Смекни!
smekni.com

Символы в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" (стр. 2 из 5)

Проблема "отцов" и "детей", так ясно и смело обозначенная писателем в названии романа, есть проблема на все времена – потому что, прежде всего, она связана с важнейшим вопросом всего земного бытия: с вопросом о смысле жизни человека. Это проблема переосмысления жизненных ценностей поколения предшествующего поколением, приходящим ему на смену, проблема ломки устоявшихся понятий и стереотипов. Не всякая смена поколений сопровождается таким переосмыслением и такой ломкой. Но стоит возникнуть сомнению в некоторых глубинных принципиальных основах – и проблема "отцов" и "детей" предстает перед обществом, принимая то более, то менее серьезный облик, иной раз оборачиваясь и трагической своей стороной, приводя к противостоянию поколений.

Идейный конфликт, возникающий в те редкий моменты, когда "дети" вырабатывают для себя четкую сознательную программу, намечают определенную серьезную цель на жизненном пути, такой конфликт, такое столкновение поколений примирением разрешиться не может. Идейное противостояние ведет к полному разрыву, к нарушению связи времен. Трагическую природу такого конфликта раскрыл Тургенев в своем романе и отразил в его названии.

Такой конфликт всегда трагичен, ибо, прежде всего, в нем явно или неявно происходит отвержение отечества, а "всякое отечество на небесах и на земле именуется от Отца Господа нашего Иисуса Христа"[3].

В сознании русского человека понятия "Отечество", "отец", "сын" теснейшим образом связаны с основами христианского вероучения. Отсюда следует, что проблема взаимоотношения поколений, обозначенная в названии романа, нуждается в религиозном осмыслении.

3. ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ – КЛЮЧЕВОЙ ТЕКСТ И ГЛАВНЫЙ СМЫСЛОВОЙ ЛЕЙТМОТИВ СЮЖЕТА

С древнейших времен, с принятием христианства в русской литературе существовала традиция объяснять явления современности, раскрывать их вечное, общечеловеческое значение, опираясь на тексты Священного Писания. Библия являлась для русской культуры основным ключевым текстом. Назначением ключевого текста является выражение непреходящих для данной культуры идей, чувств и образов, формирующих мировоззрение, составляющих основу нравственности.

Этой традиции придерживалось и большинство русских писателей второй половины XIX века, в том числе и И.С.Тургенев.

Таким ключевым текстом или, по определению современного литературоведа Е.Ю.Полтавец, "основным идейным лейтмотивом" для романа "Отцы и дети" является Евангельская притча о блудном сыне.

В романе нет прямого упоминания об этой притче, но аналогия с ней прослеживается в названии, в системе образов, перипетиях сюжета, в характерах и судьбах персонажей.

В притче символически изображен путь человека, отпадшего от Бога, своего Отца Небесного.

В образе главного героя романа нигилиста Базарова олицетворена та часть русской молодежи второй половины XIX века, которая отреклась от веры отцов и перешла на позиции атеизма. Но такой переход неизбежно влечет за собой разрыв духовных связей со своим народом, чье мировоззрение являлось глубоко религиозным. На эту особенность указывает главный оппонент Базарова Павел Петрович Кирсанов: "Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете… Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры". Базаров признает справедливость этого утверждения, и на вопрос Кирсанова: "Стало быть, вы идете против своего народа?" – отвечает: "А хоть бы и так".

Что же происходит с блудным сыном?

"По прошествии многих дней, - повествуется в притче, - младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону…" "Дальняя сторона" – символ всего чуждого отеческому преданию, возникшего и сформировавшегося на иной почве.

И действительно, нигилизм русской молодежи опирался на философские, нравственные и социальные учения европейских мыслителей XVIII-XIX вв., в частности немецкий вульгарных материалистов.

Блудный сын в дальней стороне "расточил имение свое…" Это значит, что все, нажитое отцом и уготованное в наследство сыну, он не ценил, не берег и утратил. Так же и молодое поколение русских нигилистов решительно отрицает духовный опыт своего народа. "В теперешнее время полезнее всего отрицание", - объясняет Базаров и указывает на цель этого отрицания: "Сперва надо место расчистить".

Но удастся ли молодому поколению на расчищенном месте создать что-то новое взамен разрушенных святынь, удастся ли накопить иные ценности? Ответ на этот вопрос содержится в Евангельской притче.

"Расточив имение свое", блудный сын впал в нищету: "Когда же прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться, и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней, и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему".

Как нужно понимать иносказательный смысл этого отрывка в контексте романа? Отличительными признаками материалистического мировоззрения, взятого на вооружение русскими нигилистами, являются рационализм и прагматизм. Основная черта этой философской системы – утверждение приоритета материального над духовным. Духовная сторона жизни объявляется или малозначимой, или просто бесполезной. Это, по определению героя романа, "романтизм, чепуха, гниль, художества". Нет любви, а есть только физиологическое влечение: "…и что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения". Нет красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химического вещества: "И природа пустяки в том значении, в каком вы ее понимаете". Нет духовного созерцания произведений искусства, а есть лишь физиологическое раздражение нервных окончаний, отсюда пренебрежительное отношение к нему нигилистов: "Рафаэль гроша медного не стоит…", "порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта"…

Итак, никакой духовности. Только материя и польза.

Блудный сын, питающийся рожками, которые ели свиньи – символический образ огромной обобщающей силы. Человек, лишенный духовной пищи, низведен до уровня животного. По христианскому вероучению человек – образ и подобие Божье. В материалистическом понимании человек – одно из звеньев в цепи животных и растительных организмов. Этим объясняется обилие "зоологических" и "растительных" метафор в высказываниях Базарова о сущности человека ("мы с тобой те же лягушки, только что на ногах стоим", "люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой" и т.п.)

Индивидуальная неповторимость личности, ее нравственность, по мнению Базарова, особого значения не имеют: "…при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр".

Итак, разрыв связей со своим народом, с той почвой, которая, по словам В.Г.Белинского, хранит "жизненные соки всякого развития личности", отрицание нравственных принципов и духовности – это и есть то состояние "великого голода в дальней стороне", о котором повествуется в притче.

Это состояние обрекает человеческую личность и общество в целом на духовную деградацию и гибель. И единственный спасительный выход из этого положения тот, который избрал блудный сын: пройдя через лишения и страдания, он раскаялся в содеянном и вернулся в родной дом к любящему и простившему отцу.

"Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам", по словам А.С.Пушкина, являются теми "дивными чувствами", на которых "основаны от века по воле Бога самого самостоянье человека, залог величия его". Разрыв с отечеством, отречение от духовного наследия предков приводит поколение "детей" к утрате "самостоянья", лишает его духовной опоры.

4. РОЛЬ АНТИЧНОГО МИФА О ЦАРЕ ЭДИПЕ В РАСКРЫТИИ АРХЕТИПИЧЕСКОГО СМЫСЛА ПОВЕСТВОВАНИЯ

В романе и нигилисте разрыв современного человечества с культурной памятью прошлого трактуется не как принципиально непреодолимый, а как наказуемый. Базаров в конце концов тоже окажется подвластен приметам, талисманам, "преданьям простонародной старины" и вообще глубокой мистичности всего сущего, которую он так яростно отрицал в начале романа.

"Отцы и дети" не только роман о современности, но и указание на тайные силы, управляющие миром, размышление о причинах вечного повторения древних сюжетов в жизни ушедших, современных и будущих поколений.

Уже в первых отзывах о романе звучит тема мифа, тема античных героев. Вспомним известный из мифологии и древнегреческой драмы сюжет о царе Эдипе. Детали его таинственным образом отразились в деталях тургеневского повествования о судьбах "отцов" и "детей". В известной мере Эдипов комплекс, понимаемый не по-фрейдовски, а общечеловечески, то есть как неизбежное стремление новых поколений к новому и отрицание опыта отцов, свойственен человечеству. И все-таки, отрицая опыт отцов и дедов, их "принципы", дети в свою очередь встаю перед теми же проблемами.

Первоначальное триумфаторство Базарова в Марьине напоминает восторг фиванцев пред освободившим Фивы от сфинкса Эдипом, которого они объявляют царем. Базаров тоже предстает поначалу как воплощение сентенции "Человек-царь природы". Он производит химические и биологические опыты, дает дельные советы по агрохимии, оказывает жителям Марьина медицинскую помощь. Конечно, Базаров считает, что он далек от веры в какую-либо мистику, ведь "порядочный химик", по его мнению, способен, в отличие от поэта, разгадать таинственные силы природы. При этом герой не замечает, что и ему присуще преклонение перед идолами, просто его "сатанинская гордость" до поры это отрицает.