Смекни!
smekni.com

Особенности сетевой литературы (стр. 6 из 7)

Развитие жанра ВЛИ Е. Горный определяет как в большей мере экстенсивное. Действительно, новых моделей конструирования не возникает. Инновацией можно считать проект Максима Кононенко ("mparker") "Владимир Владимирович Путинтм", который, начавшись в ЖЖ, продолжает свою жизнь на НТВ (в передачах также весьма знаменитого - в прошлом - блоггера и "диссидента" Глеба Павловского, ныне, апологета режима). Ироническое (но в целом доброжелательное) изображение президента и его окружения, ежедневные комментарии на злободневные события – художественный проект, который ранее не имел аналогов в развитии жанра.

Отметим, что именно в рамках блогосферы (и в первую очередь "ЖЖ") реализовался пелевинский проект "Generation Ж", появилось громадное по составу и весьма разнообразное по социальным и стилевым характеристикам сообщество, отличающееся высокой степенью связанности.

Это сообщество и легитимировало своей практикой ВЛИ. В то же время ВЛИ не является чисто художественным жанром, сетература породила весьма разнообразные его разновидности. Возможность анонимного построения ВЛИ, предоставленная сетевым сообществом, в Рунете была связана с непосредственной активностью и литературных персонажей (прямым их действием) и реализацией характеристик литературной игры и мистификации, и виды новых риторических практик. Такое развитие жанра подстегивалось процессами подражания и соперничества.

Можно согласиться с Е. Горным, который считает, что динамика жанров в Рунете описывается моделью литературной эволюции, Каждая новая волна сетевого творчества имеет тенденцию к отрицанию своих непосредственных предшественников и к использованию в качестве образца более далеких прототипов. Порождение новых здесь жанров, пишет Е. Горный, "строится на сдвиге функций старых конструктивных элементов. Введение новых элементов и функций, которые черпаются из резервуара культуры – ещё один источник развития жанра".

Как общий итог этих обсуждений можно сказать, что Интернет превращается (при всех видимых парадоксах его развития) в хороший инструмент для поиска талантливых авторов, в полигон для "срастания" традиций и новаций в жанровом художественно-риторическом творчестве. И хочется воскликнуть Пишите и творите побольше – для того, чтобы наша, человеческая память – в рамках постоянно изменяющихся жанровых художественно-стилистических систем, - могла вырабатывать всё более функциональные ресурсы для вхождения рассмотренных выше видов творческой деятельности в новую жизнь.

Электронные библиотеки

Электронные библиотеки содержат огромное число произведений классической литературы, фантастики, современной прозы и поэзии. Многие книги, доступные в сети, давно стали библиографической редкостью, а некоторые и вообще не издавались. В Интернете можно найти библиотеки, специализирующиеся на религиозной, политической, технической литературе, а также сетевые версии литературных журналов.

Самое известное собрание электронных текстов на английском языке, "Проект Гутенберг" (www.promo.net/pg), было основано в 1971 году сотрудниками Иллинойского университета. Первыми текстами в этом собрании были "Декларация независимости США", "Билль о правах", американская конституция и Библия. В дальнейшем собрание медленно пополнялось другими текстами из "золотого фонда" человеческой культуры. Тексты выбирались руководителями проекта и переводились в электронный вид добровольцами, безо всякой оплаты. Через 20 лет, к появлению Интернета, библиотека насчитывала несколько сот текстов. Интернет подарил проекту новых добровольцев, и собрание стало расти быстрее. Сегодня его емкость подбирается к трем тысячам текстов - но и это совсем немного по сравнению с тем, что задумывалось.

Лучше идут дела там, где есть финансовая поддержка. Так например, проект Internet Public Library (www.ipl.org) пользуется спонсорскими вливаниями для оплаты труда своих сотрудников. Сегодня эта библиотека насчитывает около 12 тысяч текстов разного характера и может считаться относительно популярной.

Совершенно иную картину мы видим в русском секторе Интернета. Собрания текстов в нем возникали абсолютно спонтанно, безо всякого плана, без распоряжений сверху и без финансовых вложений. Причина этого кроется в тоталитарной предыстории. Все слышали о "самиздате" 70-х и 80-х годов, когда определенная литература выпускалась энтузиастами за свой счет при помощи подручных средств. Это литература далеко не всегда была официально запрещенной - в самодельных распечатках часто ходили тексты, которые уже были где-то опубликованы. Дело в том, что в отсутствие рыночных механизмов тираж книги редко соответствовал реальному спросу на нее. Как следствие, возникал книжный дефицит, который и пытались возместить энтузиасты самиздата. С распространением компьютерной техники эта практика становилась все более и более широкой. Чуть ли не каждый второй программист держал в своих директориях те или иные художественные тексты, которые отсутствовали в книжных магазинах и библиотеках.

Поэтому, когда на Интернете начали появляться первые русские страницы, накопленное на самиздатовских дисках богатство стало переноситься в Сеть. К 1994 году уже имелось несколько страниц с коллекциями русскоязычных текстов, слабо связанных между собой. Постепенно из их числа выделился сайт, который поддерживал московский программист Максим Мошков - он выгодно отличался не столько количеством текстовых файлов, сколько внятным подходом к проблемам формата и кодировки, а также своей готовностью пополняться новыми произведениями. Популярность сайта стала неуклонно расти, читатели присылали все новые и новые тексты - и в конце концов "Библиотека Максима Мошкова" (lib.ru) превратилась в один из самых знаменитых, объемных и посещаемых сайтов на всем русском Интернете.

Сегодня библиотека содержит 28 тысяч текстовых файлов общей емкостью в 1300 мегабайт. По количеству текстов она в десять раз превосходит "Проект Гутенберг" с его тридцатилетней историей и в два с половиной - Internet Public Library с ее солидной финансовой базой. В разных точках России, стран СНГ и дальнего зарубежья существует 35 зеркал этого сайта. Все исследователи отмечают поистине всенародный размах любви к библиотеке Мошкова. Мало какой литературный сайт может похвастать популярностью таких масштабов.

Одной лишь любовью к чтению, свойственной русской культурной традиции, это явление не объяснить. Важнее здесь то, что эта библиотека создавалась, по сути, самими читателями - поэтому ее наполнение как нельзя лучше отвечает художественным вкусам тех социальных слоев, из которых состоит читательская масса сегодняшнего русского Интернета.

На ранних этапах своего развития русский Интернет ("Рунет", как его иногда называют) в основном состоял из людей, профессионально близких к компьютеру - программистов, инженеров, ученых и т.д. Эта тенденция сильна и по сей день, несмотря на приход в Сеть значительного числа гуманитариев. Такой расклад, конечно же, накладывает свой отпечаток на выбор произведений для сетевой публикации. При знакомстве с библиотекой Мошкова поражает, например, обилие текстов в жанре научной фантастики - не говоря уже о компьютерных руководствах. Классическая же литература представлена там в довольно незначительном количестве, заметно уступая литературе современной.

Литературные сетевые обозрения и веб-страницы известных литераторов

Литературные обозрения

Увеличение числа персональных страниц и публикуемых на них произведений поставило русский Интернет перед новыми проблемами. С одной стороны, выросла писательская конкуренция - авторам стало гораздо труднее заявить о себе и привлечь к своей странице читателей.

С другой же стороны, читатель тоже терялся в океане незнакомых имен и часто не мог найти произведений, отвечающих его вкусам и запросам. Все необходимее становилось структурирование литературного пространства, то есть жанровое размежевание, подборки, рейтинги, критические обзоры, институты экспертной оценки - все то, что позволяло бы читателю сориентироваться, а автору - выйти на своего читателя. Литературные обозрения призваны были решить эту проблему.

Собственно литературных обозрений в отечественном сегменте Сети не так много.Здесь можно найти взвешенные обозрения Сергея Костырко в рамках "Книжной полки" на сайте "Инфоарт". Обозрения выходят с 1997 года и представлены как "современная русская литература в зеркале текущей критики; хроника литературной жизни". Вот некоторые заголовки критических заметок: "Событие: о романе Михаила Бутова "Свобода"; "Майя Кучерская в "Волге"; "Финал премии Аполлона Григорьева 1999 года"; "О романе С. Василенко "Дурочка".Обозрения Макса Фрая. Калейдоскопический набор всевозможных литературных, культурных и околокультурных новостей и комментариев, сгруппированных в таких, например, рубриках: "Свежий фрайбургер", "Чертова дюжина Макса Фрая", "Все рейтинги", "Архив новостей", "Черствые фрайбургеры", "Что почитать", "Гостиная", "Безумное чаепитие", "Чужие здесь не ходят".

Веб-страницы известных литераторов

Владислав Крапивин. В начале 1998 года страница известного писателя размещена на сервере "Русская фантастика". Редактор - Константин Гришин стремится наиболее полно отразить творчество Владислава Петровича и собрать все материалы о нем. В настоящее время разыскиваются любые заметки, рецензии, статьи, опубликованные в книгах и периодических изданиях; отсутствующие в фонде редакции художественные произведения Крапивина и иллюстрации к его книгам; материалы, касающиеся экранизаций произведений писателя.

Николай Коляда. Один из наиболее интересных сайтов в Сети, разработан Александром Свенцыцким в рамках ранее упоминавшегося проекта "ART - калейдоскоп". В оформлении использованы работы художника Владимира Кравцева. Рубрики: "Биография", "Пьесы", "Критика о Коляде", "Ученики", "Фотогалерея ", "Библиография", "Коляда в Интернет", "Новости от Коляды". Творчество учеников драматурга также подробно представлено в рамках сайта Н. Коляды.Вячеслав Курицын. Этот литератор "новой волны", не сходящий со страниц литературных журналов также смог реализовать себя и в Интернете. Теперь его отклики на литературную злобу дня появляются на персональных веб-страницах "Курицын-викли" и "Курицын-дэйли". Разнокалиберные сведения о самом Курицыне можно почерпнуть на веб-странице "Кто такой Курицын".Сергей Лукьяненко. Страница молодого русского фантаста размещена на сервере "Русская фантастика". Разделы: "Об авторе", "Библиография", "Список произведений", "Планы на будущее", "Фотографии", "Интервью", "Объявления", "Конкурсы", "Рецензии", "Иллюстрации" и другие.