Смекни!
smekni.com

Противопоставление земного и небесного в лирике Тютчева (стр. 2 из 3)

А.Г. Горнфельд: «Сидя в альпийской пустыне, он неизменно подымал свой взгляд вверх и … не отрывая взгляда от «недоступных громад» с их «непорочными снегами» и отблеском полета ангелов, он связывал с ними свое непреходящее и неутомимое стремление ввысь». (4, с. 358).

В стихотворении «Хоть я и свил гнездо в долине» отсутствует вторая ступень подъема – среднее звено, поэтому контраст низа и верха - долины и вершины - ощущается лучше.

3. Своеобразие проявления темы на уровне морфологии

Проанализируем морфологический уровень сравниваемых стихотворений. В стихотворении «Над виноградными холмами» преобладают существительные (их 19) и прилагательные (12). Глаголы и глагольные формы представлены всего 9-ю словами, наречий, относящихся к глаголу, шесть. Обращает на себя внимание неопределенное местоимение «нечто» – именно оно рисует образ неземного, чистого, тихого, к чему устремлен взор лирического героя. На морфологическом уровне стихотворения «Хоть я и свил гнездо в долине» ощутимо противопоставление «земное» – «небесное». В стихотворении 14 существительных, 7 прилагательных, 3 наречия и 11 глаголов. Именно глаголы подчеркивают устремленность лирического героя ввысь. Преобладают глаголы настоящего времени несовершенного вида со значением чувства и действия: «чувствую», «жаждет», «смотрю», «бежит», «рвется», «льются», «проходит» (ангелов нога). На фоне этих глаголов особое значение имеет глагол совершенного вида – «просветлеют», передающий кульминацию в развитии чувств лирического героя.

Образ лирического героя представлен ярче в стихотворении 1860 года, так как в нем три раза повторяется личное местоимение я. Стихотворение «Хоть я и свил гнездо в долине» – это лирический монолог, в котором чувства героя ярко выражены, стихотворение отличается исповедальностью, страстностью. В стихотворении «Над виноградными холмами» образ лирического героя представлен через прием метонимии: «взор всходит», поэтому лирическому герою присущи созерцательность и мечтательность.

Проанализируем прилагательные. В стихотворении 1835 года большинство прилагательных соотносятся с неземным, возвышенным: «златые», «круглообразный», «светлый», «в горнем», «неземном», «смертной», «воздушная», «праздничное», «воскресных». В стихотворении 1860 года прилагательных меньше: «воздушная», «густого», «горних», «удушливо-земное», «недоступные», «непорочные», «небесных». Большая их часть также соотносится с областью неземного (несколько прилагательных по звучанию схожи со словом «небесных»). И в первом, и во втором стихотворении Федор Иванович Тютчев использует прием цветописи. В стихотворении «Над виноградными холмами» «златые облака», «светлый храм» связаны со светом небесным, с мечтой о счастье. Даже воды реки не синие, а зеленые, так как под влиянием лучей солнца и «златых облаков» синий цвет превращается в зеленый. В стихотворении «Хоть я и свил гнездо в долине» с понятием «небесного» связаны белый и ярко-огненный цвета:

Вдруг просветлеют огнецветно

Их непорочные снега…

Марина Бочарова считает, что «стихия огня может присутствовать как высшее божественное начало» в лирике Тютчева. (3, с. 12). В этом стихотворении в роли ярких эпитетов выступают два наречия: «животворно» и «огнецветно» и сложное прилагательное – «удушливо-земное». Обратимся к словарю С.И. Ожегова:

Животворный – оживляющий, восстанавливающий жизнь, дающий силу.

Огне… - относящийся к огню, т.е. яркий цвет, цвет огня.

Удушливый – душный, стесняющий воздух.

Таким образом, воздушная струя бежит ввысь «животворно» от «удушливо-земного» – губительного для нее. Эта антитеза ярко передает страстный порыв лирического героя к небу, к Богу.

Особую роль играет антитеза личного местоимения я (свил) и местоимения она (душа хотела б оттолкнуть). Противопоставление местоимений первого и третьего лица свидетельствует о том, что борьба земного и небесного происходит и в душе лирического героя.

Итак, на морфологическом уровне и в том, и в другом стихотворении антитеза «земное»- «небесное» присутствует, но ярче она выражена в стихотворении 1860 года «Хоть я и свил гнездо в долине». Там нарисовано страстное стремление лирического героя ввысь, драматичное еще и потому, что в душе лирического героя происходит борьба. В стихотворении 1835 года «Над виноградными холмами» показана спокойная мечта лирического героя об идеальном – небесном, а в стихотворении 1860 года – страстный порыв.

4. Противопоставление «земного» и «небесного» на уровне фонетики

Важную роль в творчестве Тютчева играет звукопись. Так, в первом стихотворении сочетание звуков [лм], [пл], [зл], [бл] передают течение волн реки и движение облаков, отражающихся в водах реки:

Над виноградными холмами

Плывут златые облака.

Внизу зелеными волнами

Шумит померкшая река.

Обращает на себя внимание четвертая строка. Аллитерация шипящего согласного [ш] и звонкого дрожащего [р] передают шум бегущих волн.

Уделим внимание частоте использования звуков в произведении. В стихотворении «Над виноградными холмами» преобладают гласные [и], [а]; а во второй строфе наиболее часто встречаются [э], [а]. Звук [а] ассоциируется с огнем, светом, чистотой. Особенно часто он используется во второй строфе: «струя», «туда», «взлетая», «там», «слышна», «праздничное», «тишина». Все эти слова относятся к области небесного, о котором мечтает лирический герой. Звук [э] в ударном положении встречается во второй строфе десять раз. Интересно, что большинство слов, в которых он выделен ударением, тематически принадлежит к области небесного: «легче», «течет», «немеет», «нечто», «веет», «дней», «воскресных» – и только одно слово: «смертной» относится к области земного. Звук [э] обычно воспринимается как средний между [о] и [а], наверное, он символизирует путь лирического героя к светлому, небесному.

В стихотворении “Хоть я и свил гнездо в долине” гармонию небесного подчеркивает повтор звонких сонорных согласных [н] и [м]:

Вдруг просветлеют огнецветно

Их непорочные снега:

По ним проходит незаметно

Небесных ангелов нога…

Кроме того, ассонанс гласных [и] и [э] в первой строфе передает ощущение полета, движение вверх: «свил», «гнездо», «долине», «вершине», «бежит». В концовке стихотворения также используется ассонанс гласных [и] и [э]: «просветлеют», «ним», «небесных», выполняющий ту же функцию. В начале стихотворения используется аллитерация шипящих [ж] и [ш]: «животворно», «на вершине», «воздушная», «жаждет», «наша», «удушливо-земное». Эта аллитерация на фонетическом уровне подчеркивает тему земного, неидеального.

В первой строфе этого стихотворения чаще всего повторяются гласные [и] и [у]. Ассонанс звука [у] в словах «чувствую», «воздушная», «грудь», «удушливо-земное», «оттолкнуть» напоминает стон боли, вырвавшийся из груди лирического героя. А повтор звука [и] придает этому стону какую-то безысходность.

Во второй строфе следует отметить преобладание звука [а]: в ударных слогах он встречается семь раз. И это не случайно; таким образом автор утверждает превосходство чистоты, света, присущие небесному.

Итак, можно сказать, что и в стихотворении 1835 года «Над виноградными холмами» и в стихотворении 1860 года «Хоть я и свил гнездо в долине» на фонетическом уровне прослеживается противопоставление «земное» - «небесное». Земное в стихотворении 1860 года представлено ассонансом [у] и аллитерацией [ж] и [ш]. Сочетание аллитерации и ассонанса позволяет ярче выразить отрицательное отношение лирического героя к земному.

И тому и другому стихотворению присуще утверждение небесного через ассонанс ударного [а], открытого, свободного звука, олицетворяющего энергию, силу:

5. Своеобразие поэтического синтаксиса стихотворений

Стихотворение «Над виноградными холмами» состоит из пяти предложений. Первая строфа включает три простых предложения, причем первое и второе предложения построены одинаково: обстоятельство места – сказуемое – подлежащее. Прием параллелизма подчеркивает антитезу «земное» – «небесное». Третье предложение с однородными сказуемыми («взор восходит» и «видит») рисует характерный для Тютчева вертикально расположенный мир стиха.

Два распространенных сложных предложения второй строфы изображают небесное, куда обращен взор лирического героя. При построении этих предложений Ф.И. Тютчев также использует прием параллелизма: оба они начинаются с указательного наречия («там» - «туда»), в обоих можно выделить две части, вторая часть присоединяется союзом «и». Эти два предложения перекликаются с последним предложением первой строфы – в нем тоже рисуется область небесного, оно состоит из двух частей, вторая часть также присоединяется союзом «и».

Так средствами синтаксиса автор передает мечтательность, душевное спокойствие лирического героя. Распространенные сложные предложения подчеркивают торжественную величественность области «небесного».

Стихотворение «Хоть я и свил гнездо в долине» состоит из трех предложений, из которых два восклицательные, передающие чувства лирического героя, а последнее завершается многоточием – автор использует прием умолчания.

Первое предложение сложноподчиненное с придаточным уступительным и тремя придаточными изъяснительными, которые относятся к глаголу «чувствую» в главном предложении. Так антитеза «небесное» – «земное» заявлена в самом начале произведения: придаточное уступки контрастно трем придаточным изъяснительным, раскрывающим страстный порыв лирического героя. Экспрессивны анафорические зачины строк, показывающие силу стремления лирического героя подняться ввысь: