Из этой теории следовало, что меняя ДНК, можно преобразовать одни вещества в другие( например, железо –в золото). Однако алхимики считали, что это «ДНК»- не только материальная «химическая или биологическая формула», но, прежде всего некая «духовная» формула.
Эту духовную формулу искали мудрецы, называя ее «философским камнем». Термин «философский камень» может запутать многих людей. На первый взгляд может показаться, что речь идет о каком- то физическом веществе, камне.(как, например, оный описан в книгах Джоан Роллинг о Гарри Поттере). На самом деле речь идет о способе проникновения в программу Бога, определяющую свойства этого мира. Говоря иными словами, средневековые алхимики и мистики, подобно «хакерам- программистам», пытались взломать «компьютер» Бога.А теперь рассмотрим как же определяли алхимию те, кто был к ней непосредственно причастен.
Роджер Бэкон (XIII в.) говорит о собственном деле так: «Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы.... Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путем естественных соединений превращать низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения» (Чугаев, 1919, с. 32). Не замыкая столь почтенный род занятий рамками злато- и среброделия, Бэкон множит число объектов алхимии — это наука о том, как возникли вещи из элементов, и о всех неодушевленных вещах: об элементах и жидкостях, как простых, так равно и сложных, об обыкновенных и драгоценных камнях, о мраморе, о золоте и прочих металлах; о видах серы, солях и чернилах; о киновари, сурике и других красках; о маслах и горючих смолах, находимых в горах, и о бессчетных вещах, о коих ни словечка не сказано в Аристотелевых творениях (с. 33). Мир алхимиков — едва ли не вся природа. Металлургия и минералогия, петрография и ювелирное дело, изучение естественных смол и соков, техника крашения — материаловедение почти в современном объеме термина, а также бессчетные иные вещи, не снившиеся и всеведущему Аристотелю. Алхимия, согласно Бэкону, наука еще и о том, как возникли вещи из элементов. Правда, Бэкон обособляет практическую составляющую алхимии. Эта часть всеобщей науки «учит изготовлять благородные металлы и краски и кое-что другое с помощью искусства лучше». Альберт Великий (XIII в.): «Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками. Имя ее произведено от греческого аrchymo. С ее помощьювключенные в минералы металлы, пораженные порчей, возрождаются—несовершенные становятся совершенными» (Albertus Magnus,1958, с. 7). Порча, болезнь, которую нужно лечить. Алхимическое искусство сближено с искусством врачевания. Неспроста синоним философского камня — медикамент.
Как мы видим, алхимия способна дать ее адепту многое. Человек, проникнувший в ее тайны , может не только исцелять людей, не только воскрешать их из мертвых, но, так же, и самому стать бессмертным.
литература алхимия готический роман
Заманчивое предложение, которое дало бы ответы на все вопросы. Но почему же сейчас мы не слышим о великих ученых, которые в наше время исследуют загадку философского камня? Неужели его уже открыли ? Все дело в том, что в свое время с этой наукой произошел один занимательный момент.Алхимия, известная с незапамятных времен, после трагического поворота в европейской истории, именуемого "Возрождением", перестала существовать как трансцендентальное знание. Она распалась на "теофизическую алхимию" , собственно искусство трансмутации минералов и металлов и "спагирию"- искусство приготовления бальзамов, панацей, "питьевого золота", всевозможных эликсиров бессмертия или, точнее говоря, неопределенно долгой жизни. При этом из алхимии постепенно исчезли не вообще потусторонние, но именно небесные, сверхъестественные принципы ее функциональности. Подобная участь ожидала не только алхимию, но и все "свободные искусства" - математику, астрологию, грамматику, риторику. Когда влияние " эйдетической энергии формы" прекратилось (нас в данном случае не интересуют сложные причины этого явления), жизнь потеряла принципиальную смысловую ось, то есть реальное обоснование, и превратилась в калейдоскопическую игру элементов периодической системы, причем не только в химии, но и в любой другой области знаний. Итак, алхимия перестает существовать и практиковаться как отдельная наука и дает начало новой- химии. в Александрийской академии произошло соединение теории (античной натурфилософии) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и зародилась новая наука – khemeia( химия) .Итак, алхимия как наука исчезает. Но интерес к ее загадкам остается.И сегодня все чаще и чаще мы встречаем писателей, черпающих вдохновение из классических положений алхимии. Среди авторов , пищущих в этой тематике, следует отметить Умберто Эко, Филиппа Пулмана, Армин Шимерман, Питер Акройд, Густав Майринк , Ден Браун , Джоан Роулинг и т.д.Наше внимание будет сосредоточено вокруг книги Питера Акройда («Дом Доктора Ди»).Прежде всего нужно выяснить причины внезапно вспыхнувшего интереса к данной тематике.Чтобы исследовать причины такой популярности Говоря о возросшем интересе к готическим сюжетам, а алхимия, безусловно, относится к готической тематике, необходимо выяснить что же такое готический роман, откуда он взялся и какое он имеет отношение к данной работе.История готического романаГОТИ́ЧЕСКИЙ РОМА́Н (The Gothic Novel), роман тайн и ужасов — явление английской литературы 18-19 вв., сыгравшее роль связующего звена между веком Просвещения и периодом романтизма.Готический роман возник как реакция на миропонимание и эстетику европейского Просвещения. Свое определение жанр получил в связи с особым интересом его авторов к «готике» Средневековья, как они ее понимали, то есть к представлению о мире как арене извечного борения противостоящих начал — добра и зла, небесного и инфернального, Бога и дьявола, а также в связи с обращением к условно-готическому обрамлению действия, которое, как правило, разворачивается в средневековых замках, монастырях, церквях и часовнях, подземельях и т. п., на фоне мрачных, подчас экзотически «восточных» ландшафтов, что придает повествованию зловещий и загадочный колорит. Первооткрывателем жанра справедливо считается Х. Уолпол, автор канонического «Замка Отранто» (1765). К выдающимся образцам «готического» романа относятся «Ватек: Арабская сказка» (1782, 1787) У. Бэкфорда (1760-1844), «Роман в лесу» (1791), «Удольфские тайны» (1794) и «Итальянец» (1797) Анны Радклиф, «Монах» (1795-96) М.Г. Льюиса, «Сент-Леон» (1799) и «Мандевилл» (1817) У. Годвина и «Мельмот Скиталец» (1820) Ч. Р. Мэтьюрина. В целом же в 1764-1820-х гг. в Великобритании увидели свет сотни готических романов.
Сочетание элементов просветительства и романтизма
Элементы просветительской прозы сочетались в «готическом» романе с принципами и приемами письма, предвосхитившими романтизм. Так, от эпохи Просвещения его авторы унаследовали жесткую логику в развитии сюжета, когда следствия вытекают из причин, апелляции к разуму и здравому смыслу; колоритные жизнеподобные персонажи второго-третьего плана, дидактическую тенденцию, в согласии с которой если добродетель и не всегда торжествует, то порок непременно бывает наказан. В то же время, подчеркивая непознаваемость рока и загадочность самой природы человека, готические романисты обращались к фантастике, сверхъестественному, гиперболе в изображении чувств и в описаниях, к мистификации обыденного, к мелодраматическим эффектам и экзотическому, как у Бэкфорда или Мэтьюрина, «антуражу». Правда, элементы просветительства и романтизма сочетались у них в разной пропорции. Если в книгах Уолпола, Бэкфорда, Льюиса «удельный вес» фантастики весьма велик, а у Годвина и Мэтьюрина — значителен, то у Анны Радклиф сверхъестественное обязательно получает в итоге рациональное объяснение.
Творчество мастеров готического романа оказало заметное воздействие на прозу и поэзию английского и шире европейского романтизма, а доведенный ими до совершенства прием сюжетной тайны был успешно освоен В. Скоттом, Ч. Диккенсом, У. Коллинзом и другими писателями 19 в.
Параллели между готикой и классикой
Интересно сравнение Монтегю Саммерса в его монографии Готический поиск», где он проводит параллели между готическим романом и классическим .Он выводит два ряда знаковой символики.
Готика | Классика |
Замок | Дом или особняк |
Пещера | Беседка |
Стон | Вздох |
Великан | Отец |
Окровавленный кинжал | Веер |
Завывание ветра | Нежный бриз |
Рыцарь | Джентельмен без бакенбард |
Главная героиня, леди | Никаких изменений: женщина всегда остается женщиной |
Удар шпагой | Убийственный взгляд |
Монах | Старый слуга |
Кости, Черепа | Комплименты, сантименты |
Свеча | Лампа |
Магическая книга с пятнами крови | Письмо, орошенное слезами |
Загадочные голоса, шорохи | Редко употребляемые слова |
Таинственный обет | Тонкий намек на ухаживание |
Скользнувшее привидение | Адвокат или судья |
Ведьма | Старая экономка |
Рана | Адвокат |
Полночное убийство | Свадьба |
Из таблицы становится ясным то, что, как и в классическом романе, внутри готического романа существует определенная организация сюжета, определенные правила. Становится ясным, что это не просто «синоним варварского,хаотичного и безвкусного»,как определял готику профессор Йельского университета Уильям Лайон Фелпс в своей работе «Начало английского романтизма». Готика в целом – это взгляд на мир, способ его трактования, попытка решения проблем. Она имеет те же мотивы, что и любое другое литературное направление.