Московский государственный университет имени М. В. Ломоносов
факультет журналистики
Реферат
тема: Оппозиция образов Том Джонс - Блайфил в «Истории Тома Джонса, найденыша» Филдинга
Москва 2010
Биография
ФИЛДИНГ ГЕНРИ, английский романист и драматург, публицист. Родился 22 апреля 1707, предположительно в Шарпем-Парке (графство Сомерсетшир). Отец его был родовитым дворянином, служил в армии, в 1711 вышел в отставку в генеральском звании. До двенадцати лет Генри по преимуществу жил в Ист-Стауре (графство Дорсетшир), богатом имении деда с материнской стороны, члена Суда королевской скамьи.
Филдинг получил среднее образование в Итоне (1719–1725), одной из наиболее аристократических школ Англии. В Итоне он установил крепкую дружбу с Уильямом Питтом Старшим. Его младшая сестра, Сара, также стала успешным писателем. После любовной интрижки с молодой женщиной, обернувшийся для него проблемами с законом, Фильдинг отправился в Лондон, где началась его литературная карьера. В 1728 году он отправился в Лейден, чтобы изучать классическое искусство и право в университете. Но, по-видимому, отсутствие достаточных материальных средств заставило его отказаться от окончания Лейденского университета (1728–1730), где он учился около двух лет, и вынудила вернуться в Лондон. Вернувшись в Лондон, в поисках средств к существованию, молодой Филдинг обратился к драматургической деятельности. Он начал писать для театра, некоторые из его работ, жестоко критикуются правительством под руководством сэра Роберта Уолпола.
Закон о театральной цензуре 1737 года, как утверждается, является прямым результатом его деятельности. В частности, пьесой, что привела к Закону о театральной цензуре, была «Золотое охвостье» (The Golden Rump), но сатира Филдинга задала тон. Тогда как закон о театральной цензуре был утвержден, сатира на политические темы была фактически невозможна и драматурги, чьи произведения были поставлены, были под подозрением. По этой причине Филдинг оставил театр и продолжил свою карьеру в области права и, чтобы поддерживать свою жену Шарлотту Крадок и двоих детей, в 1737 Филдинг поступил студентом в Темпль и в 1740 получил звание адвоката. К этому же периоду относится и начало его занятий журналистикой.
Ему недоставало денежного чутья, что означало, что он и его семья часто претерпевали периоды бедности, но ему также помогал Ральф Аллен, богатый благодетель, который впоследствии послужил прототипом Сквайра Олверти в романе «Том Джонс». После смерти Филдинга, Аллен обеспечил его детей поддержкой и дал им образование.
Филдинг никогда не прекращал писать политические сатиры и сатиры на современное ему искусство и литературу. Его Трагедия трагедий Мальчик-с-пальчик (для которой Уильям Хогарт выполнил дизайн фронтисписа) имела, например, довольно неплохой успех, как для печатной пьесы. Он также печатал целый ряд работ в журналах-ежедневниках. Филдинг пишет для периодических изданий Тори, как правило, под псевдонимом "Капитан Геркулес уксус" (Captain Hercules Vinegar). В конце 1730-х гг и в начале 1740-х Филдинг продолжал излагать свои либеральные и анти-Якобитские взгляды в сатирических статьях и в газетах. Почти случайно, позавидовав успеху романа Сэмюэля Ричардсона «Памела», в 1741 году Филдинг начинает писать романы и его первым крупным успехом стал роман «Шамела», анонимная пародия на мелодраматический роман Сэмюэля Ричардсона. Эта сатира следует эталону знаменитых "консервативных" сатириков предыдущего поколения (в частности, Джо́натана Свифта и Джона Гейя).
Дальше последовал роман «Джозеф Эндрус» (1742), оригинальное произведение предположительно повествующее о брате Памелы, Джозефе. Хотя произведение и задумывалось как пародия, оно развилось в полноценный роман и считается некой отправной точкой, дебютом Филдинга, как серьезного романиста. В 1743 году Филдинг опубликовал роман в третьем сборнике Miscellanies. Это был роман "История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого". Этот роман иногда считается его первым романом, потому что он почти наверняка начал сочинять его, прежде чем написал романы «Шамела» и «Джозеф Эндрюс». Это сатира на Уолпола, которая проводит параллель между Уолполом и Джонатаном Уальдом, печально известным главарем банды и разбойником. Он косвенным образом сравнивает партию вигов в Парламенте с бандой воров, коими руководил Уолпол, чьё постоянное желание стать ""Великим Человеком"(распространенный эпитет для Уолпола) должно достигнуть апогея только в антитезисе величия: будучи повешенным.
Его анонимно опубликованный в 1746 году «Женоподобный супруг» (The Female Husband) является выдуманным рассказом о знаменитом деле, когда женщина-трансвестит была осуждена за принуждение другой женщины обманом вступить в брак. Несмотря на то, что эта тема занимает незначительное место в творческом наследии Филдинга, она согласуется с его постоянной занятостью мошенничеством, обманом, и притворством. Лучшая работа Филдинга, Том Джонс (1749) - это тщательно построенный плутовской роман запутанно и забавно повествующий о том, как найденыш достиг успеха. Жена Филдинга, Шарлотта, которая послужила прототипом героинь в романах "Том Джонс" и "Амелия", умерла в 1744 году. Тремя годами позже Филдинг, пренебрегая общественным мнением – жениться на бывшей служанке Шарлотты, Марии, которая была беременна.
Несмотря на это, его последовательный анти-Якобизм и поддержка Английской Церкви способствовали тому, что год спустя Филдинг был назначен Главным судьёй Лондона, и его литературная карьера пошла в гору. Объединившись со своим младшим братом Джоном, он помог образовать в 1749 году, подразделение "ищейки" с Боу-Стрит (The Bow Street Runners), называемое многими первым полицейским подразделением Лондона. По словам историка М. Тревельяна, они были лучшими судьями Лондона в восемнадцатом веке, и много сделали для улучшения судебной системы и условий содержания заключенных. Влиятельные памфлеты и запросы Филдинга, включали предложение об отмене публичного повешения. Это не означает, однако, что Фильдинг выступал против смертной казни как таковой, о чем свидетельствует, например, его председательство в суде в 1751, на слушании дела знаменитого преступника Джеймса Филда, он был признан виновным в грабеже и приговорен к виселице. Несмотря на то что Джон Филдинг был слепым, он сменил своего старшего брата на посту главного судьи и стал известен как «Blind Beak» с Боу-стрит за свою способность в одиночку распознавать преступников по их голосам. В январе 1752 года, Генри Филдинг занялся периодикой - выходящим раз в две недели журналомпод названием «Ковент-Гарден», который он публиковал под псевдонимом "сэр Александр Дроукансир, КНТ. Цензор Великобритании" до ноября того же года. В этом журнале Филдинг бросил вызов "армии с Граб Стрит" и современным писателям периодических ежедневных изданий. Этот конфликт, в конечном итоге привел к Бумажной войне 1752-1753 годов (Paper War of 1752–1753).
Горячая приверженность Филдинга, как великого гуманиста к делу правосудия совпало с быстрым ухудшением состояния его здоровья, до такой степени, что в 1754 он уехал за границу в Португалию в поисках лечения. Подагра, астма и другие недуги привели к необходимости использовать костыли. Генри Филдинг умер в Лиссабоне два месяца спустя. Его могила находится на территории городского, английского кладбища (Cimeterio Инглес). Последние месяцы жизни Филдинга описаны им в «Дневнике путешествия в Лиссабон» — „JournalofaVoyagetoLisbon“, 1755.
О романе
Роман «История Тома Джонса, найденыша» был написан в 1749 году. В нём ярко выражаются новаторские принципы Филдинга. Вводные теоретико-эстетические главы «Тома Джонса» представляют собою настоящий манифест просветительской эстетики. Задача художника — черпать свой материал из «великой книги Природы»; правдивое подражание природе — единственный источник эстетического наслаждения. Воображение писателя должно быть строго замкнуто в границах возможного; «за крайне редкими исключениями, высочайшим предметом для пера… историков и поэтов является человек» («Том Джонс», книга VIII, 1). Воспитательно-публицистическое значение литературы — с точки зрения Филдинга — огромно; борьба с социальными злоупотреблениями, с человеческими пороками и лицемерием — задача, которую сам Филдинг ставил себе в каждом своем романе. Смех, с его точки зрения, одно из наиболее могучих средств художника в этой борьбе.
Проблема человеческой природы — основная проблема для всего просветительства XVII века — занимает центральное место и в творчестве Филдинга, в особенности в «Томе Джонсе», наполняя его романы новым морально-философским содержанием. «Природа человека сама по себе далеко не плоха, — говорит один из персонажей Филдинга. — Плохое воспитание, плохие привычки и обычаи развращают нашу природу и направляют ее к пороку. За порочность нашего мира ответственны его правители, в том числе, я боюсь, и духовенство» («Эмилия», кн. IX, 5). Таким же просветительским оптимизмом дышат и заключительные страницы беседы Тома Джонса с Горным отшельником («Том Джонс», кн. VIII, 15), где Том Джонс со всем пылом своей молодости противопоставляет человеконенавистничеству своего хозяина глубоко оптимистическую веру в человеческое достоинство.
Однако, согласно Филдингу, добродетель сама по себе так же недостаточна, как недостаточен разум, оторванный от добродетели. Победа Тома Джонса над Блайфилом раскрывается не только как победа абстрактной Добродетели над абстрактным Пороком, но и как победа обладателя доброго сердца (хотя бы он и нарушил все правила буржуазной нравственности) над односторонностью буржуазного благоразумия. Эта апелляция от разума к чувству, от благоразумия к доброму сердцу в творчестве Филдинга уже заставляет предчувствовать предстоящую критику буржуазного общества в произведениях сентименталистов.