Смекни!
smekni.com

Методологическое значение теории литературы (стр. 1 из 4)

Вопросы к экзамену “Теория литературы”

1. Предмет и задачи теории литературы. Методологическое значение теории литературы. Теория литературы как наука и искусство понимания.

2. Специфика художественной литературы как формы общественного сознания. Литература и наука.

3. Художественный образ. Свойства художественного образа.

4. Художественное произведение как диалектическое единство содержания и формы. Анализ произведения в единстве содержания и формы.

5. Тема, проблема, идея. Специфика художественной идеи.

6. Проблема стиля в современном литературоведении.

7. Анализ языка писателя.

8. Композиция.

9. Интонация.

10. Ритм в поэзии и прозе.

11. Анализ стиля писателя (по выбору).

12. Общие принципы разграничения литературных родов.

13. Сюжет и фабула.

14. Конфликт. Своеобразие конфликта в эпических, драматических и лирических произведениях.

15. Структура художественного характера. Типический характер и тип.

16. Предметный мир произведения. Искусство детали.

17. Специфика предметности в эпосе, лирике и драме.

18. Категория времени и пространства и их роль в интерпретации художественного текста.

19. Хронотоп в эпосе, драме и лирике.

20. Драма как род литературы. Общие принципы и методика анализа драматического произведения.

21. Основные жанры драмы и принципы их разграничения.

22. Специфика лирического рода в литературе. Принципы анализа лирического текста.

23. Специфика эпического рода в литературе.

24. Основные жанры эпоса. Принципы их разграничения.

25. Категория жанра. Анализ произведения искусства в аспекте жанра.

26. Художественный метод, литературное направление и течение. Метод и стиль. Понятие художественной системы.

27. Классицизм.

28. Сентиментализм.

29. Романтизм.

30. Исторические типы реализма (реализм эпохи Возрождения, реализм эпохи Просвещения, критический реализм).

31. Сравнительная характеристика критического и социалистического реализма. Современная трактовка понятий классовость, партийность, народность.

32. Условность и жизнеподобие. Условность и реализм.

33. Мифологический метод в литературоведении.

34. Культурно-исторический метод в литературоведении.

35. Сравнительно-исторический метод в литературоведении.

36. Психологический метод в литературоведении.

37. Психоаналитический метод в литературоведении.

38. Интуитивистский метод в литературоведении.

39. Формальный метод.

40. Социологизм.

41. Структурализм.

42. Рецептивная эстетика и герменевтика.


Вопрос № 1. Литературоведение – наука о литературе. В определенном смысле можно сказать, что лит-ние – это человековедение, поскольку предметом литературоведения является человек, но человек, изображенный в произвед. искусства. Лит-ние идет к пониманию ч-ка и мира через худ текст. Лит-ние - наука и искусство понимание худ. текста. Худ. текст может пониматься : 1) Исторически - история лит-ры изучает историко-лит. процесс; худ. текст как часть изучения исторических процессов. 2) Типологический. 3) Литературная критика – исследует текущий лит процесс. Первая реагирует на только что созданное лит. произв. Задачи: более углубленное и функциональное изучение основных литературоведческих категорий (содержание, метод, форма, стиль) Терминологическая задача. Тема – круг явлений. Событий взятых для отображения в произв. Проблема – вопрос, требуемый разрешения. При проблеме имеется в виду острота, дискуссионность. Главная мысль, выраженная в образной форме. Тема, проблема, идея категория содержания смысла, значения произведения. Стиль - некое своеобразие, неповторимость, единственность то, что отличает одного автора от друга.

Вопрос № 4.Содержание и форма – понятия соотносительные, не могущие существовать одно без другого. Содержание должно облечься в форму, вне которой оно не может существовать с полной определенностью; форма имеет смысл и значение тогда, когда она служит проявлению содержания. В зависимости от содержания она получает свои особенности, отличающие ее от других форм, в которых проявляется иное содержание. Понятно, что в основе этого процесса лежит содержание. Оно ищет для себя форму, благодаря которой может наиболее полно выразить свою сущность. В основе литературной формы лежит образ.

Вопрос № 3. Художественный образ – любое явление, творчески воссозданное автором в худож. произведении. Образ не только отражает, но прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, переходящем – сущностное, вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. О. представляет собой не только изображение человека – он является картиной чел. жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя все то, что его в жизни окружает. В любом произведении много образов. Портрет - изображение внешности персонажа. Портрет зависит не только от авторской манеры, но и от конкретного замысла, от данной среды. Предметы и вещи – та обстановка которая окружает персонаж. Речь - важнейший показатель национальной и социальной принадлежности человека, свидетельство его темперамента, ума, одаренности, степени и характера образованности. Психологический анализ – воссоздание духовной жизни персонажа. Внутренний монолог – излюбленный прием писателя при изображении духовной жизни их персонажей. Авторский комментарий – несоответствие между тем что делает или говорит герой. Воспоминания и сны – раскрытие внутреннего мира. Поступки действия – самый важный показатель характера, его мировоззрения, всего дух мира.

Вопрос №5. Тема - это основа основ содержания произведения, то, о чем в ней рассказывается или то, что в нем изображается. Автор может обратиться к теме уже сложившейся получившей отображение в литературе, такие произв. можно объединить в один тематический ряд, к примеру, где звучит тема *маленького человека*. Чаще всего тема выступает в сознании человека, как некая Проблема - жизненно важный вопрос, требующий своего осмысления и решения. Идея - это авторское решение вопроса заключенного в теме. Тематика и проблематика - когда в особо крупных произведениях имеется не одна, а много тем и проблем. Идея в художественном произведении – это внутренне содержание художественного образа, тот смысл, который вкладывает в образ сам автор, а за ним и читатель. Художественная идея – это образное выражение познающей и оценивающей мысли писателя. Его убеждений, симпатий и антипатий. Основная главная идея худ. произведения- также имеет образный характер, но она существует как тот внутренний смысл, который заключен не в отдельном образе или эпизоде, а в целом произведении, во всей системе его образов, как итог развития этих образов и каких общая оценка их содержания. Замысел - первоначальная мысль о создании произведения.

Вопрос № 6. Стиль - особое качество художественной формы, а именно степень соответствия всех ее элементов содержанию произведений. Литературно-художественный стиль складывается под влиянием многих факторов. Во 1-х, стиль всегда зависит от жанровой природы произведения: к примеру, неторопливо - развернутый роман имеет существенные отличия от стиля новеллы, где все компоненты, которой предельно сжаты и лаконичны. Стиль характеризует и творческую индивидуальность писателя, свидетельствует о его авторской оригинальности и неповторимости. Не каждый писатель имеет свой индивидуальный стиль. Это достояние только высокоодаренных писателей. Стиль зависит также от социально-исторических условий, в которых он живет, от уровня развития литературы его эпохи. Каждая эпоха выражает свои стилевые нормы. Лучше всего стиль автора передают пародисты. Верное понимание стиля – заключается в том, чтобы в индивидуальных особенностях словоупотребления синтаксиса, композиции, интонации, ритма увидеть СП-б худ мышления, способ создания образа. Слагаемые стиля – лексика, синтаксис, композиция, интонация, ритм. Лексика - словарный состав: 1) нормативность/ не нормативность (использование диалектизмов, вульгаризмов, архаизмов, неологизмов); 2) лаконизм или многословие, 3) предметность, конкретность, номинативность 4) грамотность словарного состава, 5) ключевые слова, которые и в количественном и в качественном составе выделяются. Синтаксис – связь слов, предложений, словосочетаний. Близость к научному или другому стилю.

Вопрос № 8. Композиция - членение литературного произведения на составные части (компоненты) и объединение их в единое целое для художественно-образного воплощения замысла писателя. От латинского - сочинение, составление. Композиционное единство и законченность художественного произведения, согласованность всех его частей друг с другом и с общим замыслом писателя – очень важное условие достижения художественности. Работа над композицией предполагает: построение образов персонажей, а также других образов произведения и их группировку; построение сюжета (если это эпическое или драм произв.), выбор формы повествования (в виде дневника, от автора, от героя, устного повествования), общую композицию, то есть сведения всех компонентов в единое целое. Работа над комп. требует учета особенностей выбранного рода и жанра, в котором воплощается замысел. В композ. произведения входит также его членение на части, главы, эпизоды, абзацы (в эпических произведениях), на акты, явлении (драм), на строфы (в лирич.). Благодаря взаимной связи компонентов читатель получает возможность более глубоко понять содержание произведения, оценить мастерство писателя. Композиция - подлинно худ. произ., отражает логику жизни, закономерности жизненных связей и отношений. *жизнеподобие*- важнейший закон построения реалистических произв. *Элемент Условности*- вымышленность, элементы придуманности. Приемы и средства композиционной организации:* Композиционный контраст*- сопоставление противоположных образов, сюжетных линий, эпизодов и т.д. К. заостряет образную мысль писателя, делает ее более эмоциональной и доходчивой. * Сюжетно-композиционная инверсия*- нарушение последовательного хода повествования или порядка следования событий, эпизодов. * ком. кольцо*- прием, сущность которого сводится к тому, что произведение заканчивается тем же образом (эпизодом, мотивом), которым оно было начато. (чаще в лирич.) *Сюжетное обрамление*- когда основной сюжет введен как бы в рамку другого сюжета, который выступает как мотивировка основного рассказа. Главное в компазиции: В драм. произв. – Организация действия, основанного на резком столкновении противоположных характеров. Действие драм не более 2-3 часов. Небольш. кол. актеров. Лирич. Произ. - создание единства основного переживания или настроения, сравнительная краткость, использование стихотв. речи, обилие образных контрастов и повторов. Эпические – могут быть очень короткими, простыми по композиции. Образы пейзажей, обр. - пейзажи, обр. - вещи, образ повествователя.