Смекни!
smekni.com

Алхимический сюжет в готическом романе. Питер Акройд "Дом Доктора Ди" (стр. 7 из 8)

Но не стоит, безусловно, идеализировать образ Доктора Джона Ди. Помимо, познаний в метафизической сфере , он любит припить вино ,покутить даже, не всегда должным образом обращается с женой. Не говоря уже о том, что он находится в постоянном контакте с «темным миром» духов и субстанций, враждебных человеку. Между тем, этот образ неизбежно вызывает сочувствие . Его считают то шарлатаном, то величайшим ученым, его притесняют, обвиняют в еретичестве, сажают в тюрьму и т.д. И даже когда мы узнаем, что он создает гомункулусов, самовоспроизводящихся каждые тридцать лет, все равно на уровне самоуспокоения хочется сказать себе, что это «на благо науки». Этот эффект создается за счет печального образа Доктора Ди, «мученика науки», каким описывает его Акройд. На протяжении описания всей его жизни он нам представляется как жертва обстоятельств, которые и сделали его таким.

Совершенно по другому обстоят дела с Эдвардом Келли.

В «Альманахе непознанного» говорится следующее : «В сфере оккультных наук можно найти много таинственных фигур, однако в елизаветинской Англии мало кто мог сравниться с Эдвардом Келли, выходцем из простонародья, который был медиумом, помогавшим доктору Джону Ди в его магических опытах. В попытках вступить в контакт с высшими духами, или ангелами, они пользовались методикой, впервые описанной алхимиком Корнелием Агриппой в его классическом труде «Оккультная философия».

Полагают, что Келли родился в Вустере 1 августа 1555 г. и недолгое время учился в Оксфорде под именем Эдварда Тэлбота. Почему он скрывался под псевдонимом, неизвестно. По слухам, он постоянно ходил в черной ермолке, так как в наказание за подлог ему отрезали уши. Ко времени встречи с Джоном Ди 10 марта 1582 г. он уже успел прославиться как медиум и некромант, т.е. чародей, способный вызывать души мертвых.

Глядя в магический кристалл, Келли призывал духов заклинаниями на замысловатом тайном языке. Он утверждал, что может видеть и слышать духов, и служил посредником Джону Ди, который задавал им вопросы. Сторонники Ди считали, что Келли дурачит доверчивого астролога. Однако, что касается сотрудничества Келли и Ди, многое остается неясным.

Благодаря славе оккультистов и алхимиков Ди и Келли много ездили по Европе. Но разрыв был неизбежен. Ди решил вернуться в Англию, а Келли продолжал странствовать по континенту, суля тем, кто ему верил, золото и эликсир вечной жизни, якобы открытый в Гластонберийском аббатстве в Англии с помощью ангелов.

В Праге полубезумный император Рудольф II сначала произвел Келли в рыцари за его успехи в алхимии, а позже, не дождавшись обещанных результатов, посадил в тюрьму. В 1593 г. Келли скончался после падения с большой высоты при попытке сбежать из заточения.»

Здесь упоминается ,что Келли дурачит Ди. Это же и происходит в самой книге «Дом Доктора Ди». Доброжелатели пытаются предупредить Ди, но он не верит клевете. Этим ,как раз, и пользуется Келли , добиваясь своих целей. Для него ничего не стоит «идти по головам», использовать славу и ум Ди. Дело в том, что связывает он себя с алхимией исходя из отличных от Ди целей. Среди Англо-говорящих историков у него создался образ историка-шарлатана. Авантюрист по натуре ,он увлекается алхимией не как способом познать бытие, а как способом отхватить куш. Тот же самый философский камень он видит не как ответы на все вопросы( Ди), а как дар вечной жизни. Автор показывает нам какими как , шагая по одной и той же дороге, можно мечтать о разных вещах.

Из герметической философии Ди вынес представление о том, что человек потенциально способен обрести божественную силу. Но Джон отдавал себе отчет в том, на какие жертвы нужно идти , чтобы эту божественную силу обрести. Келли знал, что с таким профи как Джон Ди ему нечего бояться .В сущности, ему нечего было и терять.

Автор делает упор на зеркальность этих двух персонажей не зря .На их примере мы можем убедиться, что не каждый ,кто захочет быть властелином реальности сможет этого добиться. Но на самом деле, если читать между строк, можно увидеть интересный момент. Несмотря на то, что автор показывает нам таких разных людей, делающих одно и то же ,но разными способами , он ,в сущности, доказывает нам, что никто не сможет этим властелином стать. Какую бы дорогу не выбирали люди , какими бы принципами не руководствовались, высшие силы не обманешь. Даже если вступишь с ним в контакт. Даже если ,как это может сначала показаться, договоришься. И все же, всегда нужно оставаться человечным, как бы намекает нам Акройд. Судьба развела Ди и Келли , но у каждого за спиной есть опыт .Оба сели в тюрьму .Но что они будут помнить? Одни и те же события, но один поступал в них благородно, другой нет. А в результате- пустота.

Более того, в книге даже можно наблюдать некий сарказм на тему выхода человека на «другой слой реальности». Во все времена люди пытались выйти на этот уровень, узреть новое, истинное, вечное. Делалось это с помощью какой- либо субстанции или вещества. Это несмотря на то, что считается, в том числе и самим Ди считалось, что человек может сам достигнуть этого .Во времена алхимиков это был мифический философский камень, дарующий вечную жизнь, во времена декаданса это был абсент, уносящий тебя «в другие миры» ,сейчас это наркотики. Вот и получается, что алхимия и современность очень даже связаны. Все идет из одного желания –управлять миром, быть его Королем. Для современного общества это характерно как никогда.

Вывод

Таким образом, на примере рассмотренной книги мы выявили несколько очень важных моментов. Для начала роман можно считать напутствием. В наше время, когда вновь вспыхнул интерес к необъяснимому , к потустороннему эта книга как никогда является актуальной. С новой силой человек пытается заглянуть в «тот мир», вновь пытается стать Властелином и Ведающим Истину Мироздания. Вновь ничего не боится. И « Дом Доктора Ди» ,возможно, был написан, чтобы человек остановился в своих желаниях , понял к чему это может привести. Ведь не зря сейчас существует достаточное количество книг и фильмов , которые описывая попытки человека взять верх над природой , показывают, в результате, тщетность этих усилий. Многие «мыслители» уже сейчас начали предостерегать общество от подобных ошибок. «Дом Доктора Ди» относится к их числу.

А так же ,как говорилось, книга служит обзором книг, посвященных алхимии и смежных наук. Так автор еще и дает возможность тем, кто в наше время заинтересовался этой темой, так как она стала популярной, познакомиться с научно-фактическим ее аспектом, не только с мифологическим.


Заключение

Итак, мы рассматривали причины популярности готического романа и , в частности, алхимии . Этот тема на самом деле является актуальной, поэтому исследование ее было очень важной составляющей для того, чтобы исследовать состояние современной литературы вообще. Данная научная работа может служить хорошим толчком для таких исследований.

Итак, причин для популярности готического романа и концепта алхимии в современном обществе существует несколько.

Во-первых, состояние самого общества. Оно концептуально напоминает готическое общество Эпохи Просвещения ,где готика, ее «нечеловеческим» была прочитана как альтернатива Философии Просвещения с человеком в ее центре. Кроме того, по мнению Дины Хапаевой , современное общество отражает ситуацию грядущего варварства, а, по сути , уже наступившего. Напомним, что готика считалась « варварством» ,опять же, во времена Эпохи Просвещения. В этом случае становится ясным почему готика стала символом фашизма. А сегодня, когда обстановка в мире настолько накалена , когда мы невольно становится свидетелями насилия и упадка ценностей, нельзя не задуматься о том, что общество действительно можно назвать « варварским».

Следующая причина возвращение к готике как стилю и ,в частности, к литературному направлению – возвращение к прежним идеалам. Это относится к возвращению идеалов красоты(например моды на подражание вампирам « красные губы, бледная кожа, выкрашенные черные волосы» ),а так же моделям поведения ( например, виктизм ) .

Так же у авторов в их произведениях находит свое место запрос людей на «готические» потребностей – потребностей «дешевых чувственных удовольствий, развлечений»( «cheapthrills»). Связано это с тем, что ритм сейчас очень напряженный, ненормированный, каждый день состоит из целого списка проблем. Таким образом, через готическую литературу люди и пытаются уйти в «другие миры», чтобы забыть реальные проблемы и погрузиться в воображаемые, которые потом так или иначе , но разрешаются автором произведения.

Следующий момент –научный. Возобновляется интерес к алхимии. Проводится очень много исследований , пишется много научных работ. Алхимия вновь становится востребованной- и как наука, и как источник сюжетов для произведений.

Нами были рассмотрены возможные причины подъема интереса к готическим произведениям и алхимии.

На примере рассмотренной книги мы выявили несколько очень важных моментов. Для начала роман можно считать напутствием. В наше время, когда вновь вспыхнул интерес к необъяснимому , к потустороннему эта книга как никогда является актуальной. С новой силой человек пытается заглянуть в «тот мир», вновь пытается стать Властелином и Ведающим Истину Мироздания. Вновь ничего не боится. И « Дом Доктора Ди» ,возможно, был написан, чтобы человек остановился в своих желаниях , понял к чему это может привести. Ведь не зря сейчас существует достаточное количество книг и фильмов , которые описывая попытки человека взять верх над природой , показывают, в результате, тщетность этих усилий. Многие «мыслители» уже сейчас начали предостерегать общество от подобных ошибок. «Дом Доктора Ди» относится к их числу.