Из Санкт-Петербурга Элеонора Тютчева с детьми отплыла на пароходе «Николай I». У берегов Пруссии, ночью, пароход был внезапно охвачен пожаром и утонул. Жена Тютчева вела себя героически, выказав - поразительное мужество. Она спасла детей, но все имущество Тютчевых погибло вместе с пароходом.
От перенесенного потрясения она вскоре слегла, в конце августа 1838 года умерла. Ее потеря была для Тютчева огромным горем. Достаточно сказать, что в тридцать пять лет он стал совершенно седым.
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой ...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимым, неизменный.
Как ночью на небе звезда.
Так и через десять лет после смерти первой жены Тютчев проникновенно обращался к ней.
Впрочем, был он, кажется, человеком крутых страстей, хотя часто в письмах называл себя ленивцем. По крайней мере, дальнейшие события его личной жизни говорят о страстности и безоглядности характера. Еще не прошло года со дня смерти Элеоноры Тютчевой, как он летом 1839 года сочетался браком с вдовой баронессой Эрнестиной Дернберг. Говорят,
взаимная симпатия между ними возникла еще раньше. Наверное, это так. И, наверное, их влечение друг к другу было не менее сильно, чем печаль Тютчева о первой жене.
Их бракосочетание намечено было в швейцарском городе Берне. Тютчев попросил разрешения временно покинуть Турин, не дождался его и уехал самовольно. Расплатой за проступок было увольнение со службы.
Тютчевы опять поселились в Мюнхене. Жили небогато, в основном на деньги Эрнестины Федоровны, что мучило Тютчева. Он рвался в Россию, однако разные обстоятельства (в основном - рождение детей) удерживали его в столице Баварии до 1844 года.
Благодаря хлопотам доброхотов Тютчев был восстановлен на службе, и многие годы потом он вел жизнь солидного столичного сановника. А с 1858 года до самой смерти заведовал Комитетом цензуры иностранной.
Размеренное течение чиновничьей жизни было расцвечено, однако, яркой и мучительной любовью, присущей скорее поэту Тютчеву, чем чиновнику, к Елене Денисьевой. Четырнадцать лет длились их отношения, оставшись в истории русской поэзии такой же легендой, как отношения Пушкина с Анной Керн.
Умирал Тютчев долго и мучительно, полупарализованный. Земная его жизнь - жизнь дипломата завершилась 27 июля по новому стилю 1873 года, а жизнь поэта продолжается поныне.
Творчество Фёдора Ивановича Тютчева
Поэзия Тютчева приходила к читателям в несколько этапов или, вернее сказать, несколько раз.
Поначалу стихотворения своего бывшего ученика много и часто печатал в редактируемых им журналах и альманахах Раич. Имени славного поэта эти публикации Тютчеву не составили.
В 1835 году со стихотворениями Тютчева познакомился его сослуживец по миссии в Мюнхене князь Иван Сергеевич Гагарин и был очарован ими. Вернувшись в Санкт-Петербург, он показал некоторые из них Жуковскому и Вяземскому. Те, в свою очередь, рекомендовали Пушкину опубликовать стихотворения Тютчева в «Современнике». Пушкин отнесся к ним «как должно», О чем Гагарин не преминул сообщить автору в Мюнхене.
В 1836 году, в третьей и четвёртой книгах «Современника», были напечатаны двадцать четыре стихотворения Тютчева. Среди них были и те, что ранее уже публиковались Раичем.
Надо сказать, что и после смерти Пушкина, до 1840 года, в «Современнике» время от времени появлялись произведения Тютчева, никем особо не замеченные. Так, Белинский лишь однажды в своих велеречивых статьях упомянул Тютчева - в подстрочном примечании, поставив его имя рядом с именами Ротчева, Марковича, Вердеревского - кто такие?!
При его жизни еще только однажды его произведения выходили отдельной книгой - в 1868 году, стараниями И. С. Аксакова.
Творческая судьба Федора Ивановича Тютчева, кажется, - своеобразная расплата за то безразличие, которое он проявлял к своему творчеств. Ведь Тургеневу пришлось уговаривать Тютчева издать в свет «собирание своих стихотворений», а к книге, изданной Аксаковым, по словам одного из исследователей творчества Тютчева, Григория Чулкова, «поэт остался совершенно равнодушен», хотя она включала важнейшие его произведения общим числом сто восемьдесят пять.
Как некогда Белинский прошел мимо поэзии Тютчева, так прошли мимо нее его ученики и последователи. Уже в восьмидесятые годы прошлого столетия критик Скабичевский, который останется в памяти потомков только потому, может быть, что в издевательском контексте упомянут в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», рубил наотмашь:
«Открытый из среды посредственности и внезапно возвеличенный в мрачные годы общественного безвременья, Тютчев, во всяком случае, в достаточной мере скучноват в своих безукоризненных красотах и, исключая некоторых его произведений, помещенных в хрестоматиях, большинство их читается с трудом и ценится лишь самыми строгими и рьяными эстетиками».
А среди этих «эстетиков» в разные годы литературного бытия Тютчева, напомню, были: Александр Пушкин, Василий Жуковский, Петр Вяземский, Николай Некрасов, Иван Тургенев, Афанасий Фет. К ним следует добавить Достоевского и Толстого.
Интеллектуальный и эстетический уровень поэзии Тютчева, ее «безукоризненные красоты» (что-то Скабичевский, все-таки, понимал!) дано было постигнуть немногим, а, постигнув - со слезами на глазах читать некоторые его стихотворения, как читал Лев Толстой это:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул-
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул ...
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном ...
Час тоски невыразимой! …
Все во мне и я во всем ...
Скабичевский, возможно, читал эти стихи с трудом, не проникаясь даже поверхностным их смыслом, а Толстой радовался, что, написанные еще в тридцатые годы, впервые опубликованные после смерти Тютчева в 1879 году в журнале «Русский Архив», они - истинное произведение искусства. Истинное! А потому не подвластное времени (сорок с лишним лет минуло со дня их написания до публикации) и кургузым оценкам кургузых людей.
Многие из них видели в Тютчеве «учителя поэзии для поэтов», замечали, прежде всего, его космизм и закрывали глаза на поразительную конкретность стихотворений Тютчева. На тот факт, что все они написаны «на случай» - по поводу прочитанной книги, посещения церкви, увиденного пейзажа, страстной влюбленности в женщину, какого-нибудь политического события и т. д.
Но это не недостаток символистов и их последователей, а, кажется, еще один из парадоксов Тютчева: умение личное переплавлять во всеобщее.
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свет гаснущего дня,
Тяжело мне, замирают ноги ...
Друг мой милый, видишь ли меня?
Все темней, темнее над землею –
Улетел последний отблеск дня ...
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня ...
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Боязно разрушать банальными комментариями зыбкое, как сама человеческая жизнь, печальное, как она же, звучание неведомого тебе голоса Тютчева. Это он говорит! С тобой! И с другими! И говорил раньше. И говорить будет после, когда ты тоже, когда «все темней, темнее над землею», бесплотной душой будешь витать над какой-нибудь проселочной дорогой с алой от заходящего солнца травой или над шестнадцатиэтажными параллелепипедами, по странной прихоти человеческого сознания получившими название дом.
Стихотворение, переполненное такой невыразимой музыкой, такое гармоничное в своем отрицании всяческих «красот», называется длинно и неуклюже: «Накануне годовщины 4-го августа 1864г.»
4 августа 1864 года умерла Елена Александровна Денисьева, и Тютчев записал собственные ощущения в годовщину ее смерти. Не больше того. Но и не меньше! Поскольку в стихотворении оказались отраженными чувства многих и многих поколений.
Научиться поэзии по нему невозможно по причине полного отсутствия «поэтических достижений» в нем. Однако оно способно научить большему - быть человеком чувствующим и думающим. И если в этом контексте воспринимать Тютчева, как «учителя поэзии для поэтов», то придется с горечью заметить: уроки его не всегда и не всем пошли на пользу. Многие из мнимых его учеников заслуживают полновесный «неуд» за превратно усвоенные уроки. Или неусвоенные вообще. Особенно по теме до болезненности близкой Тютчеву - Россия.
Любовная лирика Тютчева
Для поэтов "чистого искусства" характерны высокая культура, преклонение перед совершенными образцами классической скульптуры, живописи, музыки, повышенный интерес к искусству Древней Греции и Рима, романтическая тяга к идеалу красоты, стремление приобщиться к "иному", возвышенному миру.
Рассмотрим, как в лирике Тютчева отразилось художественное мироощущение.
Любовная лирика пронизана мощным драматичным, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами его личной жизни. Он пережил смерть любимой женщины, оставившую в душе незаживающую рану. Шедевры любовной лирики Тютчева родились из подлинной боли, страданий, чувства невосполнимой утраты, ощущения вины и раскаяния.
Наивысшим достижением любовной лирики Ф. И. Тютчева является так называемый "Денисьевский цикл", посвященный любви, пережитой поэтом "на склоне лет" к Елене Александровне Денисьевой. Этот удивительный лирический роман длился 14 лет, закончившись смертью Денисьевой от чахотки в 1864 году. Но в глазах общества это были "беззаконные", постыдные отношения. Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от "суда людского".