Смекни!
smekni.com

Основные темы произведений Олега Глушкина (стр. 2 из 4)

В 1997 году Глушкин ушел с поста председателя писательской организации и главного редактора журнала. Несколько лет он отдал работе над завершением главной своей книги – библейского романа “Саул и Давид”. Книга эта вышла в начале 2002 года и сегодня стала предметом пристального внимания читателей. Роман написан увлекательно, почти на детективной основе. Главный герой романа сын царя Саула – Маттафия возвращается из филистимлянского плена в годы, когда давно уже пал его отец на поле битвы. Маттафию принимают за царя Саула, сажают в крепость и судят. Ему удается избежать смерти, совершив побег. Но не ради этих детективных ходов написан роман. Его насыщенный образами и метафорами текст, по-библейски ритмический, поднимает множество нравственных и философских проблем. Он пытается ответить на извечные вопросы – Кто мы? Откуда мы? Почему власть подавляет человека? Почему изменяет его? Отвечают ли дети за отцов и отцы за детей? Как остаться самим собой в жестоком мире насилия и предательств? Глубина текста и фактура его втягивают читателя и заставляют вместе с автором искать ответы…

Работа над романом не сделала Глушкина отшельником, он по-прежнему многое выполняет в писательской организации, в журнале, а также в газете “Страж Балтики”, где он ведет литературное объединение Балтфлота имени Алексея Лебедева. Еще одним направлением творчества Глушкина стало создание очерков о знаменитых российских людях, чья деятельность была связана с Кёнигсбергом и его окрестностями. В газетах уже опубликовано порядка двадцати таких очерков, героями которых стали Болотов, Багратион, Апраксин, Салтыков, Барклай, Ермолов, Карамзин, Гумилев и другие исторические личности. Создание этих очерков ещё одна попытка связать прошлое и настоящее, показать общность человеческой истории.


Глава II. Основные темы произведений Олега Глушкина.

Сначала были рассказы. Более двадцати, опубликованных в областных газетах, буклетах, коллективных сборниках. Это были первые шаги в литературе молодого докмейстера Олега Глушкина. Он органично вошел в среду молодых калининградских литераторов, имея за плечами хорошую школу объединения при «Лениздате», руководимого известным писателем Геннадием Гором. Но еще лучшим учителем была жизнь рабочего коллектива кораблестроителей, ремонтников, портовиков, где нашел начинающий писатель и сюжеты своих первых рассказов, и героя, с которым и сейчас, через много лет, не торопится расставаться — чудаковатого правдолюбца Лешку Вислпна, очень «неудобного» для разного рода приспособленцев и проныр.

Портовый рабочий Вислин открывает ту галерею героев, которых привел с собой в литературу Олег Борисович Глушкин. Это не романтические «морские волки», покорители морей, герои «Алых парусов». Автор с самого начала как бы выбирает своим материалом прозу экзотики, принципиально пишет о море «без подсинивания». Его герои работают на палубах, в трюмах и на капитанских мостиках рыболовных сейнеров и траулеров, трудятся в доках и различных береговых службах. И о чем бы еще ни писал Олег Глушкин, в глазах читателей и сразу приметивших его критиков он начинается в литературе именно как писатель-маринист.

В 1967 году в Калининградском книжном издательстве выходит сборник «Восходящий поток» — это дебют двух местных литераторов: О. Глушкина и А. Солоницына. Дебют удачен, но для первого автора это уже пройденный этап — жизненный и литературный опыт требуют вылиться в новую, более сложную и зрелую форму. Так рождается повесть «Пятый док». Ей недаром предпослан подзаголовок: «Записки докмейстера». В ней — выстраданное, передуманное и пережитое. Может быть поэтому повести суждена долгая и трудная дорога к читателю. Док — это не просто ремонтная площадка. Здесь формируются и человеческие качества. Ищет свою дорогу в сложных отношениях с окружающими людьми молодой докмейстер Борис Андреевич, от лица которого ведется рассказ. В течение нескольких дней, когда поднимают в док и ремонтируют траулер «Загорск», развертывается конфликт молодого специалиста с начальником цеха Тепниным и главным инженером Курагиным — конфликт между теми, кто хочет работать честно, с полной отдачей и ответственностью, как Борис и парторг Виктор Сигов, и приспособленцами, ловчилами, умеющими «скостить план», «выйти на премию», уйти от риска ответственных решений. Здесь впервые появляется тема, которой суждено стать стержневой для большинства произведений О. Б. Глушкина — тема нравственного выбора, при котором правильное решение дается всегда непросто, всегда в борьбе не только с внешними препятствиями и обстоятельствами, но п, прежде всего, с самим собой. Повесть «Пятый док», так же, как и следующее произведение «Всего один рейс» была представлена читателям журналом «Нева». Работа с его редакторами стала для молодого литератора хорошей школой. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что, перейдя на работу в рыбную промышленность, О. Б. Глушкин совершает несколько рейсов на рыбацких траулерах, ведет в море дневниковые записи, накапливая необходимый запас наблюдений.

В 1979 году по рекомендации совещания молодых писателей-маринистов Калининградское книжное издательство выпускает в свет книгу повестей и рассказов О. Б. Глушкина «Антей» уходит на рассвете»:/Самым крупным и по объему, и по авторскому замыслу произведением становится в этом сборнике повесть «Взаимодействие». Конфликт здесь не искусственный, он не выдуман автором, а взят из жизни. В его основе — разность интересов экипажей промысловых судов и плавбаз. Первые заинтересованы в наибольшем улове, а вторые — в ритмичной приемке рыбы наивысшей кондиции, пригодной для выпуска продукции, пользующейся у торговли и населения наибольшим спросом. Именной на этой основе столкнулись два характера: капитана-директора плавбазы Токарева и капитана-флагмана Ломакина. Под пером писателя производственный конфликт становится драмой личностей. Поражение терпит Ломакин. Умелый энергичный капитан попал в плен собственного честолюбия, оно подвело его, отторгло от важного начинания — связать воедино интересы промысловиков и переработчиков. Повесть «Взаимодействие» удачно вписалась в литературу о море как глубиной конфликта, так и правдой характеров героев. Стало ясно, что годы, разделяющие «Пятый док» и «Взаимодействие», были для автора годами творческого роста, раздумий, напряженной работы над словом. Более точными стали пейзажные зарисовки, индивидуальное речь персонажей, глубже характеры.

Но сборник показывает и возможности для дальнейшего роста писателя. Лучшее тому свидетельство — повесть, давшая название книге. Бывший капитан траулера «Антей» Антон Петрович Москалев спешит утром на работу в дипломную группу морского рыбного порта. Временно оставшийся на берегу после посадки судна на мель опытный промысловик не только трудно ищет новое место работы, но и по-новому оценивает окружающих, пытаясь вписаться в незнакомый и трудный для него береговой ритм. Так начинается повесть «Антей» уходит на рассвете». Москалев интересен в своем общении с моряками, работниками базы, руководством. Это крупный, самобытный характер, и нам далеко не безразлично, как сложится дальнейшая судьба капитана. Немаловажное значение имеет то, почему, собственно, он снят с должности. Автор мельком говорит о допущенной по отношению к Москалеву несправедливости и проходит мимо этой детали как мимо чего-то второстепенного, оставляя читателя гадать, был ли промах помощников капитана действительно случайностью или все-таки просчетом в работе самого капитана с плавсоставом. Неувязки сюжета, неоправданная порой скороговорка — это все еще остается подводными камнями на творческом пути молодого мариниста. И все-таки книга состоялась, и вместе с нею входит в круг его героев еще один литературный тип, которому суждено отныне, развиваясь и варьируясь, жить в произведениях Олега Глушкина. Это молодой человек, у которого жизнь только начинается, герой рассказа «Трюмный», восемнадцатилетний матрос Матвей Тимчук. В 1983 году в издательстве «Современник» в серии «Первая книга в столице» выходит сборник Олега Глушкина «Морское притяжение». В него включены повести «Всего один рейс» и «Пятый док», рассказы «Трюмный», «Или я, или Вислин». Несколько повестей публикуются в альманахе «Океан». Вместе с признанием приходит и опасность поверить в «неисчерпаемость» морской тематики, издательскую «проходимость» рыбацкой производственной темы. Но для писателя это значило бы остановиться, начать варьировать самого себя. Поиск дальнейших творческих путей мог лежать или в новом повороте темы «человек и море», или в ином уровне осмысления происходящих в рамках этой тематики конфликтов. И, наконец, в расширении самих тематических рамок, в решительном выходе за пределы маринистики. Время показало, что писатель успешно использует все эти три возможности дальнейшего творческого поиска и роста.

Решительным поворотом морской темы стала для Олега Глушкина работа над исторической повестью «На благо российского флота». Ее главный герой — капитан-лейтенант К. П. Торсон, мореплаватель, внесший немалый вклад в становление русского флота, кораблестроение, адъютант морского министра... и участник Северного тайного общества декабристов. М. А. Бестужев писал в своих воспоминаниях, что Торсон был человеком идеальной честности, рыцарем без страха и упрека. Но долгое время он оставался как бы в тени других известных героев 1825 года. Дело усугублялось тем, что архив К. П. Торсона утерян, не сохранилось даже его портретов. Понадобилась настоящая поисковая и исследовательская работа, не говоря уже об умении вжиться в историческую эпоху, воссоздать правду характеров, взаимоотношений, чтобы на страницах повести ожил образ «баярда идеальной чистоты», одного из героев «первого этапа русской революции».