Однако, это направление не представляет собой однообразных и безликих романов. Внутри него существует ,в свою очередь, множество суб-направлений.
Одной из первых серьёзных попыток разделить готический роман категориями ужаса принадлежит Эдит Биркхэд. В её монографии «История ужаса: Исследование готического романа» эта классификация выглядит следующим образом:
- Готическийроман (The Gothic Romance)
Представители :Хорэс Уолпол, Клара Рив, Анна Летиция Барбальд, Мэри Шелли.
- Роман напряжения и необъяснимой тревоги (The Novel of Suspense)
Представители: Анна Радклиф
- Роман ужаса (TheNovelofTerror)
Представители :Мэтью Грегори Льюис, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Чарлз Мэтьюрин
- Восточнаяповестьужаса (The Oriental Tale of Terror)
Представители: УильямБекфорд
- Сатиранароманужаса (Satires on the Novel of Terror)
Представители :Джейн Остин, Томас Лав Пикок
- Короткаяповестьужаса (The Short Tale of Terror)
Представители :лорд Булвер-Литтон, Мэри Шелли.
Одной из следующих попыток классификации готических романов принадлежит профессору Девендре Варме в его работе «Готическое пламя». В качестве соединения нескольких школ он приводит роман Мельмот-скиталец, в нём он обнаруживает черты школы напряжения и необъяснимой тревоги и черты школы ужаса. В этой книге Девендра Варма выделяет три школы готического романа: Историческая готика (The Historical Gothic Tale) — Клара Рив, София Ли, Вальтер Скотт, Школа напряжения и необъяснимой тревоги (The School of Terror) — Анна Радклиф, Школа ужаса (или шауэр-романтик) (The School of Horror) — У.Годвин.
Многие исследователи сходятся на том, что одними из главных элементов готических романов являются:
- замок, либо какие-либо старинные развалины (пассивный элемент, вокруг которого разворачивается действие романа);
- готический злодей (активный элемент).
Некоторое отношение к готике, как к литературному жанру, имеют произведения, написанные в жанре Чёрный юмор, а также, получивший широкое распространение в XVIII—XIX вв. Святочный рассказ.
Выдающийся знаток жанра Монтегю Саммерс в книге «Потусторонний омнибус» выделяет следующие типы описываемых в литературе сверхъестественных явлений: потусторонние силы и посещение со злой целью, явление призрака и странная болезнь, загробные появления, живые мертвецы, возвращение из могилы, исполнение клятвы, неупокоенная душа, загадочное предначертание. Каждому из этих явлений отведена своя роль в сюжетной линии готического романа.
Людей всегда привлекала возможность пережить ураган чувств(страха, ожидания, негодования), но не проходя при этом никаких тяжелых жизненных ситуаций. Готический роман давал им все это т.к. готический роман — произведение, основанное, прежде всего, на приятном ощущении ужаса читателя. Тут был и страх, и риск, и облегчение, и все это в кресле читателя. Это можно сравнить с наркотическими веществами, которые дают острые, порой жестокие ощущения, но именно этим и притягивают. И Готический роман стал именно таким поставщиком острых ощущений.
Натан Дрейк, редактор журнала «Литературный досуг», так определял готический жанр:...ничто не воздействует столь сильно на человека, как готика...даже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный от каких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признаёт её власть и силу.
Итак, люди гонятся за страстями, готическая проза издается, вот тут и начинается подъем направления.
Готика как новый стиль
Моду на «готику» ввел Уолпол, причем как в литературе, так и в жизни: построив по своему проекту особняк в готическом стиле недалеко от Лондона. «Замок Отранто» (с подзаголовком «Готическая повесть») был издан как якобы перевод сочинения итальянца Онуфрио Муральто, каноника. Сюжет мотивирован предысторией действующих лиц. Вассал отравил князя Альфонсо Доброго и обманом завладел его княжеством и замком. Согласно пророчеству, отнятое вернется к потомкам Альфонсо, когда самому ему станет тесно в стенах замка. Но предыстория раскрывается лишь на последних страницах, поэтому описанное воспринимается не как исполнение пророчества, а как игра слепого рока, сопровождающаяся сверхъестественными манифестациями: является скелет в монашеской рясе, с неба падает и убивает человека огромный черный шлем, каменная статуя источает капли крови, портрет сходит с картины и удаляется из комнаты, замок рушится, погребая злодея, а из развалин восстает громадный призрак убитого князя и объявляет законного наследника. Весьма впечатляюще выписан сам замок с непременными для средневековой готики атрибутами, включая жуткое подземелье, тщательно изображены ритуалы и обычаи средних веков.
Основные произведения ,созданные на рубеже XVIII и XIX веков
В центре произведения — демоническая, «байроническая» личность (романы «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли, «Итальянец» А. Радклиф, «Мельмот Скиталец» Ч. Р. Мэтьюрина).
В самом деле, практически всегда в центре готического романа присутствует какая-то сильная ,противоречивая личность, стоящая между этим миром и миром потусторонним. Как правило, этот персонаж обладает определенными сакральными знаниями, в том числе и эзотерическими, позволяющими проникать и находится «по ту сторону» добра и зла, света и тьмы.
Две рассматриваемые нами книги так же входят в число тех произведений, где центральной фигурой является некая мифическая личность, Доктор Джон Ди, занимающаяся так называемыми «темными искусствами» в т.ч. и алхимией.
Произведения, продолжающие эстетику готического романа, появлялись и позже (сочинения Эдгара По, в период модернизма — Оскара Уайльда, «Дракула» Брэма Стокера и др.). Под влиянием жанра находились и знаменитые писатели XIX века: Чарльз Диккенс («Тайна Эдвина Друда», 1870), Р.Л. Стивенсон («Доктор Джекилл и Мистер Хайд», 1886), Генри Джеймс («Поворот винта», 1898), Артур Мэйкен. Брэм Стокер утвердил вампирское влияние на готические романы своим романом Дракула, где наиболее детально и чётко, в то время, описывалась жизнь вампиров.
В дальнейшем, вампирская линия в готическом направлении сложилась в отдельный жанр- вампирский роман. Этот жанр стал чрезвычайно популярен в дальнейшем ,благодаря многочисленным экранизациям произведений Стокера ,Олшеври и т.д. На волне моды многие авторы пробовали себя в создании вампирских романов, в том числе и Стивен Кинг( «Салемские Вампиры») , основной специализацией которого являются все-таки ужасы, а не вампирские хроники. В настоящее время самыми популярными писателями, работающими в этом жанре, можно назвать Энн Райс, Поппи Брайт, Лорел Гамильтон и ,конечно же, Стефании Майер с ее нашумевшей трилогией( « Сумерки. Новолуние. Солнце Полуночи.»).
Готическая литература и литература ужасов в XX веке
В XX веке от «готического» жанра отпочковалась «литература ужасов» (Блэквуд, Лавкрафт, Блох, Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился жанр Dark Fantasy. Широкое распространение в XIX—XX вв. получили различные сборники и антологии. Одним из первых можно выделить сборник рассказов Анны Лемойн «Дикие розы», подобные сборники положили начало книгам формата чепбук (англ. Chapbook — недорогое издание карманного формата). В число наиболее популярных можно отнести выходивший с 1847 года лондонский 1000-страничный сериал «Вампир Варни, или Кровавое пиршество». Каждая глава этого произведения представляла собой отдельную книгу — восемь страниц печатного текста (всего вышло 220 таких книг).
Поклонники готической литературы несколько расширили её изначальное определение, но основные её черты и поныне остаются теми же.
И в настоящее время, помимо «классических готических сюжетов» можно выделить такие тематики, как:
- вампиры
- темные параллельные миры(относится к разновидностям darkfantasy)
- ужасы
- детская готическая проза (ужастики,например)
- паранормальные явления ( неординарные способности, конец света, потусторонние силы, вмешивающиеся в мир людей)
- восточная готическая традиция
- парапсихологический роман
Чтобы сегодня употреблять термин «готика» нужно быть очень осторожным."Готика" - слово с очень сильной и неоднозначной, более того - чрезвычайно перегруженной исторической памятью. Оно - из тех понятий, которыми стоило бы пользоваться с большой аккуратностью. Для данной курсовой работы интересно быть мнение Д. Хапаевой , которая в своей книге «Готическое общество: Морфология кошмара» приравнивает современное общество к понятию «готика». Более того, она смело вводит новый термин «готическое общество».Почитатели европейского Средневековья, - говорит она, - забывают о том, что слово "готический" нагружено многообразными смыслами. Правильно, оно отсылает к началам европейской культуры [скорее уж к ее глубокой середине, ну да ладно. - О.Б.], но в нем уже скрываются готы - разрушители античной цивилизации. <...> Готика была прочитана как альтернатива Просвещению в эпоху предромантизма, поскольку просветители считали ее синонимом варварства, невежества и мракобесия" "(2). И неспроста считали: "Именно готика, продолжая все ту же полемическую тему в европейской культуре, была избрана символом немецкого фашизма""(3).
Но, похоже, как говорит рецензент работы Хапаевой Ольга Балла, именно благодаря своей эмоциональной заряженности понятие как раз и устраивает автора. Она точно так же выбирает из смыслового комплекса "готики" устраивающие ее смыслы, пренебрегая всеми остальными, - как это, предположительно, делают (разве что с обратным знаком) порицаемые ею "почитатели европейского Средневековья""(4). Главное - те самые, скрывающиеся в глубине понятия, страшные "готы - разрушители европейской цивилизации.
Еще один интересный факт. «Готика» как историческое понятие никогда не существовало. С самого начала готика существовала как конструкт, как опять же говорит Ольга Балла в рецензии.