ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА истории новейшей отечественной литературы
ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Ставропольского государственного
университета
Проблемы творчества А.И. Солженицына: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Издательство СГУ, 2005. – ????? с.
В пособие включены тематический план, программное содержание лекционного курса, планы практических занятий, задания по самостоятельной контролируемой работе, контрольные вопросы и тесты к зачету, темы курсовых работ, библиографический список.
Для студентов магистратуры, преподавателей, учителей-словесников.
Автор А.А. Фокин, кандидат филологических наук, доцент
Научный редактор Л.П. Егорова, доктор филологических наук, профессор
Рецензент Г.П. Толпаева, кандидат филологических наук, доцент
Ó
Кафедра истории новейшей отечественной литературы Ставропольскогогосударственного университета, 2005
Ó
Издательство СтавропольскогоА.И. Солженицын – писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, яркая личность, вступившая в единоборство с политической системой целого государства и заслужившая уважение и признание всего мира. Неподдельный интерес читателей к фигуре и творчеству Солженицына определяет его место и роль в современном мировом литературном процессе. Изучение жизни и творчества выдающегося писателя означает приобщение к истории своей родины, приближение к осознанию тех причин, которые привели общество к политическому, экономическому и нравственному кризису. Немаловажное значение имеет и тот факт, что Солженицын – наш земляк, что его родственники жили и до сих пор живут на Ставрополье.
Целью курса является ознакомление студентов с биографией писателя, изучение основных его произведений, отразивших самые трагические и переломные периоды российской истории. В курсе решаются и следующие задачи:
- проблемный анализ художественных и публицистических произведений А.И. Солженицына с учетом специфики жанра и поэтики;
- выявление традиций русской классики в творчестве писателя и его новаторства;
- изучение литературной критики, научно-популярных исследований, посвященных А.И. Солженицыну.
В основу изучения творчества А.И. Солженицына положен социологический подход. Проблемно-тематический принцип анализа художественных произведений объясняется их художественно-документальной природой и своеобразным художественным решением наиболее значимых для жизни общества проблем.
Курс имеет ярко выраженную педагогическую направленность, позволяющую студентам использовать изученный материал в практике преподавания литературы в средней школе, в том числе в профильных классах.
Курс для магистров рассчитан на 70 часов, из которых 20 отводится на лекционные занятия, 14 – семинарские и 30 – на самостоятельную контролируемую работу студентов. Завершается курс зачетом. Контрольные вопросы к зачету прилагаются. По желанию студента ему может быть предложен электронный вариант зачетного теста, по результатам которого выставляется зачет.
Предложенный в пособии список литературы носит рекомендательный характер и может корректироваться и дополняться студентами и преподавателем в процессе работы.
№ | Наименование темы | Колич. часов | СКР | |
Лекц. | Семин. | |||
1. | Введение | 2 | 2 | |
2. | Основные этапы жизни и творчества А.И. Солженицына. Материалы к творческой биографии писателя | 2 | 2 | 4 |
3. | Тема ГУЛАГа в творчестве А.И. Солженицына | 4 | 2 | 6 |
4. | Художественное решение А.И. Солженицынымпроблемы национального характера | 4 | 4 | 6 |
5. | История России в произведенияхА. Солженицына | 4 | 4 | 6 |
6. | Репрезентация основных проблем творчествав публицистическом дискурсе | 2 | 2 | 4 |
7. | Значение творчества А.И. Солженицына | 2 | 4 | |
Всего | 20 | 14 | 30 |
Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ
Творчество А.И. Солженицына – одно из самых сложных и уникальных явлений русской литературы второй половины XX в.
Сведения об истоках рода Солженицыных. Драматизм судьбы писателя. Личность и творчество Солженицына в контексте отечественной и мировой литературы. Учителя и наставники в «Литературной коллекции» А.И. Солженицына (Е. Замятин, М. Цветаева, М. Булгаков и др.).
Художественная, информативная и суггестивная сила творений А.И. Солженицына: Солженицын и русская историософия; Солженицын и русское слово.
Этапы изучения А.И. Солженицына в России и за рубежом
Актуальность и исторические перспективы изучения творческого наследия А.И.Солженицына в наши дни.
Цели и задачи курса.
1. Основные этапы
жизни и творчества А.И. Солженицына.
Материалы к творческой БИОГРАФИИ
1918-1941 гг. Детство и «университеты». Начало творческой деятельности.
1941-1956 гг. Участие в Великой Отечественной войне. Арест, тюрьма, ссылка.
1956-1974 гг. Реабилитация и освобождение из заключения. Первые успехи на писательском поприще, признание читателей и критики.
1974-1994 гг. Изгнание с родной земли. Литературная и общественная деятельность Солженицына за рубежом. «Фонд помощи политзаключенным и их семьям». Создание и комплектование «Всероссийской мемуарной библиотеки».
1994-2000-е гг. Возвращение на родину. Солженицын на Ставрополье (1994). Писатель и российское общество конца 1990-х – начала 2000-х годов.
Проблема изучения творческой и социальной биографии писателя. А.И. Солженицын как национальный мыслитель. Автобиографические произведения, отражающие определенные этапы жизни и творческой деятельности писателя: «Прусские ночи», «Республика труда», «Матренин двор», «Правая кисть», «В круге первом», «Раковый корпус» и др. Краткая характеристика других источников: мемуары писателя и его современников, письма, документы, хроника литературной жизни и т.д. Архивные материалы кафедральных лабораторий «Русская литература ХХI века : проблемы духовности» и «Литературы народов Северного Кавказа».
2. тема ГУЛАГА в творчестве А.И. Солженицына
2.1. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» (1962): история создания, идейная проблематика и образная структура. Хронотоп тюрьмы. Образ времени и мир «зэка» в рассказе. Действующие лица и прототипы. Картины лагерной повседневности. Авторская субъективация повествования в рассказе: психологизм, достоверность, широта художественного обобщения, приемы стилевого сгущения речи. Полемика о жанровой природе рассказа. Традиции и новаторство в реализации «лагерной темы». Вариант рассказа для «Нового мира» и борьба А.Т. Твардовского за его публикацию. Рецепции рассказа: в критике 60-х годов, в оценках читателей, в современной литературной критике.
2.2. Роман «В круге первом» (1955-1968). История создания романа, причины вариативности (семь редакций). Смысл названия. Тематика романа. Прием сжатия действия. Феномен композиции и сферы смыслов романа. Главные действующие лица – Нержин, Рубин, Сологдин и их прототипы. Проблема нравственного выбора (образы Спиридона и Волгина). Быт марфинской шарашки. Роль вставной новеллы «Улыбка Будды» в идейно-тематическом замысле романе и его композиции. История с полкопейкой: ее значение, политические выводы. Суд над Игорем Святославовичем – героем «Слова о Полку Игореве…»: проекция на современность. Прием трагической иронии в передаче лагерной темы. Смысл и итоги нравственных исканий И. Володина. Полифонизм в романе «В круге первом» как основной путь в раскрытии лагерной темы.
2.3. Отражение атмосферы и ситуаций политических репрессий в романе «Раковый корпус» (1966). Прототипы и образная система. Образ Русанова как типичного советского чиновника сталинской эпохи. Поэтика портрета в романе. Социальный конфликт и его разрешение (Русанов – Костоглотов). Замысел роман. Время и история в романе, его автобиографичность.
2.4. Раскрытие системы советских тюрем и лагерей в художественно-документальном повествовании «Архипелаг ГУЛАГ» (1964-1968). Метафорический смысл названия. Восприятие и воссоздание института репрессий как системы, как знакового явления тоталитарного режима.
История создания «Архипелага ГУЛАГ», его временные и пространственные границы; основная проблематика. Трехтомно-семичастная конструкция повествования. Логика исследования деятельности репрессивного аппарата автором и композиция произведения. Сарказм драматической завязки.
Место и роль документального материала и своеобразие жанра «Архипелага ГУЛАГ». Вымысел как средство концентрации действительности; наложение исторического (документального) и автобиографического сюжетов-слоев. Образы-символы архипелага и континента в контексте произведения. Реалии лагерного быта. Условия и шансы духовного прозрения и воскресения людей в «Архипелаге». Оценка произведения читателями и критикой. «Архипелаг ГУЛАГ» в свете библеистики и современного духовного опыта.
2.5. Значение солженицынского «ГУЛАГА» для русской и мировой литературы. Традиции и новаторство в решении лагерной темы Солженицыным. Традиции Л.Н Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова в произведениях Солженицына: общность и различия в подходе, оценке, освещении тюремно-лагерной обстановки, характеров администрации и заключенных. Приемы и художественные средства, заимствованные из классической литературы и его новаторство.