Социалистический реализм – художественный метод правдивого воспроизведения действительности в ее революционном развитии в свете научного марксистко-ленинского мировоззрения и в интересах обеды социализма и коммунизма во всем мире. У реалистов досоциалистической эпохи главная задача заключалась в критике эксплуататорского строя и его пороков, то писатели социалистического реализма главный смысл своего творчества видят в утверждении нового, социалистического строя. Соц.лит. развивается под благотворным влиянием политики и идеологии Коммунистической партии. Главный герой- активный борец за социализм и коммунизм, человек, живущий одними мыслями и стремлениями со своими товарищами по борьбе, присущи черты коммунистической убежденности, преданности партии, гуманизм, патриотизм. В центре событий не обязательно стоит положительный герой, и если что его тут же высмеивают.
Народность- связь литературы с жизнью, устремлениями и творчеством широких народных масс, изображение в творчестве писателей народных типов и характеров, отображение идейно-эстетических взглядов и идеалов народа, близость по форме и по тому насколько произведение близко народу, стало ли достоянием народа, получило всенародное признание. Партийность- принадлежность писателя к той или иной партии, в осознанной и активной защите жизненных и политич. интересов определенных классов, социальных групп и полит партий. Классовость – принадлежность к тому или иному классу.
Вопрос № 32. Жизнеподобие– тоесть естественность, жизненная убедительность композиции, нельзя понимать буквально: мир худ образов отражает реальный мир по своим особым законам и в особой форме, неизбежно допускающей известное расхождение между правдой реального факта и правдой худ образа. В любом искусстве всегда есть элементы придуманности, вымышленности или как говорят – условности(например, в жизни человек думает молча, ав пьесе произносит монолог, в басне животные наделяются человеческими качествами и разговаривают между собой.) В примере показывают, что жизненную и художественную убедительность композиции лит. произвед. нельзя сводить к точному подобию жизненных фактов.Однако даже в самых фантастичных произв. присуща жизненная правда. Реалистический метод требует от писателя, прежде всего, правдивости изображения жизни. Однако характеризировать реализм только указанием на его правдивость недостаточно. Реализм распределяет правду и вымысел по четким граням.
Вопрос№ 34. Культурно-исторический метод – Ипполид Жан (Тэд) франц историк и искусствовед. Ввел понятия в литературовед.: раса, среда, момент. 1) Национальные черты художника определяют его тв-во.; 2) среда- географ условия и климат(южн.- пылкость, страстность, северн. - суровость, сдержанность, постепенность); 3) момент- культурно-исторические условия возникновения произвед. Представители исторической школы в России – Шахов, Пыпин, Венгеров. Художественное произведение – исторический источник, культурно-познавательная ценность наиболее важна для ученых этого направления. Худ.произв. –это материал для изучения народного сознания и быта в определенную историческую эпоху. С таким подходом получается, что литература совсем не нужна, можно оставить одну историю. Для ученыхэтой школы писатель интересен не как художник, а как человек, живший в определенную эпоху и отразивший ее в литер. Факты ценятся больше чем мысли. Отрицательное- игнорирует худ специфику, сводят литературу к другим формам идеологии – накопила много фактов, но эмпирический материал преобладает над выводам. Положительное- прослеживаются корни, этапы, развития.
Вопрос № 35. Сравнительно – исторический метод – Сравнение это необходимая часть любого метода, * Метод должен быть сравнительным, иначе это не метод* (Горький). Сравнение – суть деятельности, а не вспомогательный прием. Сравнивает авторов, произведения. Ищут сходные явления и повторяемые. Влияние одного поэта на другого объясняется тем, что у них есть сходные моменты. Причины возникновения сход момент (по Жирмуду): 1) Историко-генетические, 2) историко-типологические (многие народы проходят через одинаковые этапы развития, многие литераторы проходят классицизм) 3) Влияние, заимствованность, автор который жил раньше влияет на автора, который живет позже. Историческая школа выясняет, кто на кого влияет. + Без сравнения не может обойтись не один метод – Если метод претендует на абсолютизм, то в стороне остается своеобразие.
Вопрос № 36. Психологический метод – Сформировался в 70-80г. Опирался на достижение физиологии и психологии. Эмиль Эннеки проводил анализ личности героя и автора. Об авторе можно узнать все из его произведения. Для этого метода необходимо определить, какие мысли и чувства охватывали автора при написании произв. Э. изучил психологию создателя произв., он раскрыл не законы литературы, а законы психологии. В результате текст игнорировался. Русская психол. школа Потебня: Он называет литературу словесностью. Он исследовал структуру слова и ст-ра текста. Ст-ра слова: внешняя форма(звуки), внутренняя (образ, который возникает при произношении слова), значение. Стр-ра текста: внешняя (слово), внут. (худ образы), значение – идеи текста. Идея (по Потебне)- совокупность мыслей, вызываемых у читателя образами произведения. + Особое внимание обращено на психологию авторов – психология метит вытеснять литературу.
Вопрос№ 37. Психоаналитический метод – возник в нач. 20 в. Можно запретное жилание заменить полезным: Зигмунд Фрейд наблюдал за деятельностью ребенка. Взрослый человек тоже может играть и заменить свою реальность игрой, тоесть миром творческим, художественным. Он может переключить свою энергию в нужную сторону (от запретного к разрешаемому)- Сублимация. Писатель может показать свои яростные желания в произведен., а может их скрыть.Любой литературовед должен понять, какие скрытые мотивы лежат в основе текста (чем меньше разрешается людям, тем выше уровень культуры и больше невратических расстройств- по Ф.) Для Ф. важен вопрос какие чувства управляют личностью. Юнг- ученик и отрицатель Ф. Существует сознательное и бессознательное подсозн. во снах, бредах. (по Ф.)Юнг расчленяет бессознательное на индивидуальное и коллективное- древнейшие осознавания человека которые не исчезают, а сохраняются. Но большинство людей или не ощущают их на сознат.уровне, или подавляют их. Художник тот, кто наиболее остро ощущает. В результате эти образы влияют на читателя. + Обращают внимание на сферы подсознания – переоценивают эту сферу клиническими моментами.
Вопрос № 38. Интуитивистский метод- Основоположник Анри Берксон –философ. Изобрел 2 способа постижения реальности: 1)Инстинкт – жизненная сила, способность к автоматическим безошибочным действиям, неподвластным разуму. Инстинкт на уровне человека превращается в интуицию –истинное познание, а интеллект- уязвимое познание.2) интеллект- порожден практическими действиями, им познаются вещи с точки зрения их практического использования. Интуиция видит вещи в их полной форме. Искусство- разновидность гипноз. Не столько выражает, сколько внушает понятия и чувства. Литературовед должен быть очень чутким гипнотизером. + на интуит. уровне рассматривается текст – интуиция может обманывать.
Вопрос№ 39. Формальный метод – 20- е года 20 в. считает, что искусство отражает реальность, а эта реальность не самая главное. Самое главное – прием, способ подачи этого материала. В тексте нужно изучать не все, а только те моменты, которые создают своеобразие. В худ.произвед. важно то, что реальность преображает а не сближает с текстом. Исследует способы удивления читателя автором. Например, мир можно увидеть глазами ребенка, животного. Формалистов интересует движение сознанием. Для них интересно не только произведение, но интересно движение литер. в целом. +Формалисты изучали фору. – Однако содержание их мало интересовало.
Примерный план анализа лирического произведения
Кем и когда написано стихотворение?
Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которой создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т.д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т.д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения.
Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.