1. Stop — остановить клип. Может использоваться очень широко: от одиночного воспроизведения звукового эффекта, до остановки последовательности из цепочки клипов, В этом случае клип с действием Stop будет последним в цепочке.
2. Play Again — воспроизвести заново (действие для логического зацикливания). Например, используя соотношение шансов А:В, можно запрограммировать два действия Play Again и Stop, тогда клип после запуска будет останавливаться через случайный промежуток времени.
3. Previous – воспроизвести предыдущие клип (из верхнего соседнего слота).
Действие, которое вместе с действием Next позволяет организовать цикл из двух со седних клипов.
4. Next — воспроизвести следующий клип из нижнего соседнего слота. Нижний клип программируется на действие Previous, а верхний — на Next, получается клиповый цикл Previous/Next. Тогда клипы автоматически попеременно запускаются (перед запуском или остановкой соответствующие кнопки начинают мигать).
5. First – воспроизвести первый клип из цепочки данного трека. Удобное действие для организации цикла из цепочки клипов. Последний клип в цепочке программируется на переход к первому клипу (действие First), а остальные клипы на переход к следующему (действие Next).
6. Last — воспроизвести последний клип из цепочки данного трека. Это действие позволяет организовать переход к последнему клипу цепочки с любого клипа. Например, для того, чтобы при запуске определенного клипа с действием Last перейти на последний клип, который в свою очередь запрограммирован на действие Stop или локальный цикл Previous/ Next с соседним клипом.
7. Any – выполнить любое действие из списка (для организации цикла со случайными переходами или остановками).
Вышеперечисленные действия позволяют победить монотонность луповой музыки. Таким образом, в Ableton Live совсем несложно запрограммировать алгоритм неповторяющихся комбинаций клипов.
Sample Box содержит мощные инструменты виртуального редактирования клипа. Warp Controls — “эластичное аудио”. Отключенный режим Warping уместен для сэмплов, неимеющих конкретной ритмической структуры. Например: отдельные звуки ударных (percussion hits), атмосферы, звуковые эффекты, слова, фразы и т. п. Напротив, для сэмплов с четкой ритмической структурой, а также законченных музыкальных фрагментов, режим Warping должен быть включен. Режим Warping обеспечит синхронизацию материала с текущим темпом проекта. Диапазон изменения темпа в Ableton Live : от 20 до 999 долей в минуту (bpm). Чтобы понять, как работает алгоритм “эластичного” аудио, нужно представить себе сэмпл в виде резины. Другими словами, сэмпл можно растягивать или сжимать. Причем растягивать/сжимать можно как любую часть сэмпла, так и несколько частей одного сэмпла. При этом автоматически сохранится синхронизация. “Эластичный” сэмпл легко привести в соответствие музыкальной сетке буквально “по нотам”. В поле Orig. BPM отображается темп сэмпла, который вычислила программа. Этот вычисленный темп (результат интеллектуального алгоритма) — так называемое предположение Ableton Live. Чаще всего предположения программы верны и не требуют корректировки.
Так как же подогнать “эластичный” сэмпл к музыкальной сетке? Для этого в Ableton Live предусмотрены два типа маркеров Grid Marker (маркер сетки), отображающий метр (метрономное время), и Warp Marker (маркер деформации), предназначенный для сжатия/растяжения семплов. По умолчанию сэмпл автоматически получает два Warp-маркера: в начале и в конце (маркеры 1 и 2 помечены в программе зеленым цветом). Если луп требует простой подгонки по темпу, то достаточно подвинуть финальный Warp- маркер (при этом вместе с ним сместится маркер Clip/Loop Region, отвечающий за область цикла). Анализ темпа программа выполняет на основе этих двух Warp-маркеров. Смещая Warp-маркеры, можно растягивать/сжимать сэмплы. Если между Warp-маркерами относительно небольшое расстояние, то сэмпл растянут во времени, и наоборот.
Чтобы в этом убедиться, достаточно проследить за скоростью движения курсора при воспроизведении сэмпла. В секции Track Status Display отображаются параметры лупа: слева от вращающегося круга находится число повторов (начиная с момента запуска), а справа — длина лупа в долях (beats). Если клип запускается однократно (не в цикле), то вместо круга отображается прямоугольник.
Список Warp Mode содержит режимы функции деформации сэмпла во времени. Режим Beats предпочтителен для барабанных лупов или другого материала с четко выраженной ритмической структурой. Форма звуковой волны таких семплов отличается более-менее выраженными моментами атаки. Режим Beats имеет всего один параметр настройки — Transient Resolution (разрешение переходного процесса). Под переходным процессом понимается фрагмент ритмической структуры семпла с отно сительно резким изменением амплитуды. Используется оптимизированная технология гранулирования сэмпла, которая призвана сохранить начало каждой атаки в сэмпле без искажений. В этом алгоритме Ableton Live делает предположения относительно моментов переходных процессов на основе заданного разрешения Transient Resolution. Параметр Transient Resolution имеет диапазон значений от Ваr (такт) до 1/32. Если ритмическая активность сэмпла приближается к пульсации длительностей восьмых нот то лучше установить Transient Resolution в 1/8. Для некоторых семплов может подойти установка Transient Resolution в Bar. Режим Tones оптимизирован для звуков с выраженной высотой тона. Например, для вокала, одноголосных инструментов или басовых партий. Параметр Grain Size нужно настраивать экспериментально. Больший размер Grain Size позволяет избежать артефактов для более сложных звуков, например, партий состоящих из двух и более голосов. Режим Texture оптимизирован для звуковых текстур: сложных полифонических партий, шумов, атмосфер. Помимо параметра Grain Size появился параметр Flux, который вносит случайность в процесс. Большие значения Flux соответствуют большему внесению случайности. В режиме Re-Pitch сэмпл как бы воспроизводится с измененной скоростью (меняется высота тона). Ускорение в два раза вызывает транспонирование на октаву вверх. В режиме Re-Pitch регуляторы Detune и Transpose не оказывают никакого влияния на звук.
Чтобы запустить режим цикла, кнопка Loop должна быть активна. Зацикливать можно только Warped-клипы. В одноименные поля вводятся четыре параметра: Start, End, Length (длина) и Offset (смещение). При вводе числовых данных, маркер Clip/Loop Region ограничивает регион в соответствии с числами, также позиционируется и маркер Loop Offset — точка смещения старта. Смещение маркера Loop Offset вызывает автоматический перезапуск клипа.
Переключатель Start/Pos обеспечивает два режима управления маркером Clip/ Loop Region. В положении Start смещается только стартовая граница маркера при изменении значений в поле Start. В положении pgs смещается весь маркер Clip/ Loop Region. Кнопки со стрелками Show Loop Start. Show Loop End, Show Loop и Show Loop Offset предназначены, соответственно, для быстрого перехода к стартовой и конечной точкам лупа, быстрому изменения масштаба под размер лупа, а так же переходу к маркеру смещения Loop Offset. Управление высотой тона и уровнем клипа (Pitch and Gain). Высотой тона клипа можно управлять с помощью регулятора Transpose. Дискретность шага — один полутон. Дополнительный регулятор Detune обеспечивает тонкую подстройку в центах (сотых долях полутона). Движок Dip Gain предназначен для виртуального изменения гром кости клипа в дБ.
К Ableton Live можно подключить внешний звуковой редактор. Если такая настройка произведена, то клип автоматически загружается в звуковой редактор. Эта операция требует остановки воспроизведения. Если длина сэмпла после редактирования не изменилась, то набор Warp-маркеров сохранится без изменений.
Функция реверсирования вызывается кнопкой Reverse. В первый раз эта операция выполняется в оффлайн режиме с созданием реверсивной копии исходного сэмпла. В дальнейшем кнопка Reverse просто переназначает ссылку содержимого слота на оригинал или копию без деструктивного пересчета.
Функция сохранения настроек клипа. Кнопка Save сохраняет текущие настройки клипа (те же позиции Warp-маркеров, режим деформации и т. д.) в файл ASO как настройки по умолчанию для данного сэмпла. При последующей загрузке этого же сэмпла автоматически восстановятся текущие настройки. Можно сказать, что функция Save Default Clip позволяет сохранить виртуальный объект Live, сэмпл и виртуальные настройки.
Если кнопка High Quality Interpolation (Hi-Q) нажата, то Ableton Live использует более качественный режим преобразования частоты дискретизации. Этот режим дополнительно загружает процессор, но при этом существенно снижаются искажения, особенно на высоких частотах. Нужно отметить, что режим High Quality Interpolation не влияет на качество алгоритма растяжения/сжатия семплов. Он используется только при импорте сэмплов и изменении высоты тона.
Режим Clip Start/End Fades. За этот режим отвечает кнопка Fade. Если она нажата, то программа автоматически добавляет в начале и конце клипа короткие фейды не более 20 миллисекунд. При переключении на другой клип выполняется короткий кроссфейд. Алгоритм построен таким образом, чтобы исключить “размазывание” атаки в начале клипа и заметный на слух фейд в конце. Режим Clip Start/End Fades избавляет от щелчков на стыках клипов, поэтому отключать его без особой необходимости не следует.
В Ableton Live каждый клип может иметь индивидуальные огибающие. Под этим термином подразумеваются клиповая автоматизация, автоматизация виртуальных инструментов (загруженных в MIDI-трек) и MIDI-контроллеры MIDI-клипов. Для огибающих предусмотрена от дельная панель-редактор, который так и называется: Clip Envelope Edtor. Панель