Новаторство Мольера заключается в первую очередь в том, что он изобразил Дон Жуана как своего современника, со всеми характерными пороками молодого дворянина XVII века. «Гений художника – писал Г.Н. Бояджиев о Мольере - это способность глубоко, полно и художественно выразить характерные черты своего века»[20].
Уверенный в своем привилегированном положении, а вследствие этого – в безнаказанности, Дон Жуан соблазняет всех понравившихся женщин, губит чужие семьи, норовит развратить каждого, с кем имеет дело: от собственного слуги Сганареля до встречного нищего. Он полностью лишен моральных принципов, причем он осознает и даже бравирует этим, цинично рассуждая о женщинах, о своем отце и т.д. Герой Мольера лицемерен и, опять же, не считает это чем-то неправильным, ведь «в наше время лицемерие имеет громадные преимущества». Как и многие молодые дворяне XVII века, Дон Жуан живет в долг, который он уже давно не платит и не собирается платить.
С другой стороны, герой не лишен и некоторых положительных черт. Он красноречив, смел, способен на благородные поступки и неглупые рассуждения. Впрочем, внешне соответствуя образу утонченного дворянина, он доказывает совершенно обратное своими поступками – не зря же в попытке усовестить сына Дон Лукас постоянно напоминает ему о дворянской чести.
«У всех предшественников Мольера (кроме Тирсо де Молины) Дон-Жуан – либо чудовище, либо карикатура, либо марионетка; - писал А.А. Смирнов, - у Мольера он – живой, гибкий, глубоко реалистичный образ»[21]. Действительно, сохраняя все традиционные черты знаменитого героя, Мольер сумел создать разносторонний, выходящий за четкие рамки классицизма образ, которые отразил как общечеловеческие пороки, так и характерные черты дворянского общества XVII века.
Библиография
1. Бордонов, Ж. Мольер. – М.: Искусство, 1983. – 415 с.
2. Бояджиев, Г. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М., 1967.
3. Булгаков, М.А. Жизнь господина де Мольера. – М.: Молодая гвардия, 1991.- 224 с.
4. История зарубежной литературы XVII. / Под ред. М.В. Разумовской. – М.: Высшая школа, 2001. с. 114-117.
5. История французской литературы: \учебник для фил. спец. вузов / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. – М.: Высшая школа, 1987. – с. 179-180.
6. Кисин Б. Дон-Жуан // Литературная энциклопедия в 11 т., т. 3. – М., 1929-1939.
7. Литературная энциклопедия. Т. 2. — 1929.
8. Луков, В.А., Черноземова Е.И. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. – М.: Наука, 2004.
9. Мокульский, С.С. Мольер // Литературная энциклопедия в 11т., т. 7. – М., 1929-1939.
10. Мольер «Дон Жуан, или Каменный гость»/ Комедии, М., 1978
11. Нусинов, И. М. Вековые образы. М., 1937.
12. Нусинов, И.М. История литературного героя. – М., 1958.
13. Пронкевич, О. Дон Хуан сквозь призму национального мифа // Слово и время. – 2003. - №4. – с. 56-62.
14. Смирнов, А.А. Из истории западноевропейской литературы: Образ Дон Жуана у Мольера. – М., Л.: Художественная литература, 1965. с. 276-292.
15. Штейн, А.Л. На вершинах мировой литературы / А. Штейн – М.: Художественная литература, 1977.
[1] Литературная энциклопедия. Т. 2. — 1929
[2] Нусинов И. М. Вековые образы. М., 1937
[3] Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера. - М.: Молодая гвардия, 1991.
[4] Фриче В.М.
[5] Мольер «Дон Жуан, или Каменный гость»/ Комедии, М., 1978, с. 88
[6] Мольер «Дон Жуан, или Каменный гость»/ Комедии, М., 1978, с. 90
[7] Там же, с. 122
[8] Там же, с. 121
[9]. Мольер «Дон Жуан, или Каменный гость»/ Комедии, М., 1978 , с.90.
[10] Там же, с. 92.
[11] Там же, с. 100.
[12] Мольер «Дон Жуан, или Каменный гость»/ Комедии, М., 1978, с. 108
[13]Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. - М.: Просвещение, 1988. С. 134.
[14] Мольер «Дон Жуан, или Каменный гость»/ Комедии, М., 1978, с. 110
[15] Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы: Образ Дон Жуана у Мольера. – М., Л.: Художественная литература, 1965. с. 281.
[16] История зарубежной литературы XVII века. / Под ред. М.В. Разумовской. – М.: Высшая школа, 2001. С. 115.
[17] Мольер «Дон Жуан, или Каменный гость»/ Комедии, М., 1978, с. 91
[18] Там же, с.126
[19] Цит. по статье «Превращения Дон Жуана» о спектакле «Дон Жуан» в городе Горьком // Горьковская правда, 26 июля 1977г.
[20] Бояджиев Г.Н. Гений Мольера // Мольер ПСС в 4-х т.т. - М., 1965-67. Т. 1. С.27
[21] Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы: Образ Дон Жуана у Мольера. – М., Л.: Художественная литература, 1965. С. 291.