Смекни!
smekni.com

Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?" (стр. 16 из 18)

Вообще же, Чернышевский понимает, что сохранить истинную по­рядочность, не сойти с линии «добра» в реальной жизни очень труд­но. Нужна не только постоянная работа «души», самосовершенствование, но и социальные преобразования. Необходимо обновление общества на более «разумных» и подлинно нравственных началах. «Новые люди» это и делают доступными им средствами, совершенствуясь, помогая другим найти свое место в жизни. Лопухов оказывает поддержку Вере Павловне. Кирсанов уводит с гибельного пути Крюкову, избавляет Екатерину Полозову от «слепого» чувства к недостойному ее человеку .

Отличие «новых людей» в том и состоит, что они не пассивные мыслители, ото­рванные от жизни, а энергичные, волевые, деловые, активные участники этой жизни, мыслители и борцы одновременно: «Каж­дый из них человек отважный, неколеблющийся, неотступающий, умеющий взяться за дело. И с другой стороны, каждый из них человек безуко­ризненной честности, поэтому на него всегда мож­но положиться».[66]

О будущем. И, наконец, самая главная позитивная идея в романе, звучащая из уст Веры Павловны – это идея общественно-политического идеала революционной демократии, которая в аллегоричной форме преподносится читателю в знаменитой главе романа – «Четвертый сон Веры Павловны». Картина демократического рая, созданная Чернышевским, особенно не выделяется из общего повествования, она становится его вершиной, поскольку после нее действие романа завершается. Возвращается из Америки Лопухов под видом американского инженера и фабриканта Бьюмонта; завершается история «новой женщины», представительницей которой является Вера Павловна; становится ясным, собственно ради чего велась вся эта разнообразная, трудная и опасная борьба «новых людей».

Образ Золотого века, как третьей высшей стадии развития человеческого общества, который возникнет на Земле, когда победит революция. Чернышевский показывает этот рай через историю освобождения женщины и любви, которое неизбежно приводит к освобождению всего человечества. Ведь это сон женский, эротический. Рай этот начинается с чтения стихов Шиллера и Гете и выступления поэта во дворце освободившихся людей. Он поет о знаменитых женщинах древности, античности, средних веков, их красоте и уме, но говорит, что у них не было главного – свободы. Будущее Чернышевский видит как царство равноправной, свободной любви мужчины и женщины.

Этот Золотой век, о котором в романе теоретически беседуют Лопухов и Кирсанов, воплощен в гигантском хрустальном дворце-саде, стоящем среди богатых тучных нив и садов, царства вечной весны, лета и радости. Такими громадными домами в шахматном порядке покрыта вся преображенная освобожденным трудом Земля – планета «новых людей». Здесь живут все вместе счастливые люди идеального будущего. Они вместе работают с песнями, вместе обедают, веселятся. И Чернышевский говорит устами богини свободной любви о светлом будущем, открывая его Вере Павловне и заодно всем своим бесчисленным читателям: «Оно светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот что в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».

Эти слова повторены дважды, как молитва. Вот к чему стремится Вера Павловна, заводя швейные мастерские, просвещая девушек и изучая медицину. Служению освобожденной любви посвящена и ее семейная жизнь, ее равноправные отношения с Лопуховым и Кирсановым. В конце романа показаны их новые семьи и сказано, что это «счастливые браки», где уже воплотились обозначенные в четвертом сне Веры Павловны идеалы новой любви и семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роман Чернышевского оказал огромное влияние на несколько поколений второй половины XIX и всего последующего столетия России. Это уникальное по своей оригинальности (всё же) литературное произведение занимает достойное место в истории развития русской литературы и философии.

Позитивизм романа во всём: начиная с замысла автора, которому подчиняется и форма повествования, и внутренняя организация произведения, заканчивая мыслями и поступками его героев.

Здесь мы находим утверждение старых моральных принципов (из уст героев Чернышевского они звучат оригинально) - незаслуженное богатство порочно, но если поставить его на службу нуждающимся, то оно становится вполне полезным; труд создает достоинство человека, а раскрепощённый и усовершенствованный машинами труд ускоряет этот процесс. Также звучат и новые идеи: отказ от «условностей» элитарной культуры (светского общества), утверждение равенства женщин, поклонение науке, и конкретные формы поведения (фиктивный брак, создание артелей, полезное чтение, скромная одежда, подчеркнутая прямота речи и т.д.). Всё «новое», реальное, точное, полезное в противовес «старому», химерическому, смутному, негодному (у Чернышевского «пошлому»).

Явление «пошлого» мира – это та действительность, которая окружает автора и его героев; действительность, с которой нельзя больше мириться, с ней необходимо бороться, потому что она несёт людям лишь несчастье. И бороться с ней необходимо не путём насилия и разрушений, а путём разумной мысли, смелых поступков и чистого сердца. Таково новое поколение людей. Они пришли, к ним обращается Чернышевский, как к особой публике, и на их примере учит тому, как надо жить.

И.Паперно в своей книге «Семиотика поведения: «Н.Г.Чернышевский – человек эпохи реализма» сравнивает роман «Что делать?» с новым Евангелие. Наверное, в этом что-то есть. Если Евангелие – это благая весть, данная людям во имя спасения их души, то роман Чернышевского тоже своего рода благая весть, посланная автором прогрессивно настроенным слоям общества во имя сохранения здравого смысла и создания «новых» лучших условий жизни. Что-то вроде религии разума на заре века технического прогресса. Ведь Чернышевский сам признаёт, что стоит «на пороге новой религии». Если вспомнить отзывы современников о нём, в которых его сравнивают то с «ангелом во плоти», то с самим Христом; если вспомнить факт бешеной популярности его книги среди молодёжи 19 века, конкуренцию которой могла составить разве что Библия, навряд ли мы сможем оспорить, сложившееся мнение, озвученное Ириной Паперно.

Так или иначе, но этическая ценность романа заключается уже в той позитивной мысли, которая лежит в основе всей книги - мысль о торжестве в человеке человеческого силой его разума и благородных устремлений. Жить, чтобы созидать; любить, чтобы становиться лучше; трудиться, чтобы приносить пользу и при этом испытывать величайшее наслаждение от того, что ты делаешь – не в этом ли заключается счастье человеческое и вера во спасение?

В конце концов, и Огюст Конт, основатель «позитивной философии», в итоге своих умозаключений пришёл к идее создания новой «Религии человечества». Наверное, это естественно, если следовать логике позитивстской теории о стадиях развития человеческой личности и общества?!

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Азнауров А.А. Этическое учение Н.Г.Чернышевского. М., 1960.

2. Белик А.П. Эстетика Чернышевского. М., 1961.

3. Бердяев Н.А. Философия свободы. ББЭКМ, 2006.

4. Бердяев Н.А. ст. «Философская истина и интеллигентская правда». БЭКМ, 2006.

5. Богословский Н. Н.Г.Чернышевский. М., Изд-во «Молодая гвардия», 1957, (серия ЖЗЛ).

6. Вердеренская Н.А. Публицистическое и художественно-образное в произведениях Н.Г.Чернышевского. – В кн.: Проблемы русской и зарубежной литературы. Вып. 4. Ярославль, 1970.

7. Водовозов В.В. ст. «Чернышевский Н.Г.» Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. 1890-1907 (ББЭКМ, 2006).

8. Водолазов Г.Г. От Чернышевского к Плеханову. М., 1969.

9. Володин А.И. Гегель и русская социалистическая мысль XIX века. М., 1973.

10. Герцен А.И. Собр.соч. в тридцати томах, т.II. М., 1934.

11. Демченко А. Чернышевский продолжается. – Литературное обозрение, 1978, №6.

12. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001.

13. Набоков В.В. «Дар». М., 1990.

14. Пантелеев Л.Ф. Воспоминания. М., 1958.

15. Паперно И. Семиотика поведения: «Н.Г.Чернышевский – человек эпохи реализма». М., «Новое литературное обозрение», 1996.

16. Писарев Д.И. ст. «Мыслящий пролетариат». ББЭКМ, 2006.

17. Плеханов Г.В. Соч. в 24-х томах. М.-Л., 1923-1927, т.V.

18. Рейсер С.А. Некоторые проблемы изучения романа «Что делать?». Л., «Наука», 1975. Серия «Литературные памятники».

19. Розенталь М.М. Философские взгляды Н.Г.Чернышевского. М.,1948.

20. Ткачёв П.Н. Избр.соч. в 6-ти томах. М., 1932, т. 4.

21. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937 (Вильнюс, 1991).

22. Чернышевская Н.М. «Повесть о Чернышевском». Саратов, 1973.

23. «Чернышевский Н.Г. в воспоминаниях современников». М., 1982.

24. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности (Диссертация). Собр.соч. в 5-ти томах. Изд-во «Правда», м., 1974, т. 4.

25. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. Собр.соч. в 5-ти томах. Изд-во «Правда», м., 1974, т. 4.

26. Чернышевский Н.Г. «Что делать?» Полн.собр.соч. М., 1949, т.XI.

Словари и справочники:

1. Библиотека Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия (ББЭКМ). Электр.изд-е, 2006.

2. Философский словарь. Под ред. Розенталя М.М. Изд-е 3-е. Издательство политической литературы, М., 1972.