«Подпольный человек» восстает против Разума. Л. Шестов и Р. Харпер считают, что это есть и позиция самого Достоевского. Однако они не учитывают всех целей, которые преследовал писатель, подвергая критике разум. Да, Парадоксалист идет против «стены» — незыблемых законов природы, естественного развития, необходимости, и это очень похоже на позицию Шестова, сделавшего борьбу против разума главной темой своей философии.
«Хотение… совершенно и упрямо разногласит с рассудком», — говорит Парадоксалист, утверждая, что суть человека именно в том, чтобы подчиняться хотению, а не рассудку, хотя бы и вопреки собственной выгоде. «А что если так случится, что человеческая выгода иной раз не только может, но даже и должна именно в том состоять, чтоб в ином случае себе худого пожелать, а не выгодного?»[51] — это ли не иррационально? Выгоды, уверен подпольный человек, посчитаны неправильно. Есть еще одна выгода, которая не может уложиться ни в какую классификацию. Эта «самая выгодная выгода» называется «самостоятельным хотением». Ведь человек «глуп феноменально» и «неблагодарен так, что поискать другого, так не найти», и любит человек действовать «вовсе не так, как повелевали ему рассудок и выгода»[52]. А если подогнать все под одну черту, придумать какую-нибудь формулу для человеческих «хотений», жить по «дважды два четыре», то человек превратится из Человека в «органный штифтик».
Парадоксалист говорит: «рассудок, господа, есть вещь хорошая, но рассудок есть только рассудок и удовлетворяет только рассудочной способности человека, а хотенье есть проявление всей жизни…»[53]. «Хотение» даже если приносит нам вред и противоречит самому здравому рассудку, «сохраняет нам самое главное и самое дорогое, то есть нашу личность и индивидуальность»[54].
В этих размышлениях мы видим Достоевского. Но неужели до ужаса циничная фраза «Свету ли провалиться, или мне вот чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить» — есть тоже отражение мировоззрения Достоевского? Шестов уверен, что Достоевский создал своего антигероя как антураж для изложения собственных взглядов, которые не осмелился бы высказать прямо.
Но против чего направлен иррациональный бунт Парадоксалиста? Что именно в разуме кажется Достоевскому неприемлемым? Сам разум или аморальное его использование? Именно второе. Достоевский критикует те ухищрения разума, которые освобождают от нравственных норм.
Критика разума не означает у Достоевского прославление иррационализма. Бердяев пишет, что Достоевский на стороне «подпольного человека», протестующего против рационализации человеческой природы и общества и верящего в неосуществимость подобной рационализации: «Всегда остается иррациональный остаток, и в нем — источник жизни»[55].
Окончательно расставаясь с отвлеченными и абстрактными идеями своей мо-лодости, бесплодно будоражащими общество, Достоевский противопоставлял им много-образие «живой жизни», выходящей за пределы рассудка и не желающей считаться с его расчетом.
Что же такое «живая жизнь» для Достоевского? Парадоксалисту мешает жить «живой жизнью» его замкнутость, его закрытый для других мир. «Подлинной» жизнью в романах писателя живут не Ипполит, не Парадоксалист, не Версилов или Раскольников, а Соня и Лиза, князь Мышкин, Алеша Карамазов и Зосима. Они находятся не в состоянии вражды с обществом, не в «подполье», они готовы принять на себя грехи людей, искупить их, очистить общество от скверны.
По мнению Вл. Соловьева, тот положительный общественный идеал, к которому пришел Достоевский тесно связан с Верой, Церковью и идеалом Христа. Трагедия Парадоксалиста в том, что он до конца так и не пришел к Вере.
Н. Кашина отмечает: «Идеальное для Достоевского общественное бытие — это нравственное единство, любовное объединение людей на основе благих для всех и каждого целей деятельности. С этих позиций не только общественная бездеятельность, но и деятельность эгоистическая также рассматривается как неучастие в «живой жизни» «Записки из подполья» — проблема авторской позиции[56]
ВЫВОД
За многолетнюю историю толкования Достоевского многие исследователи называли его творчество «прелюдией» в экзистенциализму. Кто-то считал его творчество экзистенциальным, но самого Достоевского не экзистенциалистом.
Многие вкладывают в речь Парадоксалиста из «Записок из подполья» мысли самого Ф.М. Достоевского. Как, например, Лев Шестов, который «безоговорочно занял сторону личности, сторону «подпольного человека», утверждающего свой «своевольный каприз»[57]. Другие, как М. Гус, полагавший, что Достоевский «делал такую проверку (проверку истинности идеалов — прим. наше) методом доказательства от противного, ставя в своих произведениях один психологический и философский эксперимент за другим»[58].
Но мы согласимся с А.Н. Латыниной в том, что «ни одну идею, содержащуюся у Достоевского, нельзя рассматривать как окончательную. Достоевский — своего рода диалектик, и он показывает взаимодействие идей, их неотрывность друг от друга»[59]. Каждому тезису у писателя обнаруживаем свой антитезис.
В ходе нашего исследования мы постарались ответить на интересующий нас вопрос «Можно ли считать Достоевского экзистенциалистом?» и пришли к выводу, что полное отождествление писателя с философами-экзистенциалистами неправомерно.
Концепция личности в философии экзистенциализма противоположна гуманистической: ситуация человека в мире безысходно трагическая. Такая концепция обуславливает появление замкнутости сознания, индивидуализма.
У Достоевского же концепция человека сходна с экзистенциальной в том, что ввиду этой темы поднимается проблема кризиса и дана критика рационалистически-гуманистической концепции личности. Но выход из него Достоевский видит не в отказе от гуманизма, а в его углублении. Достоевский не разуверился в человеке. Он видит трагизм судьбы человека в мире, сложность отношений личности и общества[60].
Проблемы, затронутые Достоевским в его произведениях, отражены в последующих работах философов-экзистенциалистов, ведь вопросы «кто такой человек?», «какова его сущность?», «что такое жизнь для него?» сугубо экзистенциальны.
Можно сказать, что Достоевский действительно много дал экзистенциализму, ставя перед собой и миром «проклятые вопросы» и не всегда давая на них свой ответ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Достоевский Ф. М. Записки из подполья: повесть. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2008. — 256 с.
2. Громова Н. А. Достоевский: документы, дневники, письма, мемуары, отзывы литературных критиков и философов. — М.: «Аграф», 2000. — 240 с.
3. Гус М. Рок и воля. — М. : «Знамя», 1968. — № 7.
4. Кашина Н.В. человек в творчестве Достоевского. — М.: Худож. лит., 1986. — 318 с.
5. Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм // Достоевский— художник и мыслитель : сб. статей. — М. : Изд. «Художественная литература», 1972. — 688 с.
6. Михновец Н. «Записки из подполья»: проблема пути // Достоевский Ф. М. Записки из подполья: повесть. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2008. — 256 с.
7. Мосолков Ф.А. Своеобразие выражения авторской позиции в повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» : дипломная работа. — Магадан, СВГУ, 2001. — 31 с.
8. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. — 896 с.
9. Радугин А. А. Философия : курс лекций. — М.: Владос, 1995. 304 с.
10. Соловьев Вл. С.. Три речи в память Достоевского // Достоевский Ф. М. Записки из подполья: повесть. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2008. — 256 с.
11. Шестов Л. Сочинения. / Сост., вступ. статья и прим. Поляков Л.В. — М.: «Раритет», 1995. — 431 с.
Электронные источники:
12. Аксючиц В. Духовная революция XIX века. Становление русской философии http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/duhrev07.htm
13. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. http://www.vehi.net/berdyaev/dostoevsky/
14. Биография Ф.М. Достоевского. http://www.school-city.by/index.php?option=com_content&task=view&id=10784&Itemid=159
15. Гарин И.И. Многоликий Достоевский http://lib.meta.ua/book/9885/
16. Николаевская Т. Е. Достоевский и Бердяев. «Проклятые вопросы» Достоевского в европейском экзистенциализме. http://www.portalus.ru/modules/philosophy/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1132101372&archive=1208465572&start_from=&ucat=1&
[1] Новейший философский словарь. С. 833
[2] Радугин А. А. Философия : курс лекций. С. 253
[3] Новейший философский словарь. С. 833
[4] Там же. С. 834
[5] Радугин А. А. Философия : курс лекций. С. 251
[6] Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм, с. 211
[7] Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм, с. 212
[8] Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм, с. 215
[9] http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/duhrev07.htm
[10] Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм, с. 214
[11] Шестов Л. Сочинения. Достоевский и Ницше. С. 49
[12] Там же, с. 50
[13] Скафтымов А.П. «Записки из подполья» среди публицистики Достоевского. С. 88
[14] http://www.vehi.net/berdyaev/dostoevsky/
[15] Ю.В. Баранчик, Новейший философский словарь, с. 527
[16] http://www.school-city.by/index.php?option=com_content&task=view&id=10784&Itemid=159
[17] Мосолков Ф.А. Своеобразие выражения авторской позиции в повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья». С. 5.