Смекни!
smekni.com

Закономерности становления и развития общетеоретических взглядов Жана-Поля Сартра на гуманизм (стр. 1 из 8)

Христианский гуманитарно-экономический открытый университет

Гуманитарно – экономический факультет

Гуманитарное отделение

Курсовая работа на тему:

Закономерности становления и развития общетеоретических взглядов Жана-Поля Сартра на гуманизм

Одесса- 2010


Содержание

Введение

1. Влияние биографии Жана-Поля Сартра на его мировоззрение

2. Развитие концепции гуманизма в современной философии

2.1 Взгляд Жана-Поля Сартра на гуманизм

2.2 Ж.-П. Сартри Николай Бердяев: два взгляда на свободу человека

Заключение

Список литературы

Введение

С давних времен человек в той или иной мере постоянно был объектом философских размышлений, но не всегда стоял в центре внимания философов. Человека, в его частных проявлениях, изучают специально посвященные ему науки: биология, медицина, психология, социология и других. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире.

Известно, что в различные исторические эпохи предлагались новые трактовки проблематики, связанной с человеком, с его местом в мире и отношением к миру: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления.

В конце XIX и в XX веках проблема человека и его бытия приобрела наибольшую актуальность и выдвинулась на передний план философских поисков. Это была реакция на предчувствие, а потом на последующее наступление страшных потрясений, затронувших все человечество, время, когда потерпели крушение попытки строительства «новой» жизни, основанные на рационалистических принципах. Потерпела крах концепция объективного и безразличного к человеку бытия, овладев законами которого, человек мог «как высшее существо преобразовать мир по своему усмотрению. Поэтому стали возникать философские концепции, в которых акцент делается на бытии, прежде всего как человеческом существовании.

Анализ источников и литературы: О жизни и взглядах Жана-Поля Сартра писали ученые Кузнецов В., Филиппов Л, Лях В., Белоцеркивец Н., Киссель М., Долгов К., Одайник В., Рудницкий О., которые высоко оценили научную деятельность ученого. В частности Киссель М. в монографии „Философская эволюция Сартра» (1976) обстоятельно проанализировал его творчество. Общетеоретические взгляды французского ученого изложены в труде Филиппова Л.„Философская антопология Сартра» (1974), всесторонне оценены Марковым Б.В. в книге „История современной зарубежной философии: компаративистский подход» (1997).

Актуальность темы исследования. Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она сейчас, в переломный период развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего нашего общества. Научная ценность и глубина анализа разных аспектов взглядов Жана-Поля Сартра в трудах современных исследователей — несомненна. Но сегодня существует потребность системного изучения общетеоретических взглядов Жана-Поля Сартра на гуманизм. Этим и предопределена актуальность темы нашей курсовой работы.

Цель и задача курсовой работы состоят в том, чтобы проанализировать подход к проблеме свободы человека, проблеме личности в экзистенциализме, в одном из интересных направлений философской антропологии, углубление философских знаний об общетеоретических взглядах Ж.-П.Сартра на гуманизм. Достижение поставленной цели курсовой работы требовало решения следующих основных заданий: охарактеризовать понятие гуманизма в творчестве Ж.-П.Сартра, определить роль и место научного наследства Ж.-П.Сартра в мировой философской науке.

Объектом исследования являются общетеоретические взгляды Жана-Поля Сартра. Предметом исследования являются закономерности становления и развития общетеоретических взглядов Жана-Поля Сартра на гуманизм.

Методы исследования. С целью обеспечения всестороннего, полного и объективного анализа общетеоретических взглядов Жана-Поля Сартра автор применял философские и общенаучные методы. Диалектический метод позволил установить особенности не только становления, но и развития философской концепции Жана-Поля Сартра. Формально-логические методы исследования, в частности метод синтеза, анализа, индукции, дедукции, помогли автору этой курсовой работы провести анализ понятия «гуманизм». Использование системно-структурного метода дало возможность рассмотреть философскую концепцию Жана-Поля Сартра как целостную систему идей. Историко-философский метод применялся при выяснении факторов и условий, в которых формировались общетеоретические взгляды ученого. Проблемно-концептуальный метод способствовал осмыслению и анализу методологических принципов общетеоретических взглядов Жана-Поля Сартра.

Источники исследования. При написании курсовой работы автор использовал опубликованные труды Ж.-П. Сартра и его исследователей, которые сохранены в Государственной научной библиотеке имени М.Горького, Научной библиотеке имени М.Грушевского, Одесской центральной городской библиотеке имени И.Франко.

Обоснование структуры работы: Во вступлении обоснована актуальность темы исследования, определена его цель и задание, объект и предмет. В первом разделе показано влияние биографии Жана-Поля Сартра на его мировоззрение. Второй раздел посвящён развитию концепции гуманизма в современной философии. В подразделе 2.1. проанализированы взгляды Жана-Поля Сартра на гуманизм. В подразделе 2.2. исследованы два взгляда на свободу человека: Ж.-П. Сартраи Николая Бердяева.

сартр гуманизм свобода бердяев

1. Влияние биографии Жана-Поля Сартра на его мировоззрение

Сартр остается одной из самых неоднозначных и загадочных фигур ХХ века. Для одних он - выдающийся французский философ и активный участник движения Сопротивления. Для других - могильщик старой французской культуры.

Такие разные оценки одного и того же человека означают, что он идеально совпал со своим временем, не оставив равнодушными ни соратников, ни противников. Мироощущение Сартра стало мироощущением целого поколения людей во всем мире.

Но в этом случае человек неизбежно превращается в миф. Пушкин становится солнцем русской поэзии, Мэрилин Монро - возлюбленной мужской половины планеты, а Че Гевара - героем, глядящим на мир с футболок тинейджеров. Сартр тоже стал мифом.

Мифом о свободе и подлинности существования человека. О высокой и чистой любви, не омраченной бытовыми склоками. О великом предназначении, пронесенном, как факел, через всю жизнь.

Жан-Поль-Шарль-Эймар Сартр родился 21 июня 1905 года. Когда ребенку было немногим более года, умер его отец, и мать вернулась в родительский дом Шарля Швейцера. Швейцер, уроженец Эльзаса, преподавал немецкий язык, был обладателем ученой степени и автором учебников. Спустя полвека мстительный Жан-Поль в автобиографической повести «Слова» описывал атмосферу лицемерия и театральности, которая царила в доме. Маленький ребенок был игрушкой для матери, годившейся ему, скорее, в старшие сестры, бабки, которую он называл мамой, и деда, который блистательно играл свою собственную роль. Единственной заслугой отца Сартр считал то, что тот умер молодым и не успел заняться воспитанием сына. Себя он вспоминает «опешившей тлей, существом без смысла и цели, ни богу свечка, ни черту кочерга».

Интересно, что в этой же семье выросла еще одна знаменитость - Альберт Швейцер, двоюродный дядя Сартра. Философ и миссионер, ставший глашатаем христианского гуманизма, видимо, не прочувствовал тлетворную атмосферу семьи и прожил жизнь с точностью до наоборот, по сравнению с выдающимся племянником. Объединяло их лишь то, что обоим с разницей в 12 лет были присуждены Нобелевские премии. Альберт получил ее за мир, а Жан-Поль демонстративно отказался получать за вышеупомянутую автобиографическую повесть.

На свете было много мальчиков, которые росли без отца, но не многие из них публично обвиняли семьи в своих настоящих или вымышленных несчастьях. И совсем уж единицы строили на этом всю жизнь. Внешне детство и отрочество Сартра прошли вполне благополучно. Он закончил престижную Эколь Нормаль и был предметом обожания родных, потакавших всем его прихотям и капризам. Но это - для посторонних. Для него самого существовала другая реальность, в которой он был несчастен по вине семьи. Счеты с ней Сартр свел в своем капитальном труде на 2000 страницах «Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857». Изломанная жизнь Флобера, с точки зрения Сартра, началась в тот момент, когда ему дали жизнь, заведомо зная, что он будет младшим сыном в семье.

Изломанная жизнь Сартра связана с тем, что его вообще решили родить, а родив, оставили единственным, без сестер и братьев. Были, правда, и объективные поводы для недовольства. Мальчик был безобразен, как Квазимодо: маленького роста, с редкими волосами, с косящим левым глазом и бельмом на правом. Вся последующая жизнь Сартра была гиперкомпенсацией физического уродства. Несмотря ни на что, он должен был возвыситься над толпой. Отныне вся его жизнь была посвящена тому, чтобы быть самым неотразимым среди красивых и самым умным среди умных.

Со временем у Сартра всегда были нелады. И недаром он назвал свой философский труд «Бытие и ничто» - по аналогии с названием работы своего предтечи и оппонента Мартина Хайдеггера «Бытие и время». Первое, что бросается в глаза, это превращение времени в ничто, в пустоту. И время мстило Сартру, преследуя его всю жизнь несвоевременностью и несовпадениями.

Сам он считал «своим» отрезок между 1918 и 1939 годами. Люди жили, предчувствуя новую мировую войну и тем самым осознавая временность и переходность двух десятилетий. В то же время эти 20 лет были насыщены событиями, как никакие другие. Казалось, что должно родиться что-то новое из сцепления Ленина, Фрейда, сюрреализма, революций, джаза и немого кино. Люди восхищались новыми словами: неоновая реклама, юпитеры, авто с низкой посадкой. Писали на языке без синтаксиса, который соответствовал бы скорости поезда в 120 км. в час. А на такой скорости эти два десятилетия промелькнули очень быстро, оставив Сартра в недоумении: чье в действительности время прошло? Хоть он и называл это время своим, но сам признавал, что был слишком молод, чтобы жить в нем полной жизнью. «По его собственному выражению, он подсматривал за ним в замочную скважину. Но, начав подсматривать в 13 лет, он продолжал это делать и в 30, что несколько поздно для подросткового вуайеризма».