Смекни!
smekni.com

Описание усадьбы как средство характеристики помещика в "Мертвых душах" Н.В. Гоголя (стр. 2 из 4)

О. Скобельская в статье «Русский усадебный мир» рассказывает об историческом происхождении русской усадьбы, о ее особенностях и элементах, таких как беседки, газоны, зверинец, мостики, скамейки и др. Беседки придавали саду красоту и уют и служили как для отдыха, так и для прохладного убежища. Под газоном подразумевался лужок, покрытый мелкой травой. Дорожки прокладывались для прогулок в саду и бывали разных видов (покрытые и открытые, простые и двойные). Лабиринт – это часть сада, состоявшая из места для прогулок, наполненного перепутанными дорожками. Скамейки располагались в приметных местах. Они служили украшением сада и местами отдыха, часто были выкрашенные зеленой краской. Цветниками обсаживали дорожки, украшали места вокруг беседок и скамеек. Экстерьер становился предметом поэтизации.

Но, как видим, тема описания усадьбы как средства характеристики помещика не стала объектом целостного и направленного исследования ученых и поэтому освещена недостаточно, что и предопределяет актуальность ее исследования. И цель нашей курсовой работы состоит в том, чтобы показать, как особенности бытового окружения характеризуют помещиков из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1. Усадьба как средство характеристики Манилова

Гоголь уделял большое внимание социально-бытовой обстановке, тщательно выписывал материальное окружение, материальный мир, в сфере которого живут его герои, потому что бытовая среда дает яркое представление об их облике. Эта обстановка описывается с помощью экстерьера и интерьера. Экстерьер – это художественное и архитектурное внешнее оформление усадьбы. Интерьер – описание внутреннего убранства помещения, несущее эмоциональную или содержательную оценку.

Манилов был первым помещиком, которого навестил Чичиков. Его каменный дом в два этажа стоял «на юру, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть». Дом был окружен садом. Манилов имел тот тип сада, который назывался английским – он становился популярным с начала ХIХ века. Там находились извилистые дорожки, кусты сирени и желтой акации, «пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины» (с. 410). Под двумя березами находилась беседка с плоским зеленым куполом, голубыми деревянными колоннами, на которой была надпись «Храм уединенного размышления». Ниже находился пруд, весь покрытый зеленью.

Все детали поместья говорят о характере его владельца. То, что дом стоял на открытой ветреной местности говорит нам о том, что Манилов был непрактичен и бесхозяйственный, ведь хороший хозяин не построил бы свой дом в таком месте. Жиденькие деревья, позеленевший пруд показывают, что за ними никто не ухаживает: деревья растут сами по себе, пруд не очищают, что еще раз подтверждает бесхозяйственность помещика. «Храм уединенного размышления» свидетельствует о склонности Манилова рассуждать о «высоких» материях, а также о его сентиментальности, мечтательности.

А теперь обратимся к внутреннему убранству помещения. Гоголь пишет, что в доме Манилова вечно «чего-нибудь недоставало» (с. 411): возле прекрасной мебели в гостиной, обтянутой шелковой материей, стояли два кресла, обтянутые рогожей; в другой комнате мебели не было вовсе, хотя сразу после женитьбы было оговорено, что комната скоро заполнится. К ужину на стол подавался дорогой подсвечник из темной бронзы «с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом» (с. 411), а рядом с ним ставили какой-то медный инвалид, весь в сале. Но ни хозяину, ни его жене, ни слугам это не мешало.

Особенно детально Гоголь дает описание кабинета – места, где человек занимается интеллектуальным трудом. Кабинет Манилова представлял собой небольшую комнату. Стены были покрашены «голубенькой краской вроде серенькой» (с. 414). На столе лежала книга, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, «которую он постоянно читал уже два года» (с. 411). Но больше всего в кабинете было табаку, который был и в табачнице, и в картузах, и насыпан кучкою на столе. На окнах находились горки золы, выбитой из трубки, что были старательно расставлены «очень красивыми рядками» (с. 414).

Как же интерьер характеризует героя? Незавершенность, которая постоянно наблюдается у Манилова, еще раз говорит нам о его непрактичности. Хоть он и хочет всегда всем понравится, его не тревожит странный вид его дома. В то же время он выставляет претензии на утонченность и изысканность. Когда мы «входим» в его кабинет, то сразу замечаем, что автор постоянно выделяет голубой цвет, что символизирует мечтательность, сентиментальность, душевную бледность помещика. Известно, что недочитанная книга у Гоголя – это образ, сопутствующий пошлому человеку. А по разложенным кучкам золы сразу становится ясно, что «работа» помещика в его кабинете сводится к курению табака и размышлениям о чем-то «высоком»; его времяпрепровождение абсолютно бессмысленно. Его занятия никчемны, как и его мечты. На вещах Манилова лежит отпечаток его личности: в них или чего-то недостает (обитые рогожей кресла), или в них что-то лишнее (бисерный чехольчик на зубочистку). Он никому не доставил пользы и жил пустяками. Жизни он не знал, реальность заменялась пустыми фантазиями.

2. Усадьба как средство характеристики Коробочки

После Манилова Чичиков поехал к Коробочке. Она жила в небольшом домике, во дворе которого было полно птиц и всякой другой домашней твари: «индейкам и курам не было числа» (с. 420), между ними гордо расхаживал петух; тут же были и свиньи. Дворик «переграждал дощатый забор» (с. 421), за которым шли огороды с капустой, свеклой, луком, картофелем и другими овощами. По огороду были рассажены «кое-где яблони и другие фруктовые деревья» (с. 421), которые были накрыты сетками для защиты от сорок и воробьев; с этой же целью на огороде стояло несколько чучел «на длинных шестах с растопыренными руками» (с. 421), причем на одном их из них был надет чепец самой помещицы. Избы крестьян имели хороший вид: «изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились» (с. 421), а в крытых сараях стояла одна, а где и две запасные телеги.

Сразу видно, что Коробочка – хорошая хозяйка. Неутомимо хлопотливая, она противопоставляется Манилову. Ее крестьяне живут хорошо, «довольствуются», так как она заботится о них и о своем хозяйстве. Также она имеет хороший ухоженный огород, на котором стоят чучела, которые отгоняют вредителей. Помещица настолько заботится о своем урожае, что даже одевает на одного из них свой собственный чепец.

Что касается внутреннего убранства помещения, то комнаты Коробочки были скромными и достаточно старыми, одна из них «была обвешана старенькими полосатыми обоями» (с. 419). На стенах висели картины с «какими-то птицами» (с. 419), а между ними висел портрет Кутузова и «писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире» (с. 420), между окон находились старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде «свернувшихся листьев» (с. 419), а за каждым зеркалом было заложено или письмо, или старая колода карт, или чулок. Также на стене были часы «с нарисованными цветами на циферблате» (с. 419).

Как видим, жизнь Коробочки буйная, насыщенная, но она низшая, так как находится на уровне животного (многочисленные птицы) и растительного (цветы на циферблате, «свернувшиеся листья» на зеркалах) мира. Да, жизнь кипит: гость проснулся из-за нашествия мух, часы в комнате испускали шипение, двор, наполненный живностью, аж гудел; утром индюк через окно что-то «заболтал» Чичикову. Но жизнь эта низкая: портрет Кутузова, героя, который висит на стене в ее комнате, показывает нам, что жизнь Коробочки ограничивается рутинной хлопотливостью; в лице генерала мы видим другой мир, полностью отличающийся от мелкого и ничтожного мира помещицы. Она живет замкнуто в своей усадьбе, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Коробочка стремится извлечь пользу из всего, очень боясь продешевить в каком-то незнакомом, неизведанном деле. Таким образом, она – обобщенный образ бережливых, а следовательно и живущих в довольстве, вдов-помещиц, туго соображающих, но умеющих не упустить свою выгоду.

3. Усадьба как средство характеристики Ноздрева

помещик гоголь мертвый душа

Ноздрев был третьим помещиком, которого навестил Чичиков. Правда, познакомились они не в имении хозяина, а в трактире при большой дороге. После этого Ноздрев уговорил Чичикова поехать к нему в гости. Как только они зашли во двор, хозяин сразу же начал показывать свою конюшню, где были две кобылы – одна серая в яблоках, а другая каурая, и гнедой жеребец, «на вид неказистый» (с. 431). Потом помещик показал свои стойла, «где были прежде очень хорошие лошади» (с. 431), но там был только козел, которого, по старому поверью, «почитали необходимым держать при лошадях» (с. 431). Дальше последовал волчонок на привязи, которого он кормил только сырым мясом, дабы тот был «совершенным зверем» (с. 431). В пруду, по словам Ноздрева, водилась такая рыба, «что два человека с трудом вытаскивали штуку» (с. 431), а собак, которые находились в маленьком домике, окруженном «большим загороженным со всех сторон двором» (с. 432) было просто немерено. Они были разных пород и мастей: густопсовые и чистопсовые, муругие, черные с подпалинами, черноухие, сероухие, а также имели клички в повелительном наклонении: «стреляй», «обругай», «припекай», «порхай» (с. 432) и т.д. Ноздрев был среди них «как отец родной» (с. 432). Потом пошли осматривать крымскую суку, которая была слепа, а после нее – водяную мельницу, «где недоставало порхлицы, в которую утверждается верхний камень» (с. 432). После этого Ноздрев повел Чичикова полем, на котором «русаков такая гибель, что земли не видно» (с. 432), где пришлось пробираться «между перелогами и взбороненными нивами» (с. 432), постоянно идя по грязи, так как местность была очень низкая. Пройдя поле, хозяин показал границы: «все это мое, по эту сторону и даже по ту, весь этот лес, и все, что за лесом» (с. 432).