Трансцендентализм был территориально связан с Конкордом, маленьким городком в Новой Англии, который расположен в 32 км к западу от Бостона. Конкорд стал первой сельской колонией художников и писателей. Именно здесь возникла духовная и культурная альтернатива американскому материализму. Это было место, где люди вели возвышенные разговоры, но жили просто и скромно. Можно условно считать, что общество трансценденталистов образовалось в 1836 г. В разное время в него входили: Эмерсон, Торо, Фуллер, Чаннинг, Бронсон Олкотт, священник Орестес Браунсон, аболиционист и проповедник Теодор Паркер, а также Э. Дикинсон, уроженка Новой Англии, где и образовалось общество трансценденталистов.
В отличие от многих европейских групп, трансценденталисты никогда не выпускали никаких манифестов. Они настаивали на том, что все люди обладают своей индивидуальностью, и эта индивидуальность неповторима. Американские трансценденталисты довели радикальный индивидуализм до крайности. Писатели Америки часто считали себя одинокими исследователями человеческого общества.
Все это не могло не импонировать свободомыслящей Э. Дикинсон, писавшей: «Прекрасно, что каждый – Дух сам по себе, как птица». С идеями трансцендеталистов она знакомилась исподволь и невзначай, читая книги, беседуя с братом, учившимся в Гарварде. Эмерсон был ее кумиром не только как автор «Природы», но и как поэт. Эмерсон, в частности, считал, что Вселенская Душа, несмотря на свою трансцендентность, постоянно "перетекает" в природный мир, наполняя его красотой и содержанием. Именно в умении взглянуть на мир обновленным взглядом, взглядом, способным узреть в материальном мире проблески "духа", и заключается основная задача человека, особенно человека творческого. Именно поэтическое художественное восприятие, когда с природы сдувается пыль обыденности и она (по выражению Дикинсон) кажется наполненной привидениями", помогает воспринимать мир одухотворенным, осмысленным и прекрасным (SplittheLark– andyou’llfindtheMusic"Вскройте Жаворонка! Там Музыка скрыта…). Особым талантом поэта является способность увидеть "возвышенное в простом", увидеть "дух" в таких обыденных вещах, как трава, речка, вечерний закат. Близость к природе, что проповедовал Торо в «Уолдене», была и ее идеалом. Таким образом, уже в то время природа становится одной из основных тем творчества Э. Дикинсон.
Испытывая влияние трансценденталистов, Э. Дикинсон унаследовала теоретический интерес к природе. Трансценденталисты обожествляли природу, наделяли её духовной силой, писали о слиянии с природой, что необходимо и благотворно для развития личности. Рассматривая человека как часть природы, Эмили Дикинсон одевает его в платье из самого чистого снега (речь идет о достойном человеке):
Why, I have lost, the people know
Who dressed in frocks of purest snow"
Она подчеркивает духовное единение человека с природой.
Творчество американской поэтессы Эмили Дикинсон (1830-1886) как поэтессы позднего американского романтизма более столетия известно широкой американской читательской аудитории. Последние десятилетия оно привлекает все больше внимания и в нашей стране.
1.2 Основные периоды жизни и творчества Э. Дикинсон
1.2.1 Краткая биография Э. Дикинсон
Биография Эмили Дикинсон по сей день таит в себе немало загадок. Внешне это будничная, однообразная жизнь, в которой почти нет событий. Дочь адвоката, служившего казначеем амхерстского колледжа, Дикинсон посвятила себя заботам о доме, и немногочисленные гости этого дома долгое время не догадывались, что она пишет стихи. Замкнутость отличала ее с юности, и внутреннее одиночество оказалось уделом Эмили Дикинсон на всю жизнь.
Родилась 10 декабря 1830 года в Амхерсте (штат Массачусетс), никогда не покидала родного города. Живя вдали от культурных центров, не была знакома ни с кем из известных писателей своего времени. Близкие отношения сохраняла только с несколькими друзьями и многочисленными родственниками. До 25 лет вела жизнь, типичную для молодой девушки ее времени. Замуж не выходила и, по обычаю старых дев, постепенно отдалилась от общества.
Начиная с 20-летнего возраста, то есть с 1850 года - и до тех пор, пока не Эмили не перестала писать, у нее накопилось 1775 стихотворений, а опубликовала она при жизни - всего семь, пять из них - в газете "Спрингфилд Рипабликан", у редактора мистера Холланда. Учеба в женской семинарии (г. Холиоук, штат Массачусетс), а затем в академии родного города (основателем которой был ее дедушка, а отец - с 1835 по 1872 г - казначеем) - учеба не превратила Эмили в набожную девушку, перебирающую в уме лик Бога, словно лица женихов. Эмили видела один лишь ореол и шла на его свет.
Первым, дошедшим до нас словом будущего поэта, было слово, связанное с природой. Это слово «огонь». Когда во время прогулки в экипаже началась гроза, двухлетняя Эмили, впервые в жизни увидевшая такое впечатляющее явление природы как молния, воскликнула: «Огонь!» Небесный огонь, не преминула бы уточнить взрослая Эмили, - огонь, который сродни закатам. Все связанное с небом как частью природы станет навсегда притягательным для нее. Не удивительно, что любимым предметом Э. Дикинсон, судя по многим ее стихам с упоминанием самых разных экзотических мест планеты ( AlittleEastofJordan– восточней Иордана, ImmortalAlps– бессмертные Альпы, empressofCalvary– императрица Голгофы, Vesuvianface– лик Везувия, polarAir– полярная мгла, Mediterraneanintonations– Средиземные моря, mailfromTunis– почта из Туниса, tomakeaprairie– создать прерию), была география.
Любовь к природе проявилась у Эмили еще с детства, когда она возилась с насекомыми и перебирала цветы в саду. Уже тогда она видела не только красоту природы, но и пыталась изучить ее с помощью науки, пристально изучая устройство цветов и жизнь бабочек и пчел.
В 1862 году Эмили Дикинсон пишет письмо пастору Томасу Хиггинсу, человеку, занимающемуся литературой. Он признает в Эмили оригинальные поэтические способности, но советует не печататься. С 1862 года Эмили на предложения друзей опубликовать ее стихи отвечает неизменным отказом.
К 1860-м годам Дикинсон стала почти затворницей, а после 1870-х годов и вовсе не покидала дом. Вероятно, такую форму приняло у нее стремление всякого художника к уединению, поскольку именно тогда она всерьез посвятила себя поэзии. Нельзя исключать и того, что в ее отказе от мирской суеты были элементы религиозного отшельничества. Единственным из литераторов, с кем она поддерживала отношения, был писатель и критик Т. У. Хиггинсон.
В 1874 году умирает отец Эмили. В 1878 году Эмили посещает вторая - на этот раз разделенная любовь - к Отису Лорду, другу ее отца. В 1882 году умирают ее мать и Уодсвурт, в 1884 - Отис Лорд.
Больше всего стихотворений (800) Эмили Дикинсон написала за период гражданской войны (1861-1865): словно живой цветок, она собирала на себе наэлектризованный войной воздух, а потом отряхивала его, и он превращался в стихи.
Потом стихи пошли на убыль, но вся жизнь ее была построена по законам высшей гармонии. Об этом говорит переписка тех лет, в которой Эмили предстает как натура страстная, остроумная, утонченная.
Эмили Дикинсон умерла в мае 1886 года, в том же доме, что и родилась.
Лишь трое людей сумели установить с нею душевный контакт, и каждый оставил свой след в ее творчестве. Один из них помогал ее отцу Эдварду Дикинсону в судейских делах и познакомил семнадцатилетнюю студентку духовной семинарии с литературой середины века, в которой ее особенно привлекли романы сестер Бронте. Другой был священник пресвитерианской церкви, семейный немолодой человек, к которому, по предположениям исследователей, обращена любовная лирика Э. Дикинсон. И, наконец, с 1860 г. ее другом, постоянным корреспондентом и редактором стихотворений стал бостонский литератор Т. Хиггинсон (1823—1911), человек, в какой-то мере связывавший амхерстскую затворницу с интеллектуальной и литературной жизнью эпохи.
1.2.2 Творчество Э. Дикинсон. Тема природы в поэзии Э. Дикинсон
Творчество Э. Дикинсон 1850-80-х годов заключает эстетические принципы и ценности романтического искусства, воплощенные в непривычной для эпохи новаторской форме.
Первые публикации стихов Э. Дикинсон стали появляться только в 1890-х годах, после ее смерти. Читатели и литературные критики конца XIX - начала XX века видели в стихах Э. Дикинсон лишь нетипичное для современной литературы новаторство: ее резко критиковали за «фрагментарное» изложение мысли, за «неправильные» рифмы. Внимание к ее поэзии возрастало пропорционально популярности поэтики и эстетики модернизма в американской литературе.
В первой значимой статье о Э. Дикинсон, Т.У. Хиггинсон, хотя и недооценивавший ее новаторство, отметил «яркость и объективность картин», созданных в ее стихах, «внутреннее содержание» ее природных образов и поразительное сходство с Блейком.
В 1891 году появилась анонимная статья в "Scribner's Magazine", где были затронуты вопросы экспериментальной формы стихов Дикинсон.
Издатель первых сборников стихов Э. Дикинсон М.Л.Тодд, была автором нескольких статей, основанных на сведениях, доставленных сестрой поэтессы, и на собственном недолгом знакомстве с ней. Помимо интересных сравнений поэзии Дикинсон с современной ей английской женской поэзией (Э.Бронте, Э.Б.Браунинг, К.Россетти), Тодд находит в ее стихах нечто общее с картинами европейских импрессионистов, музыкой Вагнера.
Одни критики считали, что, в противоположность Кольриджу, Э. Дикинсон утверждает господство формы над содержанием; другие же, напротив, упрекали ее в чрезмерном интеллектуализме. Фрагментарность стиля и мысли поэтессы была непривычна и приводила порой к полному непониманию ее стихов.
В целом, в критике конца XIX века существовало две точки зрения на поэзию Э. Дикинсон: с одной стороны, ее объявляли дилетантской, с другой -восторгались ее оригинальностью.