Смекни!
smekni.com

Идейно-художественное своеобразие романа У. Теккерея "Ярмарка тщеславия" (стр. 1 из 5)

Реферат

на тему: Идейно-художественное своеобразие романа У.Теккерея «Ярмарка тщеславия»

Введение

Раскрывая тему идейно-художественного своеобразия романа Уильяма Мейкписа Теккерея «Ярмарка тщеславия» (1847-1848), необходимо в первую очередь освятить исторические события Англии середины девятнадцатого века, которые существенно повлияли на создание романа.

Англия стала первой классической буржуазной страной[1], и потому, совершенно закономерно, что в 30 – 40-е годы девятнадцатого века ни в одной другой европейской стране различие между богатыми и бедными не чувствовалось так остро, как в Англии. В промышленности мелкое производство вытеснялось крупным, и мелкие производители превращались в наемных рабочих крупного предпринимателя.

Французская революция испугала английскую аристократию, и в начале века эта аристократия стала еще крепче держаться за свои права, традиции, предрассудки. Избирательная система была построена в Англии таким образом и на таких началах, что бедняки были практически лишены возможности иметь своего представителя в парламенте. Таким образом, тяжелое экономическое положение народных масс закреплялось и политическим бесправием.

Следствием этих политических и экономических причин стала мощная борьба за реформы, которая развернулась в Англии в первые десятилетия девятнадцатого века. Ее вдохновителем был утопист Роберт Оуэн. Он, веря в совершенство человеческой личности, полагал, что достаточно указать на несправедливость, как богатые поймут ложность своего положения и станут сторонниками равенства и убежденными противниками угнетения. Его идея, его пафос определяли духовный климат эпохи. Он дал мощный толчок социальному брожению, столь сильному в эти десятилетия.

В 1838 году была опубликована знаменитая хартия, положившая начало важнейшему социально-реалистическому движению девятнадцатого века – чартизму. Чартистское движение просуществовало в стране в течение двух девятилетий.

Сколь бы неоднозначно, противоречиво, а в целом ряде случаев и откровенно негативно ни было отношение английских писателей-современников к чартизму, все они, так или иначе, откликнулись на него в своих произведениях, в том числе и Теккерей в своем лучшем и наиболее известном романе «Ярмарка тщеславия».

Во-вторых, также важно отметить художественные предпосылки создания романа. Роман «Ярмарка тщеславия» находится на перекрестке больших дорог литературы Англии. Глубинные истоки шедевра Теккерея – в фольклоре, в средневековом «Видении о Петре Пахаре» Уильяма Ленгленда, в фарсах, театре Панча, в аллегорическом повествовании Джона Беньяна «Путь паломника» (1678). В «Ярмарке тщеславия» ощутима сатирическая традиция художественной прозы восемнадцатого века – традиция «английских юмористов», как называл сам Теккерей своих учителей и предшественников – Свифта, Стиля и Аддисона, Смоллета и Филдинга.

Таким образом, сложившаяся историческая ситуация первой половины девятнадцатого века и накопленный литературный опыт писателя натолкнули его на создание философско-аллегорического романа «Ярмарка тщеславия» как романа истории нравов определенной эпохи[2].


1. Многоплановость романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»

1.1 Особенности изображения буржуазного общества в романе

В романе перед читателем проходят люди разных социальных кругов – буржуазные дельцы, аристократы, чиновники, члены парламента, помещики, биржевые маклеры, военные, дипломаты, учителя, гувернантки, экономки, лакеи. Все они живут по законам «Ярмарки», где продается и все покупается, где достоинство человека определяется величиной его капитала, всем правит успех и богатство, где «титул и карета четверней – игрушки более дорогие, чем счастье». Ярмарка тщеславия определяется в романе как «место суетное, злонравное, сумасбродное, полное всяческих надувательств, фальши и притворства».

Теккереем создана целая галерея образов аристократов. Это многочисленные члены семейства Кроули: помещик Питт Кроули, невежественный и грубый, его сыновья и его брат – Бьют Кроули, обладательница огромного состояния престарелая мисс Кроули, в ожидании наследства которой грызутся ее родственники. Ради денег каждый из Кроули готов перегрызть горло своему конкуренту. Корыстные интересы и низменные страсти делают близких людей врагами.

Колоритна фигура сэра Пита Кроули – «философа с пристрастием к тому, что называется низменными сторонами жизни». Сэр Питт жесток и жаден; он не умет грамотно писать и никогда не стремился чего-либо читать; однако он «весьма щепетильно охраняет свое достоинство и редко выезжает иначе как на четверке цугом». «…Вряд ли нашелся бы другой такой хитрый, низкий, себялюбивый, вздорный и малопорядочный старик. Багровая лапа Питта Кроули готова была полезть в любой карман, только не в его собственный».

В ряду аристократических снобов находится маркиз Стайн. Этот умудренный жизненным опытом престарелый вельможа, циничный и умный, являет собой образец развращенного до мозга костей богача. Это человек с темным прошлым и воровскими замашками. Но он сумел приобрести себе титул и огромное состояние, женился на знатной аристократке и считается столпом общества. Размеры состояния маркиза Стайна соответствуют степени его подлости.

На примере судеб Эмилии, принадлежащей к буржуазным кругам, и Ребекки, стремящейся приобщиться к аристократическим сферам, - Теккерей создает широкую панораму английской жизни, показывает обусловленность характеров героев их окружением, раскрывает связь частных судеб с жизнью социально-общественной. «На Ярмарке Тщеславия люди, естественно, льнут к богачам», - этим и объясняются отношения героев. Разоряется и оскудевает семья биржевого маклера Седли, процветает коммерсант Осборн. Разорение Седли заставляет его родственника Осборна отвернуться от него. Выброшенной за борт жизни оказывается и лишившаяся состояния несчастная Эмилия. Лишь получив наследство, она может вновь обрести место в мире буржуазных снобов. (Касательно женских персонажей Эмилии и Ребекки Теккереем рассмотрена также тема семейного счастья, что будет развернуто далее в реферате.)

Как показано выше, Теккереем в романе создан обобщенный образ буржуазного общества, реалистический символ мира, основанного на несправедливости. Теккерей уловил связь между людьми современного ему общества, основанную на «бессердечном чистогане», на магической власти денег, он выступил обличителем и критиком этого общества, его лицемерной морали. Общество в целом охвачено национальной болезнью – снобизмом: каждый, кто не пробился наверх, мечтает о месте рядом с сильными мира сего.

Недаром первоначальное название романа Теккерей полагал как «Карандашные зарисовки английского общества»[3]. Уже была готова значительная часть рукописи, когда Теккерею пришла идея, заставившая первоначальное название потесниться и стать подзаголовком. То было самое настоящее вдохновение. В своем романе Теккерей осуществил грандиозный план и создал произведение, которое, как он надеялся, «возьмет глупую публику за живое». Писательница Ш. Бронте, современница Теккерея, писала про него, «что он более других способен возродить наше общество и восстановить пошатнувшийся миропорядок; потому, что ни один критик до сих пор не нашел для него правильных слов и верных сравнений»[4].

1.2 Панорама жизни в романе

Родившись в Индии, Теккерей был отправлен в Англию на попечение деда. В молодости Уильям совершил путешествие по Европе. Жил в Германии, посетил Италию, занимался живописью во Франции. Из Парижа он посылал свои статьи о французских писателях и художниках, о судебных процессах и парижских нравах. По поручению журналов или издательств отправлялся в Ирландию, Бельгию, Соединенные Штаты, на Ближний восток.

Литературному творчеству Теккерея предшествовал большой журналистский опыт, возможность наблюдать жизнь народа в различных точках земного шара. Именно эти наблюдения были включены автором в содержание романа и также являются его отличительной особенностью.

На страницах «Ярмарки тщеславия» развертывается широкая панорама жизни Англии первой половины девятнадцатого века. Столица Британской империи, пригороды Лондона, поместья, города, большие дороги. События романа происходят в Англии, переносятся в Бельгию, Францию, Германию, Италию; говорится об Индии и Африке. «Я не могу не говорить ту правду, которая мне открывается, и не описывать того, что вижу», - говорил позднее Теккерей в своих лекциях, путешествуя по Америке.


1.3 Философская линия и художественный историзм в романе

Постоянный и пристальный интерес Теккерея к современной ему действительности, к характерам и судьбам людей, деталям быта сочетается со стремлением к созданию обобщенно-аллегорической картины бытия человеческого – Ярмарки Тщеславия, где среди шума и гама под музыку времени исполняют свой танец жизни люди-марионетки, управляемые Кукольником. Тема ярмарочного балагана, мотив театральной игры, сценических подмостков, на которых появляются и исчезают шуты и комедианты, создают, как замечает сам автор романа, впечатление «скорее грустное, чем веселое», побуждают склонного к раздумью читателя погрузиться в мысли, «не чуждые сострадания к человеку». Однако, звучащая в романе Теккерея тема «суеты сует» не создает ощущения безысходности, а приводит к пониманию неизбежности «окончания представления».

Вопрос о «соединении Истории и Чувства», о сопряжении частных судеб с историческими событиями, о принципах изображения их связей и взаимодействия также имеет принципиальное значение для Теккерея. Особенно эта тема раскрывается в романе в ходе изображения военных событий.