делает очень интересное замечание: "В портрете, прежде всего, даже, может быть, исключительно важное - мысль. Мысль так выбирается из всякого изображенного в романе лица, что автор постоянно забегает вперед, по одному внешнему виду обнаруживает в человеке всю его подноготную"[3].
Таким образом, автор подчеркивает, что ведущей, характерной чертой портрета Достоевского является мысль, которая пронизывает каждую портретную деталь.
Исследователь Кашина Н. В книге "Человек в творчестве Ф.М. Достоевского" отмечает, что "описание наружности героев, так же как и их предметного окружения, тяготеет у Достоевского не к индивидуальности, а к общим определениям–красота, безобразие, неуклюжесть, ничтожность"[4].
В книге С.М. Соловьева "Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского" (13) исследуются художественные особенности творчества Достоевского. Автор раскрывает своеобразие, самобытную и целостную систему изобразительных средств Достоевского, вытекающую из логики рисуемых им характеров. В работе прослеживается роль пейзажа, цвета, света, звука как существенных компонентов художественной формы.
Исследователь отмечает своеобразие портретного искусства Достоевского.
А.Б. Есин в книге "Психологизм в русской классической литературе" (4) подчеркивает своеобразие психологизма Достоевского, останавливается на том, как создается психологическая атмосфера, как строится портрет героев. Есин рассматривает портрет как бы под микроскопом, т.е. анализирует каждую деталь (словесные особенности, лексику).
На наш взгляд, художественной манере Ф.М. Достоевского присуща индивидуализация, что проявляется в портретной характеристике.
Одна из главных притягательных черт художественной литературы – ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать человеку в повседневной жизни. В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.
Психологизм Ф.М. Достоевского своеобразен. В первую очередь надо отметить, что внутренний мир предстает в особом ракурсе: мы почти не видим у Достоевского изображения нейтральных, обычных психологических состояний - душевная жизнь изображена в ее проявлениях, в момент наибольшей психологической напряженности. Герой всегда на грани нервного срыва, истерики, внезапности исповеди, бреда. Достоевский показывает нам внутреннюю жизнь человека в те моменты, когда максимально обострены мыслительные способности и чуткость эмоциональных реакций, когда внутреннее страдание почти невыносимо. Писатель использует портрет.
Портретная характеристика используется писателями по-разному. Благодаря этому создается неповторимость, своеобразие психологических стилей таких писателей-психологов, как Лермонтов, Тургенев, Л. Толстой, Достоевский, Чехов, Горький.
Для Достоевского – мастера психологического анализа – характерен показ героя во взаимодействии как внутренних чувств, так и внешних их проявлений. С особым мастерством художник сумел это передать через портретные характеристики женских образов. Какой стихийной мощью протеста наделены женские образы Достоевского! Все его симпатии на стороне тех героинь, кого гнула и ломала жизнь, кто отстаивал свое право и достоинство, вступал в борьбу с привычками и косными общественными традициями.
Непокорность героинь Достоевского – лишь одно из проявлений духа протеста и бунтарства вызревавшего в русском обществе, когда в России все перевернулось и находилось в брожении, а тяжесть обветшалых условий становилась невыносимой и началась открытая борьба революционных сил с царским режимом.
Образ женщины интересовал писателя на протяжении всего творчества. Обостренное внимание Достоевского к женским характерам объясняется тем, что женщина, как никто другой, находилась под сильным социальным гнетом.
С большой наглядностью писатель запечатлевает это в своих произведениях.
Одним из первых крупных произведений, в котором отражен социальный гнет женщины, является роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" - роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, эпоху "разложения", роман о современном герое, вместившем в грудь свою все страдания, боли, раны времени, роман, в котором ставится проблема зависимости характера от среды, что ярко проявляется на образе Сони Мармеладовой.
Цель нашей работы – исследуя художественные функции портретной характеристики и ее своеобразия, выяснить, в чем особенности созданных Достоевским портретов, какую роль они играют в произведении. Проследим это на примере женских образов его романа "Преступление и наказание".
Цель работы определила следующие задачи: