5.2. «Как нам обустроить Россию» (1990). Неизбежность распада СССР. Необходимость сохранения России, Украины и Белоруссии в составе единого государства. Необходимость земельной реформы. Судьба провинции. Проблемы семьи и школы. Концепция демократических преобразований в государстве. Обращение к традициям земства и повторение основных тезисов работы «Как нам обустроить Россию» в выступлениях последних лет.
5.3. Книги А.И. Солженицына ««Русский вопрос» к концу ХХ века» (1995) и «Двести лет вместе» (2000) и их общественный резонанс. Символ как форма воплощения авторской концепции национального бытия. Символика произведений писателя как системное единство.
Понимание «русской идеи» как идеи «сбережения народа».
5.4. Солженицын – литературный критик. Литературное сообщество в литературно-критических статьях и эссе Солженицына. Полемический настрой писателя. Солженицын и Шаламов. Солженицын и Шолохов. Солженицын и Бродский. Солженицын и писатели-постмодернисты.
6. ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА
6.1. Место и роль Солженицына в литературном процессе 1960-х – 2000-х гг. Оценка творчества Солженицына мировой общественностью. Международное признание: присуждение Нобелевской и других премий, присвоение почетных академических званий. Использование творческого опыта писателя в мировой литературе.
6.2. Своеобразие художественной концепции мира и проблема творческого метода А. Солженицына. Основные методообразующие доминанты художественной концепции бытия. Споры о природе солженицынского реализма. Постмодернистская концепция бытия и творчество Солженицына. Жанровое своеобразие и многообразие произведений писателя. Жанровое новаторство. Традиции лирической миниатюры. Солженицын и особенности новой эпопеи в литературе ХХ века.
6.3. Значение общественно-просветительской деятельности А.И. Солженицына. Создание и деятельность «Фонда помощи политзаключенным и их семьям». Солженицын как создатель «Всероссийской мемуарной библиотеки». «Словарь языкового расширения», его структура и значение. Оценка литературной, общественной деятельности писателя. Премия А.И. Солженицына в области литературы.
планы практических занятий
I. Лагерная повседневность в повести «Один день Ивана Денисовича»
1. Творческая история повести «Щ-854» и ее рецепции.
2. Внутренний мир героя и пути его художественного раскрытия.
3. Типичность судьбы кавторанга Буйновского.
4. Массовые сцены в повести и их роль в раскрытии тем ГУЛАГа.
II. «Раковый корпус» как автобиографический роман
1. Специфика автобиографического повествования и его преломление в романе Солженицына.
2. Характер основного конфликта в романе.
3. Психологический анализ в развитии основной сюжетной линии.
4. Особенности идиостиля романа о возвращении к жизни.
III. Роман «В круге первом»: история и современность
1. Сталин и сталинщина в романе.
2. Система образов обитателей шарашки, парадоксальность их существования.
3. Смысл и итоги нравственных исканий И. Володина.
4. Романное мышление (в сравнении с другими жанрами в творчестве Солженицына) как фактор глубокого раскрытия внутреннего мира «зэка».
IV. Роман «Август Четырнадцатого» в контексте исторического повествования «Красное колесо»
1. Место романа в общей композиции повествования. Дальнейшее развитие основных тем и мотивов.
2. Своеобразие автобиографизма в романе.
3. Мастерство писателя в изображении ретроспекций и картин «исторической современности» Первой мировой войны.
4. Краеведческий аспект изучения романа.
V. «Красное колесо»: черты реализма и постмодернизма в эпопее
1. Специфичность авторских определений композиционных особенностей повествования.
2. Фрагментарность повествования как художественное воплощение хаоса революционной эпохи.
3. Герой как носитель авторского сознания (образ Сани Лаженицына).
4. Социальное и интимное: документализм и эротика как составляющие художественного мира писателя.
VI. Двучастные рассказы А.И. Солженицына: художественное раскрытие социальных контрастов эпохи
1. Новаторское художественное решение традиционной темы в двучастных рассказах («Абрикосовое дерево», «Настенька», «Все равно», «Молодняк», «На краях» и др.).
2. Поэтика заглавий и их художественная функция.
3. Галерея литературных «героев времени»: особенности типизации и индивидуализации образов.
4. Язык и стиль рассказов Солженицына; соответствие художественной практики теоретическим поискам писателя.
VII. А.И. Солженицын – наш современник
1. Участие Солженицына в общественной жизни; его интервью и выступления последних лет.
2. Анализ наиболее значительных выступлений писателя в свете актуальных проблем современной социокультурной ситуации.
3. Анализ новых публикаций художественных произведений писателя.
4. Дополнения в библиографический список и программу курса ( с учетом его педагогической направленности).
2. Составление списка источников изучения биографии А.И. Солженицына и библиографии его произведений. Составление летописи жизни и творчества писателя.
3. Солженицын как создатель «Всероссийской мемуарной библиотеки».
4. Книга А.И. Солженицына «Двести лет вместе» (2000) и ее общественный резонанс.
5. Традиции Л.Н Толстого, Ф.М. Достоевского: общность и различия в подходе, оценке, освещении тюремно-лагерной обстановки, характеров администрации и заключенных.
6. А.П. Чехова и И.С. Тургенева в произведениях Солженицына: приемы и художественные средства, заимствованные из классической литературы.
7. Учителя и наставники А.И. Солженицына – Е. Замятин, М. Цветаева, М. Булгаков и др. (По материалам в «Литературной коллекции» писателя).
8. Солженицын и писатели-деревенщики: общность и разница подходов.
9. Место и роль Солженицына в литературном процессе 1960-2000-х гг.
10. Солженицын – литературный критик.
11. Использование творческого опыта писателя в мировой литературе.
12. Собеседование по рассказам А.И. Солженицына. Анализ монографических исследований своеобразия «малой прозы» писателя.
13. Собеседование по роману «В круге первом», статьям и монографиям, посвященным этому произведению.
14. Собеседование по романам эпопеи «Красное колесо». Особенности историософской концепции Солженицына и ее отражение в романах эпопеи.
15. Премия А.И. Солженицына в области литературы: писатели-лауреаты и их произведения.
3. Жанровые особенности мемуарной прозы А.И. Солженицына.
4. Новаторство «узловой» композиции эпопеи «Красное колесо».
5. Поэтика портрета в двучастных рассказах А.И. Солженицына.
6. «Крохотки» 1958-1960 и 1996-1999 годов: циклическое единство миниатюр.
7. Религиозная проповедь произведений А.И. Солженицына.
8. Художественные искания А.И. Солженицына в контексте воцерковленного сознания.
9. Жанровая природа книги А.И. Солженицына «Двести лет вместе».
10. Система персонажей романа «В круге первом».
11. Национальный контекст малой прозы А.И. Солженицына 1990-х гг.
12. Поэтика национальных штампов и стереотипов в эпопее «Красное колесо».
13. Автор и его точка зрения на характер Гражданской войны в России (на материале эпопеи «Красное колесо»).
14. Проблема автора и языка в литературно-критических работах А.И. Солженицына и И.А. Бродского.
15. Мифологическое пространство романа «В круге первом».
16. Своеобразие характерологии романов эпопеи «Красное колесо».
17. Пространство театра и реальности в пьесах А.И. Солженицына.
18. А.И. Солженицын и русская философская мысль ХХ века.
19. Дом-музей А.И. Солженицына в Кисловодске и его в культурной и общественной жизни края и региона.
20. А.И. Солженицын – читатель и критик современной литературы.
21. Этический кодекс публицистики А.И. Солженицына.
22. А.И. Солженицын М.А. Шолохов, И.А. Бродский: сопоставительный анализ Нобелевских лекций.
23. Проблема анализа солженицинского текста на школьном уроке.
24. Специфика школьного филологического анализа рассказов А.И. Солженицына 1960-х гг.
25. Подходы к изучению публицистических произведений А.И. Солженицына в профильных классах средней школы.
1. Где и когда родился Солженицын? Кем были его предки?
2. Как и в чем проявились основные черты характера Солженицына в период учебы в школе и университете?
3. Как отреагировал Солженицын на начало Великой Отечественной войны?
4. Какова причина ареста и заключения писателя в тюрьму?
5. Расскажите об условиях жизни писателя в Марфинской «шарашке».
6. В основу какого произведения Солженицына легли впечатления (и какие) от его пребывания в Марфинской «шарашке»?
7. Когда и почему писатель был направлен в Экибастузский лагерь?
8. В каком произведении отразился опыт пребывания Солженицына в особом лагере? Когда и почему он освободился из лагеря?
9. В каком произведении нашло отражение пребывание Солженицына в Ташкентском онкологическом диспансере?
10. Когда и почему Солженицын был освобожден из ссылки? Его деятельность в первый год после освобождения