М. Ауэзов мастерски показал, как влияет на судьбы людей классовая борьба в феодальном казахском ауле. Безжалостный гнет меняет облик бедняка, от природы тихого и скромного. Бактыгул ожесточается, становится на скользкий путь. Он связывается с богачем Жарасбаем.
Мухтар Ауэзов отказываетсяот свойственной фольклору однозначной характеристики героев.Он не любит пользоваться только черными красками при обрисовке отрицательных образов: жизнь сложна и противоречива. М. Ауэзов предпочитает воздерживаться и от прямых характеристик. В то же время М. Ауэзов—мастер выразительного портрета, в котором, как и в прежних его повестях, используются сравнения: «Узкие, маленькие глаза его будто распарывают дождливую темную ночь», «Его длинные черные усы, как крылья черного беркута, распластавшегося на белом снегу над лисой, висят, закрывая ему рот».
М. Ауэзов внес значительный вклад в современную казахскую прозу. Писатель создал новые средства психологического анализа, глубоко проник во внутренний мир человека, вскрыл связи между судьбой личности и типичными обстоятельствами.
Тридцатые годы знаменуют собой новый этап в творчестве Мухтара Ауэзова. Заметно расширяется круг интересов писателя, глубже и значительнее становится диапазон творчества. Писатель обращается лицом к советской действительности, и центральным героем его произведений становится советский человек, активный строитель социалистического общества. Писатель создает рассказы и повести «Плечом к плечу», «Следы», «Крутизна», «Три дня», «Имя свекра», «Двуликий Хасен», «К вершинам», «Охотник с орлом», пьесы «На границе», «Каменное оперение», «В яблоневом саду», «Ночные раскаты», трагедию «Абай» (в соавторстве с Леонидом Соболевым), многочисленные литературоведческие статьи. Эти произведения в своем большинстве отличаются сочным языком, живописной манерой изложения, точно и выпукло очерченными образами. Новая советская действительность дает писателю богатую пищу для размышления. Писателя-психолога прежде всего интересуют внутренние побудительные силы, социальные мотивы деятельности людей в поворотные моменты истории.
В пьесе «В яблоневом саду» (1937) драматург исследует морально-нравственный облик молодого поколения—советского студенчества. Написанная в форме веселого водевиля, пьеса раскрывает юношеские порывы, душевную тонкость, стремление молодежи к идеалу. Она насыщена юмором, шутками. Пьеса «В яблоневом саду» была одной из первых попыток казахской драматургии понять внутренний мир нового человека, выросшего уже после революции.
Крупным драматургическим достижением М. Ауэзова является историческая пьеса «Ночные раскаты» (1934), посвященная национально-освободительному движению 1916 года. Пьеса тематически перекликается с ранней повестью писателя «Лихая година», но, в отличие от повести, драматург создает более широкую картину национально-освободительного движения, отдавая особое предпочтение образу положительного героя. М. Ауэзов дает социально-психологические мотивировки поступкам героев. Если руководителей восстания, старца Танеке и джигита Жантаса в горнило борьбы приводит беспощадная эксплуатация волостных управителей, местных баев и царских чиновников,тоучитель Сапа постепенно, учась на своих ошибках, постигает предательскую политику господствующего класса. Весьма примечателен образ буржуазного интеллигента Карима, который, льстя народу и обманывая его, прибегает к громким фразам и на каждом шагу предает итересы родного народа. В острое столкновение приходят не только социальные, классовые интересы противоборствующих сторон, но и морально-нравственные представления. Если для волостного правителя Майхана и буржуазного интеллигента Карима круг интересов сводится к обогащению и карьере, то у Танеке, Жантаса, Сапы другие нравственные ценности — справедливость, равенство, свобода. В борьбе за это видят они смысл жизни. Таким образом, главные герои пьесы выступают как носители высоких общечеловеческих ценностей.
В годы Великой Отечественной войны М. Ауэзов трудится много и напряженно. В 1942 году он выпускает роман «Абай», пишет пьесы «В час испытаний», «Гвардия чести» (в соавторстве с С. А. Абишевым), оперное либретто «Тулеген Тохтаров».
М. Ауэзов создает многочисленные публицистические и литературно-критические статьи. Ему принадлежат также очерки, где писатель показывает героизм советских людей на войне и в тылу. Он поднимаетсвой голос в защиту мира, клеймя фашистских захватчиков.
Постепенно главное место в творческой и научно-исследовательской деятельности Мухтара Ауэзова начинает занимать великий Абай. Ему писатель посвящает трагедию (первый вариант—совместно с Л. Соболевым), либретто для оперы, киносценарий, ряд исследовательских работ и, наконец, монументальную четырехтомную эпопею.
У костра памяти народной.
«Путь Абая»— выдающееся явление многонациональной советской литературы, крупный вклад в мировую литературу. Создание романа-эпопеи потребовало от автора огромной подготовительной работы по собиранию материала о жизни Абая, его современниках, о его времени. Эту стадию работы над книгой М. Ауэзов образно сравнил с трудом запоздалого путника, который приходит к месту стоянки давно ушедшего каравана, находит последний тлеющий уголек угасшего костра и хочет своим дыханием оживить, раздуть этот уголек в яркое пламя.
Работа осложнялась тем, что об Абае не сохранилось никаких архивных материалов: ни мемуаров, ни дневников, ни публикаций. Немалым подспорьем оказались впечатления юности самого Ауэзова, та духовная атмосфера, в которой вырос будущий автор эпопеи, с детства воспитанный на поэзии Абая. Кроме того в юности Мухтару посчастливилось встречаться с современниками Абая, в частности—с Дильдой и Айгерим, будущими героинями своей книги. Впоследствии Ауэзов вспоминал: «Потускневшая память стариков служила мне путеводителем по юности Абая, по лицу шестидесятилетней Айгерим я старался восстановить красоту ее пленительной юности, некогда обворожившей поэта».
М. Ауэзов сопоставлял противоречивые высказывания и факты, и ему приходилось, как выразился писатель, «каждый раз исследовать их самому чуть ли не по всем правилам юридических и исторических наук». Но главной опорой Ауэзова была, конечно, сама поэзия Абая. Так, «внешний» и «внутренний» облик Тогжан был навеян двумя строками ранних стихотворений поэта. Весьма интересен рассказ М. Ауэзова о том. как он использовал известное стихотворение Абая «Всадник с беркутом скачет в ранних снегах»: «Рисуя Абая на охоте с беркутом, я стремился воспроизвести возможные обстоятельства рождения этого стихотворения. На охоте, в то время, когда спущенный беркут падает на лисицу, перед мысленным взором Абая, внезапно увидевшего пушистый белый снег и на нем красную лисицу, сражавшуюся с черным беркутом, возникает образ купающейся девушки, который он потом переносит в стихотворение. Весь этот эпизод—своего рода продленная лирическая пауза, прием психологического замедления перед изображением картины бурана, приведшего Абая в аул, где живет первая любовь поэта—Тогжан; бурана, явившегося прообразом и предпосылкой душевной бури, пережитой самим поэтом. Мне хотелось как можно более точно нарисовать психологически сложную сцену этой встречи. Буран дан мною в несколько сгущенных красках. Охотники в течение нескольких дней и ночей блуждают по степи, им грозит гибель. Наконец, измученные путники попадают в неизвестный аул, огни которого манили их сквозь бушующую стихию. И вдруг, войдя в зимовку, Абай видит свою давно потерянную возлюбленную Тогжан. Абай внутренне не подготовлен к этой встрече, он изнурен физически, у него начинается горячка.
Ему, мечущемуся в жару, едва отличающему явь от бредового видения, мерещится неизбежная гибель. Спасти его может только Тогжан. Тогжан просит его спеть, он хочет вспомнить песню своей любви и не может. Эта встреча раскрывает Абаю всю силу его чувства к Тогжан, и вновь обретенная любовь становится для него неиссякаемым источником песен, самых интимных и самых волнующих».
Неоценимую помощь, по признанию самого М. Ауэзова, оказали ему русские и западноевропейские исторические романы.
«Книга жизни».
Первая книга романа (1942) посвящена юности Абая, вторая (1947)—становлению Абая-поэта. Они охватывают события 27 лет. Третья (1952) и четвертая (1956) книги посвящены последним двадцати годам жизни поэта.
Центральная тема романа - путь казахского народа из тьмы средневековья к общерусскому революционному движению. Раскрывается она новаторски, своеобразно, через изображение пути поэта к народу, через становление художника как властителя дум трудовых масс, борца за их свободу и счастье.
«Роман «Абай»...- подлинная энциклопедия всех многогранных сторон жизни и быта казахского народа во второй половине XIX века. По широте охватываемого круга тем, глубине мастерства и художественной разработке роман «Абай» представляет собой исключительное явление»,- писал академик К. Сатпаев.
Междоусобицы феодалов, потрясавшие старые казахские аулы и приносившие бесчисленные бедствия простым людям, классовая борьба двух враждебных лагерей феодально-патриархальных родов, истоки дружбы двух братских народов—русских и казахов, взаимосвязь их культур, обогащение национальных литератур в процессе творческого взаимодействия—таковы важнейшие общественные проблемы эпопеи М. Ауэзова.
Писатель изображает реальное историческое лицо—Абая, в котором сосредоточились типические черты казахского национального характера и вокруг которого скрестились противоречия переломного периода в истории казахов.
В романе-эпопее создана богатейшая галерея образов различных слоев казахского общества второй половины XIX века — бесправных женщин, аульной молодежи, властителей-феодалов, мастеров устного творчества, молодой интеллигенции, ссыльных революционеров и царских чиновников,— несущие большую смысловую, идейно-эстетическую нагрузку.