Смекни!
smekni.com

Сверхповести Хлебникова (стр. 2 из 2)

Судьба его близка судьбе многих пророков. Вначале люди, собравшиеся слушать Зангези, готовы поверить ему, они ждут нового пророка. Увидев Зангези, они спрашивают: «Он спасительный круг, брошенный с неба?» Слушатели быстро проникаются его учением и прославляют нового учителя: «Он божественно врет. Он врет, как соловей ночью». Люди готовы идти за новым пророком: «Мы – верующие, мы ждем. Наши очи, наши души – пол твоим шагам, неведомый». Но Зангези читает еще одну проповедь, и люди пугаются: «Боги улетели, испуганные мощью наших голосов. К худу или к добру?» Зангези продолжает свое дело, и вот уже ученики кричат: «Зангези! Что-нибудь земное! Довольно неба! Грянь „камаринскую“! Мыслитель, скажи что-нибудь веселенькое. Толпа хочет веселого. Что поделаешь – время послеобеденное». Но Хлебников-Зангези не мог услаждать толпу, не мог «грянуть камаринскую», и толпа уже готова от слов перейти к делу: «Будет! Будет! Довольно! Соленым огурцом в Зангези! Ты что-нибудь мужественное! Поджечь его!» Но Зангези не прекращает проповеди. И вот – закономерный финал. Двое читают газету: «Как? Зангези умер! Мало того, зарезался бритвой… Поводом было уничтожение рукописей злостными негодяями с большим подбородком и чавкающей парой губ». Но эта развязка сверхповести оказывается ложной. Появляется сам Зангези и говорит: «Зангези жив. Это была неумная шутка».[10]

Как уже было сказано, плоскости по смыслу соответствуют Большим Арканам Таро. Это еще раз доказывает, что установкой Хлебникова было создать «Зангези» как своего рода сакральный текст. Ведь эти карты служат не только для гадания. Для оккультистов каждый из Больших Арканов Таро есть шаг на пути к Посвящению. По их мнению, тот, кто прочитает Книгу Тота, к которой восходят эти карты, до конца, обретет бессмертие. И в последней плоскости сверхповести есть намек на победу над смертью. Зангези оказывается жив, несмотря на то что в газетах сказано, будто он «зарезался бритвой» .[11]

Мечта о бессмертии человека получает здесь свое отражение.

Суть сверхповестей заключается во все-жанровости и сверх-жанровости. На смысловом уровне это проявляется в свободном сочетании всевозможных традиций, как рационально - «классицистических" так и мифологических.

В сверхповестях, как во многих других произведениях Хлебникова, мы находим особое смешение стилей: парадоксальная логика соседствует с горечью неприятия тогдашнего общества, юмор – с патетикой. Безудержная фантазия – ведущая черта его поэтической системы.

Хлебников в своих сверхповестях — наблюдается расширение не только границ жанра, но и совершенно иное построение текста — «монтажное, а не последовательное». По замечанию М. Полякова, Хлебников осуществил мечту немецких романтиков об универсальном жанре, всеохватывающем жизнь в ее земном и космическом измерении. Основной художественный принцип построения «сверхповести» — прием немотивированного сдвига, смещения — временного, сюжетного, стилистического (ирония, трагедия, гротеск, игра слов).[12]

Хлебников, как единственный в своём роде будетлянин, самобытный русский футурист, живший в эпоху безвременья искал новые формы выражения. Он поразительно умел сочетать запросы ожидаемого им будущего с какой-то дремучей архаикой, близкой и родной русскому человеку. Разумеется как форма литературного произведения, его жанр тоже попадали в сферу его эксперимента.

писатель авангард хлебников сверхповесть


[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/Сверхповесть

[2] Хлебников В.В. Творения. Сост., подгот. текста и комментарии В. П. Григорьева и А. Е. Парниса. М.: Советский писатель, 1987. С. 473.

[3] Якобсон Р.О. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: Подступы к Хлебникову // Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911—1998). М., 2000. С. 41

[4] Хенрик Баран. "Сверхповесть" Хлебникова "Дети Выдры" (об одной архивной находке)// Независимый филологический журнал, № 75 , 2005.

[5] Лукьянова Ольга. Сверхповести и сверхпоэмы В. Хлебникова: «Дети Выдры», «Война в мышеловке», «Азы из Узы», «Зангези». 2009.

[6] Дуганов Р. В. Велимир Хлебников: Природа творчества. М., 1990. С. 135.

[7] Хлебников В.В. Творения. Сост., подгот. текста и комментарии В. П. Григорьева и А. Е. Парниса. М.: Советский писатель, 1987. С 696.

[8] Хлебников В.В. Творения. Сост., подгот. текста и комментарии В. П. Григорьева и А. Е. Парниса. М.: Советский писатель, 1987. С 604.

[9] Хлебников В.В. Творения. Сост., подгот. текста и комментарии В. П. Григорьева и А. Е. Парниса. М.: Советский писатель, 1987. С 617.

[10] Старкина С. В. Велимир Хлебников. М: Молодая гвардия, 2007, С. 34.

[11] Хлебников В.В. Творения. Сост., подгот. текста и комментарии В. П. Григорьева и А. Е. Парниса. М.: Советский писатель, 1987. С. 504.

[12] Кравец В. Миф об Украине у В. Хлебникова // Поэзия русского и украинского авангарда: История, этика, традиции (1910 – 1990 гг.): Тезисы всесоюзной научной конференции. – Херсон, 1990. С. 61.