Смекни!
smekni.com

Символы в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" (стр. 3 из 5)

"Религия отрицания направлена против всех авторитетов, а сама основана на грубейшем поклонении авторитету, - писал М.Н.Катков. – У нее есть свои беспощадные идолы. Все, что имеет отрицательный характер, есть уже… непреложный догмат в глазах этих сектаторов"[4].

"Чем решительнее отрицание, чем менее обнаруживает оно колебаний, тем лучше, тем могущественнее авторитет, тем возвышеннее идол, тем непоколебимее вера". Не только идол, но и талисман есть у Базарова. Это, по замечанию того же Каткова, "книжка Бюхнера, играющая роль какого-то талисмана"[5].

Ту же мысль высказывают и современные исследователи: "Нетрудно заметить, что книга Бюхнера имеет для Базарова особенное значение. Герой часто носит ее с собой, при случае, пусть и несколько пренебрежительно, но рекомендует читать окружающим, словно новоявленный проповедник. Действительно, уже вскоре после своего появления сочинение Бюхнера воспринималось современниками, вследствие необыкновенной популярности, в качестве своего рода "библии материализма". И, несмотря на то, что все в романе, включая самого автора, подчеркивают, будто Базаров ни во что не верит, нельзя не заметить, что именно в свою "библию" силы и материи он как раз верит, причем верит неутомимо и даже идеально, почти по-шиллеровски"[6].

Однако, неудача Базарова в попытке заменить томик Пушкина в руках Николая Петровича сочинением Бюхнера приобретает символический смысл: никакая наука не заменит веру в искусство, никакая польза не заменит любовь и поэзию. Наконец, в последних словах умирающего Базарова не поминается никакая наука. Слова "Дуньте на умирающую лампаду" звучат романтично, а фраза "Теперь…темнота…" не случайно перекликается с гамлетовской "Дальше - тишина". Мотив иррациональных, скрытых от человека сил начинает нарастать в романе с того момента, когда Базаров встретил своего сфинкса с прекрасным женским лицом и пожелал разгадать эту загадку. "Анна Сергеевна была довольно странное существо", - характеризует свою героиню Тургенев.

Обращают на себя внимание и неоднократные упоминания о заразных заболеваниях, эпидемиях, вспыхивающих то тут, то там в неспокойное лето 1859 года. Наконец, роковой порез Базаров получает при вскрытии трупа тифозного больного (тоже заразная болезнь). Вспомним, что небесная кара, "моровая язва" поразила несчастных фиванцев, не подозревавших о том, что они выбрали царем отцеубийцу и кровосмесителя Эдипа.

Таким образом, в мифе гнев богов, а в романе Тургенева силы матери-природы наказывают храбреца, самоуверенно бросившего вызов судьбе. Едва ли Эдипов саморазрушительный жест (самоослепление) повторяет Базаров в своем самоубийственном небрежении во время вскрытия трупа. Самоослепление Эдипа – не что иное, как покаяние за тот грех, что он видел, но не узнал отца и мать. "Ты матери своей не знаешь", - говорит Базарову Аркадий, конечно вовсе не имея в виду мифологические аналогии, но ведь читатель может воспринять и эту реплику в контексте мифа.

Итак, по аналогии со знаменитым "Эдиповым комплексом" можно было бы говорить и о "комплексе Базарова". Недаром Ипполит Тэн называл Тургенева "одним из самых совершенных художников, какими обладал мир после художников Греции"[7].

Под стать автору и его герой, о котором Н.Н.Страхов писал: "Базаров – это титан, восставший против своей матери-земли; как ни велика его сила, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей, но не равняется с матернею силою"[8].

Итак, миф об Эдипе – один из основных источников архетипического смысла великого романа об "отцах" и "детях".

5. КРУГ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ ЦИКЛИЧНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ СЮЖЕТА

"Отцы и дети" – книга, посвященная идее бесконечной смены поколений, поэтому ее автор использует такой важный элемент мифопоэтической символики, как круг. Круг является одним из древнейших символов человечества, солярным знаком и воплощением идеи времени. Концепция времени циклична в человеческом сознании уже потому, что отсчет его возможен лишь в связи с повторяющимися циклами (круглый год, круглый сутки). Такое представление о времени нашло отражение в многочисленных мифологических сюжетах и мотивах, в бытовых представлениях и соответствующих обычаях, в самом языке.

Вообще все тургеневские романы включены в шествие ритма годового круга.

Действие завязывается обычно весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается под "свист осеннего ветра" или в "безоблачной тишине январских морозов". Ритм годового круга соответствует ритму жизни главных героев романа "Отцы и дети". Весна – символ начала жизни, пробуждения природы, и герои романа молоды, здоровы, полны надежд. Лето – пора расцвета жизни в природе – кульминационный момент в жизни героев, оба влюбляются, завязывается два любовных романа. Осень – увядание в природе, угасание жизненных сил. Этому соответствует состояние глубокой тоски Базарова, разрыв отношений с любимой женщиной и другом, болезнь и смерть.

Дети вновь проходят судьбы и испытания отцов, уклониться от этого бесконечного круговорота никому не дано. Эту идею преемственности поколений поддерживает концентрическое построение произведения, в которой малый круг – история любви Павла Петровича, большой – повторение сюжета в судьбе Базарова. На протяжении действия романа его главный герой проходит два круга жизненных испытаний. Идею цикличности подчеркивает композиция романа: оба раза Базаров посещает одни и те же места и в той же последовательности: Марьин – усадьба Одинцовой – родной дом.

Попробуем ответить на вопрос, почему в ключевой для романа новелле о княгине-сфинксе мотив загадки бытия связан с такой деталью, как кольцо, подаренное Павлом Петровичем возлюбленной. Кольцо – традиционный подарок мужчины любимой женщине, он символизирует любовь и верность. Но нет ли в этой предметной детали еще какого-нибудь значения, важного для композиционного смысла романа? Кольцо – знак неразрывного единства, безграничности, вечности и гармонии. Единство это в любви Павла Петровича и княгини оказалось и неразрывным, и роковым, ибо, расставшись с Павлом Петровичем, княгиня умирает, но перед смертью возвращает ему кольцо. Итак, кольцо символизирует необъяснимую взаимозависимость, которая может быть разорвана лишь смертью и в античном мире словами: "Ни без тебя, ни с тобой жить не могу" (Овидий).

Одинцова от этой ситуации уклонилась, но княгиня Р. и Базаров были обречены на гибель от рокового кольца. Каким-то образом трагическое значение идеи цикличности или даже кольца в своей судьбе сознает, наконец, и Базаров. Недаром именно Одинцовой он скажет перед смертью: "Попал под колесо…Старая штука смерть, а каждому внове".

6. ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ И СИМВОЛЫ В РОМАНЕ

Одним из важнейших христианских символов, который имеет место в данном романе, является крест.

Крест, как христианский символ, упоминается в романе восемь раз. Это кресты на церквушках, "крестообразная" черта на кольце княгини Р., кресты на кладбище, где похоронен Базаров. Матушка Павла и Николая Кирсановых "в церкви подходила первая ко кресту"; Николай Петрович опасается, что "отставным людям" "пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на груди". Три раза герои романа осеняют себя крестом. Перекрестилась "под шалью" княжна Х., тетка Одинцовой, узнав об отъезде Базарова и Аркадия; "начал креститься" камердинер Петр, увидев потерявшего сознание Павла Петровича; наконец, сам Павел Петрович в русской церкви Дрездена "задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…"

Таким образом, Базаров и Павел Петрович, казавшиеся столь различными, пришли к одному итогу – к кресту в церкви и на могиле.

Христианскими символами наполнены заключительные сцены романа. "Адский камень" (не что иное, как название безобидного селитро-азотнокислого серебра, применявшегося для дезинфекции) вызывает зловещие ассоциации. Торжественно звучит диалог старого и молодого Базаровых о долге христианина ("Сын мой" - "Что, мой отец?"). Угасающая лампада служит метафорой христианской кончины. Наконец, Базарова соборовали, то есть исполнили над ним церковный обряд у постели умирающего его тела елеем и произнесением над ним слов: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Однако не все современные исследователи согласны в том, что Тургенев показывает кончину отказавшегося от исповеди Базарова, как христианскую. "Содроганием ужаса" на лице Базарова при соборовании и могло быть осмыслено как ужас грешника, не подготовленного к встрече с богом, или ужас одержимого перед лицом Христа, знаком Которого является святое миро. Образ встречи с богом и диалог с ним – гневного, протестующего – поддержан описанным далее внезапным "исступлением" Василия Ивановича после смерти сына… Образ отца, потерявшего единственного сына, протестующего и смирившегося, отсылает к многочисленным библейским сюжетам об отцах и детях, в том числе об отношениях с Богом Авраама и Исаака. (30) В другом современном исследовании отмечается: "Базаров предстает в романе словно в качестве проповедника, но иной, отличной от прежней, религии, двигаясь в своих намерениях к утверждению сверхчеловека. И примечательно, что при соборовании Базарова православным священником происходят мистические вещи – как будто душа язычника или иноверца и перед смертью противится Христианскому Богу, самой идее примирения с ним".(31) Но отрекшийся от православной веры отцов герой сам не осознает, как прочно он связан с этой верой и своим происхождением, и свойствами натуры, и, наконец, своим именем.