Оглавление
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Говорят, что мода возвращается. Чтобы быть модным в наше время нужно копировать стиль жизни наших бабушек. И это касается не только стиля в одежде, черно-белых фотографий и виниловых пластинок. Не только ,так сказать, внешних атрибутов. Вкусы тоже возвращаются и начинают жить своей жизнью. Это касается и литературы, в том числе. Ситуация в обществе, безусловно, имеет свойство отражаться на литературе; в том или ином направлении. Следовательно, возвращение каких-либо идеалов ведет к возобновлению интереса к тому или иному направлению. Например, идеал женской красоты. До рубежа 19-20х веков считалось, что женщина должна быть похожа на пташку. В эпоху декаданса[1] возник новый идеал- женщина должна быть похожа на змею своим образом. Сейчас вновь идет возвращение к этому идеалу , отсюда субкультура «готов», например. Готические идеалы вообще стали очень популярными. Мы можем наблюдать некий возврат к эпохе декаданса, когда людей интересовало все нечеловеческое, темное, потустороннее.
Ситуация сегодня , в сущности ,напоминает ситуацию конца девятнадцатого века, эпоху декаданса, упадка. Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 1880-х и начала 1890-х гг. Писатели-декаденты были особенно популярны после революции 1905.
Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д. Это мы и можем наблюдать в современном искусстве.
Наиболее яркими представителями декадентства за рубежом являлись Оскар Уайльд, Ш. Бодлер, Мария Корелли, П. Верлен, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской , Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.
Сегодня декадентское движение процветает.В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи», который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка. Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён. В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики. Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия» .
Тот факт, что готика проникает во все сферы общества, развивается и функционирует так успешно, как первые писатели-декаденты могли только мечтать, еще раз доказывает актуальность данной научной работы.
К декадентам себя относят и многие музыкальные группы, особенно представители готик-рока, дарквэйва и т.п. стилей. Декадансом своё творчество называют группы Агата Кристи, Dead Can Dance, "Бостонское чаепитие", "Кабаре Безумного Пьеро" и др.
Связанный с желанием прикоснуться к тайнам мироздания, к «той стороне» ,интерес, приводит нас к алхимии. Действительно, все больше и больше авторов в наше время возвращается к этой тематике в рамках готического романа. Все больше фильмов про волшебников и адептов алхимии снимает Голливуд. Ролевики [2] играют в известных всем Мерлина, Гарри Поттера и Фату Моргану. В данной научной работе мы рассмотрим причину внезапно вспыхнувшей популярности готического романа, а конкретнее алхимического готического романа.
Цель работы- выявить тенденции, влияющие на такую популярность, посмотреть как именно и где они влияют. Исследование проводится на базе теоретических положений, статей и книг авторов, уже ранее занимавшихся исследованием данной темы, выводов. Также в практической части берется роман Питера Акройда «Дом Доктора ди» , как произведение, в сюжете своем основанное, на жизни Джона Ди, великого алхимика и мага. Исследования книги, относящейся к тематике данной научной работы является важным моментом для объяснения причины популярности использования темы алхимии в художественных произведениях.
Данная работа является очень актуальной. Актуальность ее обуславливается ,как уже говорилось раньше, большим количеством авторов, обращающихся к жанру готического романа, и, в частности, к концепту алхимии.
Среди первых авторов , обратившихся к этой теме можно назвать Гете, Густава Майринка, Умберто Эко, Говард Лавкравт , Джон Р.Р. Толкиен.
На данный момент в этой сфере работают: Пауло Коэльо, Джоан Роулинг, Питер Акройд, Филипп Пулман и т.д.
Для рассмотрения проблематики мы так же возьмем книгу Хапаевой «Готическое общество», которая рассматривает причину возвращения общества к готическому.
Среди других источников интересными и важными для нас являются :Камилла Палья « Декадентское искусство», «Всеобщая история искусств, Т.2, М., "Искусство", Монтегю Саммерс «Потусторонний Омнибус» и другие.
Сама история алхимии уходит своими корнями в глубокую древность. Создателем этого тайного искусства считается Гермес Трисмегист (Гермес трижды Великий), имя которого многие связывают с самим античным богом Гермесом ,а также с египетским богом Тотом[4]. Хранителями же тайного учения считаются многочисленные адепты-тамплиеры, масоны, розенкрейцеры, оккультисты. Многие из них жертвовали своим богатством, здоровьем, а порой и жизнью, без устали работая в библиотеках, тщетно смешивая сомнительные порошки и зелья, чтобы приблизиться к разгадке тайны вечной жизни. Разочарование, нищета и безвременная смерть- вот что стало уделом большинства из них на пути сотворения философского камня, «первосвещенства», объединяющего в себе все основные стихии. Считалось, что с помощью этого компонента ,обязательного для процесса трансмутации, возможно было превращать обычные металлы в драгоценные, излечивать болезни и продлевать и жизнь.
Согласно алхимической доктрине, в природе не существует простых и однородных объектов, так как все объекты подвержены "текучести", обусловленной всеобщностью разветвленных вегетативных связей. Момент осознанной индивидуальности, момент соответствия объекта своему имени расплывается под влиянием внешних притяжений и отталкиваний. Неделимости, постоянства, высокой степени сопротивляемости -- одним словом, всего, что дает гармоническое соединение составляющих частей, -- нельзя добиться с помощью взятых из внешнего мира учений о гармонических комбинациях.Алхимики, опираясь на древние знания, верили, что Бог создал этот мир из некой «энергии» («первоматерии»). Причем эта первоматерия одинакова для всего : минералов, растений, животных, людей. Тот или иной минерал, то или иное живое существо получается из Богом созданной программы ( сейчас бы ее назвали кодом ДНК).