Смекни!
smekni.com

Алхимический сюжет в готическом романе. Питер Акройд "Дом Доктора Ди" (стр. 5 из 8)

Следующий момент –научный. Возобновляется интерес к алхимии. Проводится очень много исследований , пишется много научных работ. Алхимия вновь становится востребованной- и как наука, и как источник сюжетов для произведений.

Нами были рассмотрены возможные причины подъема интереса к готическим произведениям и алхимии. В следующей главе мы рассмотрим как это происходит в конкретном произведении.

Глава 2

Итак ситуация с возвратом интереса к готике в нашем обществе накаляется. Попробуем теперь рассмотреть как это отражается у авторов, работающих в этой тематике на примере книги Питера Акройда «Дом Доктора Ди» и понять возможные причины такой популярности готического романа и возврата к алхимии.

Для начала следует сказать немного о самом авторе, чтобы стало понятно как он вообще пришел к написания данного романа.

Питер Акройд родился 5 октября 1949 года в Лондоне.

В 1971 году получил степень магистра в Кембриджском университете, затем два года провел в Йельском университете. По возвращении на родину он работал редактором в «The Spectator», а в 1986 году стал сотрудничать с лондонской «Times», где публиковались его книжные обзоры.

Свой путь в литературе Питер Акройда начинал с поэзии: в 1973 году вышел его дебютный поэтический сборник «London Lickpenny», затем «Сельская жизнь» (1978), «Развлечения Перли» (1987).

Известность писателю принесли романы «Большой лондонский пожар» (1982), «Хоксмур» (1985), «Чаттертон» (1987), «Первый свет» (1989), «Английская музыка» (1992), «Дом доктора Ди» (1993), «Дэн Лено и Голем из Лаймхауса, или Процесс Элизабет Кри» (1995) и литературно-биографические книги о Т. Чаттертоне, Ч. Диккенсе, О. Уайльде, Т.С. Элиоте, У. Блейке, Т. Море.

Акройду принадлежит несколько объемных историко-топографических книг, в том числе «Лондон», «Темза».

На самом деле, Акройд, работая над своими произведениями, всегда ориентируется на реальные исторические факты. Так или иначе, все его произведения имеют под собой историческую подоплеку. Важное место среди многочисленных произведений занимает жизнеописание его великого соотечественника Уильяма Шекспира. Изданную в 2005 году биографию, как и иные книги, написанные Акройдом об Англии и англичанах разных эпох, отличает глубочайшее знание истории и культуры страны.

Что интересно, практически сюжеты Акройда вертятся вокруг одной значимой географической точки- Лондон. Причем, речь сейчас идет не только о художественных произведениях (например, Лондонские сочинители / The Lambs of London (2004), Большой лондонский пожар / The Great Fire of London (1982) и т.д.), но также и о документальной прозе (Dickens' London: An Imaginative (1987), London: The Biography (2000)[6], Thames: Sacred River (2007)[7]

Акройд воспринимает город как кладезь мистических тайн, загадок, которые можно и нужно раскрывать, что он пытается делать в своих книгах.

И роман «Дом Доктора Ди» не является исключением. В нем действия разворачиваются так же В Лондоне,вокруг дома, который достался главному герою в наследство от него Джона Ди. Старый Лондон, в котором жил сам Ди и новый ,в котором живет его пращур, переплетаются настолько, что порой трудно сказать – то ли это книга о судьбе человека (Доктора Ди, собственно), то ли о городе и его перерождениях, то ли это философская притча о поиске, находке и добродетели путем познания вечного через алхимическое учение.

На самом деле, все эти вещи неразрывны. Дело в том, что Джон Ди- это не авторская выдумка. Такой человек реально существовал и не где-то ,а вЛондоне.

Джон Ди, (англ. John Dee; 13 июля 1527, Тауэр Уард, Лондон, Англия — 26 марта 1609, Мортлэйк, Лондон, Англия) — английский математик, географ, астроном и астролог . Считается,что он внес большой вклад в изучение герметического учения , для которого основой служат такие науки, как алхимия ,астрология и теургия. Другие известные последователи герметики- Джордано Бруно, Фулканелли , Парацельс, Алистер Кроули.

Как сообщает Wikipedia, Джон Ди был единственный сыном Роланда Ди, торговца тканями, занимавшего также незначительный пост при дворе. Семья Ди имела валлийское происхождение; фамилия Ди происходит от валл. du «чёрный».

С 1535 посещал школу в Чельмсфорде, Эссекс; в ноябре 1542 поступил в кэмбриджский Сэйнт-Джон Колледж, где изучал латынь, древнегреческий, философию, геометрию, арифметику и астрономию. По утверждению биографов, Ди отдавал занятиям по 18 часов в сутки, оставляя себе лишь 4 часа на сон и 2 часа на приём пищи. Главной его страстью была математика. Также увлекался механикой, интересовался картографией и навигацией.

В 1546 году Ди занялся астрономическими наблюдениями и составлением астрологических прогнозов. В том же году Ди получил степень бакалавра и стал членом совета колледжа. В декабре Ди вошёл в совет новосозданного Тринити Колледжа, вскоре ставшего самым крупным из колледжей Кембриджа.

Будучи недовольным научной атмосферой в Англии, Ди в 1548—1551 отправился в путешествие по Европе. 24 июня 1548 он прибыл в Лувен, где находился один из крупнейших католических университетов Европы. Там Ди работал в сотрудничестве с Геммой Фризиусом и Герардом Меркатором. Последний вскоре стал его близким другом, Меркатор и Ди вместе конструировали новые модели Вселенной. В Лувене Ди написал два трактата по астрономии.

В 1550 Ди совершил поездку в Брюссель для знакомства и обмена опытом с тамошними математиками. По-видимому, именно в это время он познакомился и подружился с Педро Нуньесом. В том же году Ди отправился в Париж, где читал лекции по Началам Эвклида. Несмотря на молодой возраст, Ди показал себя блестящим лектором. Его выступления пользовались огромной популярностью. В следующем, 1551 году Ди получил предложение занять в Париже должность профессора математики, но ответил отказом.

Вернувшись в Англию, Ди в феврале 1552 поступил на службу к графу Пемброку, а в конце того же года — к герцогу Нортумберлендскому. На службе у последнего он написал трактат о приливах. В том же году Ди познакомился в Лондоне с Джероламо Кардано: Ди и Кардано вместе занимались проблемой вечного двигателя, а также изучением драгоценного камня, якобы имевшего волшебные свойства.

В 1553, после прихода к власти католички Марии Тюдор, в Англии начались репрессии против протестантов. В августе был арестован отец Джона, Роланд Ди. Вскоре он был отпущен на свободу, но его финансовые сбережения были конфискованы. Значительное наследство, которое позволило бы Ди до конца жизни посвятить себя научным изысканиям, не заботясь о пропитании, было потеряно.

Несмотря на серьёзные финансовые трудности, Ди в 1554 отказался от предложения занять должность профессора математики в Оксфордском университете. Причиной отказа послужило недовольство Ди системой образования в Англии, в которой, по его мнению, слишком большой упор делался на преподавание риторики и грамматики (вместе с логикой составлявших академический тривиум) в ущерб более сложным искусствам квадривиума (арифметика, геометрия, музыка и астрономия).

28 мая 1555 Ди был арестован «за вычисления» — в ту пору занятия математикой рассматривались обществом как нечто, близкое к колдовству. Возможно, имелись ввиду гороскопы, составленные Ди для Марии Тюдор и принцессы Елизаветы. Вскоре Ди было предъявлено также обвинение в государственной измене. Ди предстал перед судом Звёздной палаты и сумел оправдаться. Однако вместо освобождения он был направлен к радикально настроенному католическому епископу Боннеру для религиозного допроса. Ди, протестант по убеждениям, сумел оправдаться и на этот раз и в августе, после трёх месяцев заключения, был освобождён . Более того, через некоторое время он стал товарищем «кровавого Боннера». После ареста Ди потерял свои источники дохода; примерно в то же время скончался его отец, не оставив сыну практически никакого наследства. К тому же, теперь Ди приходилось скрывать своё вероисповедание. Ди всячески дистанцировался от конфликта католиков и протестантов и, судя по всему, был вполне лоялен католическому режиму, подвергшему его суду. Существует однако версия, согласно которой Ди действовал как шпион протестантов при дворе. Неприятности с властью преследовали Ди всю его жизнь.

15 января 1556 Ди представил Марии Тюдор захватывающий план учреждения Королевской библиотеки, в которой предполагалось собрать все важные книги по всем отраслям знания. План Ди был отвергнут, и вместо этого учёный принялся за составление личной библиотеки в своём доме в Мортлейке. Несмотря на финансовые затруднения, Ди увлечённо собирал научные труды по всей Европе. Его библиотека, уже при его жизни ставшая крупнейшей в Англии, привлекала многих учёных того времени и превратилась в крупнейший научный центр за пределами университетских стен.

В 1558 году после смерти Марии I Тюдор на престол вступила Елизавета Английская, восстановившая в Англии протестантизм. Ди быстро оказался в фаворе у новой королевы, что довольно-таки странно, учитывая его сотрудничество с прежним режимом (отсюда предположение о шпионской миссии Ди). Елизавета сделала Ди своим личным астрологом и советником в делах науки; Ди сам назначил наиболее благоприятную дату коронации Елизаветы на основании составленного им гороскопа.

В 1561 году дополнил и расширил «Основы искусств» — знаменитую книгу по математике Роберта Рекорда. В 1564 подтвердил свой статус «великого волшебника», издав свою самую известную и амбициозную книгу по Каббале и геометрической магии, озаглавленную Monas hieroglyphica (Иероглифическая Монада), в том же году поселился в Мортлейке (неподалёку от Ричмонда), его дом превратился в неформальную академию для поклонников герметизма елизаветинских времён. Здесь были комнаты для хранения научных приборов, помещения для проживания студентов и библиотека, занимавшая около 5 комнат. Библиотека Джона Ди охватывала всё Возрождение и являлась одной из самых больших научных библиотек Англии. В 1570 году написал предисловие к английскому переводу Евклида. В 1576 году вместе с Мартином Фробишером пересёк Атлантику в поисках легендарного северного пути на Восток. В 1577 году была издана его книга «Искусство навигации», в которой выступал за создание постоянно действующего британского флота. В 1582 году Джон знакомится с Эдвардом Келли, преступником и шарлатаном, который, притворившись знатоком оккультных наук[источник не указан 287 дней], обманул Джона. Келли сотрудничал с Ди 6 лет, до 1589 года, навсегда разрушив образ Ди как великого мага эпохи Возрождения и оставив несмываемое пятно на его биографии[источник не указан 287 дней]. В 1583 году реформировал для Англии юлианский календарь и отправился на континент. В 1584 жил в Праге под покровительством Рудольфа II, императора Священной Римской империи, интересовавшегося герметикой, в 1585 посетил Краков, где объяснил принципы герметической магии королю Польши, в 1586 вернулся в Прагу.