Смекни!
smekni.com

Мухтар Ауезов (стр. 2 из 3)

М. Ауэзов мастерски показал, как влияет на судьбы людей классовая борьба в феодальном казахском ауле. Безжалостный гнет меняет облик бедняка, от природы тихого и скромного. Бак­тыгул ожесточается, становится на скользкий путь. Он связыва­ется с богачем Жарасбаем.

Мухтар Ауэзов отказываетсяот свойственной фольклору однозначной характеристики героев.Он не любит пользоваться только черными красками при обрисовке отрицательных обра­зов: жизнь сложна и противоречива. М. Ауэзов предпочитает воздерживаться и от прямых характеристик. В то же время М. Ауэзов—мастер выразительного портрета, в котором, как и в прежних его повестях, используются сравне­ния: «Узкие, маленькие глаза его будто распарывают дождливую темную ночь», «Его длинные черные усы, как крылья черного беркута, распластавшегося на белом снегу над лисой, висят, за­крывая ему рот».

М. Ауэзов внес значительный вклад в современную казахскую прозу. Писатель создал новые средства психологического анали­за, глубоко проник во внутренний мир человека, вскрыл связи между судьбой личности и типичными обстоятельствами.

Тридцатые годы знаменуют собой новый этап в творчестве Мухтара Ауэзова. Заметно расширяется круг интересов писа­теля, глубже и значительнее становится диапазон творчества. Писатель обращается лицом к советской действительности, и центральным героем его произведений становится советский человек, активный строитель социалистического общества. Писа­тель создает рассказы и повести «Плечом к плечу», «Следы», «Крутизна», «Три дня», «Имя свекра», «Двуликий Хасен», «К вершинам», «Охотник с орлом», пьесы «На границе», «Камен­ное оперение», «В яблоневом саду», «Ночные раскаты», трагедию «Абай» (в соавторстве с Леонидом Соболевым), многочисленные литературоведческие статьи. Эти произведения в своем большин­стве отличаются сочным языком, живописной манерой изложе­ния, точно и выпукло очерченными образами. Новая советская действительность дает писателю богатую пищу для размышле­ния. Писателя-психолога прежде всего интересуют внутренние побудительные силы, социальные мотивы деятельности людей в поворотные моменты истории.

В пьесе «В яблоневом саду» (1937) драматург исследует морально-нравственный облик молодого поколения—советского студенчества. Написанная в форме веселого водевиля, пьеса раскрывает юношеские порывы, душевную тонкость, стремление молодежи к идеалу. Она насыщена юмором, шутками. Пьеса «В яблоневом саду» была одной из первых попыток казахской драматургии понять внутренний мир нового человека, выросше­го уже после революции.

Крупным драматургическим достижением М. Ауэзова явля­ется историческая пьеса «Ночные раскаты» (1934), посвящен­ная национально-освободительному движению 1916 года. Пьеса тематически перекликается с ранней повестью писателя «Лихая година», но, в отличие от повести, драматург создает более широкую картину национально-освободительного движения, от­давая особое предпочтение образу положительного героя. М. Ауэзов дает социально-психологические мотивировки поступкам героев. Если руководителей восстания, старца Танеке и джигита Жантаса в горнило борьбы приводит беспощадная эксплуатация волостных управителей, местных баев и царских чиновников,тоучитель Сапа постепенно, учась на своих ошибках, постигает предательскую политику господствующего класса. Весьма при­мечателен образ буржуазного интеллигента Карима, который, льстя народу и обманывая его, прибегает к громким фразам и на каждом шагу предает итересы родного народа. В острое столк­новение приходят не только социальные, классовые интересы противоборствующих сторон, но и морально-нравственные пред­ставления. Если для волостного правителя Майхана и буржуаз­ного интеллигента Карима круг интересов сводится к обогаще­нию и карьере, то у Танеке, Жантаса, Сапы другие нравственные ценности — справедливость, равенство, свобода. В борьбе за это видят они смысл жизни. Таким образом, главные герои пьесы выступают как носители высоких общечеловеческих ценностей.

В годы Великой Отечественной войны М. Ауэзов трудится много и напряженно. В 1942 году он выпускает роман «Абай», пишет пьесы «В час испытаний», «Гвардия чести» (в соавторстве с С. А. Абишевым), оперное либретто «Тулеген Тохтаров».

М. Ауэзов создает многочисленные публицистические и лите­ратурно-критические статьи. Ему принадлежат также очерки, где писатель показывает героизм советских людей на войне и в тылу. Он поднимаетсвой голос в защиту мира, клеймя фашист­ских захватчиков.

Постепенно главное место в творческой и научно-исследова­тельской деятельности Мухтара Ауэзова начинает занимать великий Абай. Ему писатель посвящает трагедию (первый вари­ант—совместно с Л. Соболевым), либретто для оперы, кино­сценарий, ряд исследовательских работ и, наконец, монументаль­ную четырехтомную эпопею.

У костра памяти народной.

«Путь Абая»— выдающееся явление многонациональной советской литературы, крупный вклад в мировую литературу. Создание романа-эпопеи потребовало от автора огромной подготовительной работы по собиранию материала о жизни Абая, его современниках, о его времени. Эту стадию работы над книгой М. Ауэзов образно сравнил с трудом запоздалого путника, который приходит к месту стоянки давно ушедшего каравана, находит последний тлеющий уголек угасшего костра и хочет своим дыханием оживить, раздуть этот уголек в яркое пламя.

Работа осложнялась тем, что об Абае не сохранилось никаких архивных материалов: ни мемуаров, ни дневников, ни публика­ций. Немалым подспорьем оказались впечатления юности самого Ауэзова, та духовная атмосфера, в которой вырос будущий автор эпопеи, с детства воспитанный на поэзии Абая. Кроме того в юности Мухтару посчастливилось встречаться с современника­ми Абая, в частности—с Дильдой и Айгерим, будущими герои­нями своей книги. Впоследствии Ауэзов вспоминал: «Потускнев­шая память стариков служила мне путеводителем по юности Абая, по лицу шестидесятилетней Айгерим я старался восстано­вить красоту ее пленительной юности, некогда обворожившей поэта».

М. Ауэзов сопоставлял противоречивые высказывания и фак­ты, и ему приходилось, как выразился писатель, «каждый раз исследовать их самому чуть ли не по всем правилам юридических и исторических наук». Но главной опорой Ауэзова была, конечно, сама поэзия Абая. Так, «внешний» и «внутренний» облик Тогжан был навеян двумя строками ранних стихотворений поэта. Весьма интересен рассказ М. Ауэзова о том. как он использовал извест­ное стихотворение Абая «Всадник с беркутом скачет в ранних снегах»: «Рисуя Абая на охоте с беркутом, я стремился воспроизвести возможные обстоятельства рождения этого стихотворе­ния. На охоте, в то время, когда спущенный беркут падает на лисицу, перед мысленным взором Абая, внезапно увидевшего пушистый белый снег и на нем красную лисицу, сражавшуюся с черным беркутом, возникает образ купающейся девушки, кото­рый он потом переносит в стихотворение. Весь этот эпизод—сво­его рода продленная лирическая пауза, прием психологического замедления перед изображением картины бурана, приведшего Абая в аул, где живет первая любовь поэта—Тогжан; бурана, явившегося прообразом и предпосылкой душевной бури, пережи­той самим поэтом. Мне хотелось как можно более точно нарисо­вать психологически сложную сцену этой встречи. Буран дан мною в несколько сгущенных красках. Охотники в течение нескольких дней и ночей блуждают по степи, им грозит гибель. Наконец, измученные путники попадают в неизвестный аул, огни которого манили их сквозь бушующую стихию. И вдруг, войдя в зимовку, Абай видит свою давно потерянную возлюбленную Тогжан. Абай внутренне не подготовлен к этой встрече, он изнурен физически, у него начинается горячка.

Ему, мечущемуся в жару, едва отличающему явь от бредово­го видения, мерещится неизбежная гибель. Спасти его может только Тогжан. Тогжан просит его спеть, он хочет вспомнить песню своей любви и не может. Эта встреча раскрывает Абаю всю силу его чувства к Тогжан, и вновь обретенная любовь ста­новится для него неиссякаемым источником песен, самых интим­ных и самых волнующих».

Неоценимую помощь, по признанию самого М. Ауэзова, ока­зали ему русские и западноевропейские исторические романы.

«Книга жизни».

Первая книга романа (1942) посвящена юности Абая, вторая (1947)—становлению Абая-поэта. Они охватывают события 27 лет. Третья (1952) и четвертая (1956) книги посвящены последним двадцати годам жизни поэта.

Центральная тема романа - путь казахского народа из тьмы средневековья к общерусскому революционному движению. Рас­крывается она новаторски, своеобразно, через изображение пути поэта к народу, через становление художника как властителя дум трудовых масс, борца за их свободу и счастье.

«Роман «Абай»...- подлинная энциклопедия всех многогран­ных сторон жизни и быта казахского народа во второй половине XIX века. По широте охватываемого круга тем, глубине мастер­ства и художественной разработке роман «Абай» представляет собой исключительное явление»,- писал академик К. Сатпаев.

Междоусобицы феодалов, потрясавшие старые казахские аулы и приносившие бесчисленные бедствия простым людям, классовая борьба двух враждебных лагерей феодально-патриар­хальных родов, истоки дружбы двух братских народов—русских и казахов, взаимосвязь их культур, обогащение национальных литератур в процессе творческого взаимодействия—таковы важнейшие общественные проблемы эпопеи М. Ауэзова.

Писатель изображает реальное историческое лицо—Абая, в котором сосредоточились типические черты казахского нацио­нального характера и вокруг которого скрестились противоречия переломного периода в истории казахов.

В романе-эпопее создана богатейшая галерея образов различ­ных слоев казахского общества второй половины XIX века — бесправных женщин, аульной молодежи, властителей-феодалов, мастеров устного творчества, молодой интеллигенции, ссыльных революционеров и царских чиновников,— несущие большую смысловую, идейно-эстетическую нагрузку.