Подробно рассмотрим список Device Chooser (выбор устройства для автоматизации).
1. Таким устройством может быть клип (Clip). Автоматизируются настройки сэмпла (например, Volume, Grain Size, Flux) или MIDI-контроллеры для MIDI-клипа. Если устройство содержит автоматизированный параметр, то само устройство и параметр помечаются красным квадратиком.
2. Плагин или виртуальный инструмент (в том числе VST-инструмент), загруженный в трек.
3. Микшер (Mixer). В этом случае мы имеем дело с клиповой автоматизацией параметров микшера, таких как громкость (Track Volume), панорама (Track Panning) и уровень посыла на трек (шину) возврата — Return-track (Send A, Send В и т. д.). Дополнительный Return-track добавляется командой Insert/Insert Return Track.
Для быстрого выбора огибающей предназначены кнопки Clip Envelope Quick-Chooser. С их помощью осуществляется быстрый доступ к тем парамет рам, которые на практике чаще всего бывают востребованы: Clip Transpose, Clip Volume и Mixer Track Panning. Кнопка Link/Unlink Envelope позволяет “отвязать” любую огибающую от клипа. Это означает, что каждая огибающая может иметь независимый от клипа локальный регион-цикл с независимой стартовой точкой. Эта функция открывает принципиально новые возможности для обработки лупов. Переход в режим Unlinked и обратно вызывает сброс огибающей. Чтобы корректно вернуться к предыдущему состоянию огибающей, нужно использовать функцию Undo.
Для рисования огибающих в Ableton Live предусмотрен специальный режим Draw. Если он активен, то на панели управления подсвечена кнопка с изображением карандаша. Если режим Draw активен, то курсор мыши в окне Envelope Editor принимает вид карандаша, которым рисуют ступенчатые огибающие.
Дискретность определяется разрешением сетки Grid Display. Сетку можно отключить с помощью кнопки Grid Display. Шаг сетки связан с масштабом отображения в окне Envelope Editor, При выключенной сетке рисуется плавная огибающая.
Рисование огибающих — это мощный инструмент для управления воспроизведением клипов. С помощью огибающих можно изменить ритмический рисунок, заглушить отдельные ноты и многое другое.
Огибающая Clip Volume может быть использована для модуляции громкости клипа. Для заглушения восьмых нот нужно установить сетку в 1/8 и использовать режим Draw , громкость заглушенной ноты должна составлять 0.00%. Для акцентирования нужно временно отключить режим Draw, сместить огибающую вниз примерно на 30-50%. Затем вернуться в режим Draw и дорисовать огибающую до 100% в местах акцентирования нот.
Автоматизация параметра Offset (смещение стартовой точки клипа) приводит к эффекту, который назван разработчиками Ableton Live “скремблированием” долей. С помощью этого приема можно получить большое количество интересных ритмических вариаций из исходного барабанного лупа, например, длиной в один такт. Параметр Offset можно автоматизировать только в режиме Warp Mode Beats. Полученный эффект зависит от разрешения Transients. Самый простой способ: включить режим Draw и сетку Grid Display с разрешением 1/4; затем нарисовать ступенчатую кривую, контролируя результат на слух и ориентируясь на форму звуковой волны клипа. Шаг сетки по вертикали составляет 1/16, то есть смещение может составлять от-8/16 до +8/16, Для некоторых семплов можно попробовать нарисовать “ступени эскалатора”. Если сетку отключить и нарисовать огибающую смещения сэмпла в произвольном времени, то получатся более разнообразные вариации. Можно отключить режим Draw, и с помощью двух точек автоматизации сформировать наклонную прямую линию. В сочетании с разрешением Transients в 1/32 это создаст эффект замедления времени.
Прием “скремблирования” долей не обязательно ограничивать только областью барабанных лупов. Он может быть полезен для любых семплов с четко выраженной ритмической структурой, на пример, для вокальных лупов.
Управлять программой Ableton Live только с помощью одной мыши неэффективно. Разработчики решили освободить пользователя от мыши и разработали для этого два режима дистанционного управления: Keyboard Remote Control (использование клавиатуры компьютера) и MIDI Remote Control (управление по MIDI, например, с MIDI- контроллера или MIDI-клавиатуры). Оба режима можно использовать для следующих элементов уп равления Ableton Live.
1. Слоты с клипами в режиме сессии (Session View). Клипы можно запускать нотами с MIDI-клавиатуры или клавишами компьютерной клавиатуры.
2. Выключатели и кнопки. Среди них – Track Activator (инверсный аналог кнопки Mute в других мультитрековых программах) и Device Activator (включение/выключение плагина или виртуального инструмента).
3. Радиокнопки, такие как кнопки на значения А- и В- кроссфейдера.
4. Элементы непрерывного (continuous) регулирования, такие как громкость, панорама и посыл виртуального микшера.
Чтобы управлять элементами интерфейса программы с помощью клавиатуры, нужно назначить клавиши на выбранные элементы. Программирование клавиш осуществляется в специальном режиме — Key Map Mode, который включается с помощью одноименной кнопки на панели управления. Все программируемые элементы управления помечаются коричневым цветом. Далее нужно выделить элемент управления щелчком мыши и нажать выбранную клавишу на клавиатуре. С этого момента клавиша запрограммирована (назначена). Чтобы снять назначение, достаточно в режиме Key Map выделить элемент интерфейса и нажать клавишу Delete или Backspace. По окончании программирования нужно не забыть выключить режим Key Map.
Ableton Live стал полноценным аудио- и MIDI-секвенсором. Если в предыдущих версиях Live интерфейс MIDI мог использоваться только для управления, то теперь MlDI-информация записывается на треки так же, как в Cubase SX, Logic и Sonar. Поэтому те клавиши MIDI-клавиатуры, которые задействованы для управления интерфейсом Ableton Live, не могут использоваться для ввода MIDI-информации. Если следовать этому простому и очевидному правилу, то в последствии не возникнет путаницы.
Разработчики Ableton Live предусмотрели вариант защиты от неправильной конфигурации программы для работы с MIDI. Режим программирования MIDI Map включается одноименной кнопкой на панели управления. Если программа неправильно сконфигурирована по MIDI то автоматически вызывается окно Preferences с вкладкой MIDI/Sync и восклицательными знаками у тех списков, где нужно выбрать MIDI-порт, Если ошибки в MIDI-конфигурации отсутствуют, то доступные для программирования элементы управления сразу же выделяются синим цветом.
Функцию MIDI Remote Control удобно использовать для управления сценами. На мастер-треке в режиме программирования MIDI Map становятся доступны четыре элемента управления: Scene Launch (запуск сцены), Scene Up (вверх на одну сцену), Scene Down (вниз на одну сцену) и Scene Select (выделить сцену). Для быстрой прокрутки сцен удобно назначить MIDI-контроллер на элемент Scene Select.
При прокрутке подсвеченная (выделенная) сцена всегда отображается на мастер-треке, а запуск сцены можно назначить на любую MIDI-клавишу или кнопку контроллера. Работа с MIDI Как мы уже не раз говорили в этой статье, Ableton Live может работать с MIDI-данными как обычный MIDI-секвенсор, MIDI-треки Ableton Live могут управлять внешними MIDI-модулями.
Кроме встроенных виртуальных инструментов (в комплект входят два ин струмента: Impulse и Simpler), можно полноценно использовать VST-инструменты с автоматизацией. Все это превращает Ableton Live в серьезный программный продукт, способный заменить Cubase или Logic для любителей луповой музыки. Так как Ableton Live специально создавался для концертов компьютерной музыки, он отличается беспрецедентной устойчивостью.
В проекте Ableton Live можно использовать стандартные MIDI-файлы с расширением MID. Выбранный MIDI-файл просто перетаскивается из окна браузера в слот MIDI-трека. Редактирование MIDI является недеструктивным. Иначе говоря, оригинальный MIDI-файл не изменяется, так как после импорта его содержимое становится частью проекта Live.
Двойной щелчок мышью в пустом слоте создает пустой MIDI-клип. Он предназначен для программирования в MIDI-редакторе, который является частью окна Clip View для MIDI- клипов.
Для пустых и импортированных MIDI-клипов в поле Grig. BPM устанавливается темп, равный темпу проекта, заданному в поле Tempo панели управления. Темп MIDI-лупа можно произвольно изменять вводом нового значения в поле Qrig. BPM. Это важный момент для экспериментирующих компьютерных музыкантов. Ableton Live разрешает каждому MIDI-клипу иметь свой темп. А это значит, что в Live гораздо легче создавать политемповую MIDl-музыку.
MIDI-редактор Ableton представляет собой такой же клавишный редактор как, например, Key Editor секвенсора Cubase. Однако разработчики учли особенности концертной эксплуатации MIDI-редактора в некоторых деталях его интерфейса. Большинство операций выполняется с помощью карандаша в режиме Draw.
1. Щелчок карандашом создает ноту длительностью в шаг сетки. Протаскиванием карандаша рисуется серия нот длительностью в шаг сетки При выключенной сетке (кнопка Grid Display) карандашом рисуется нота произвольной длительности
2. Повторный щелчок карандашом удаляет ноту (отсутствует инструмент Eraser — ластик). При выключенной сетке каран даш подрезает ноту.
3. Если нажать кнопку мыши и, удерживая ее, протащить карандаш по вертикали, можно сразу же изменить динамику
4. Если нажать и удерживать клавишу Alt, а затем навести карандаш на выбранную ноту, то можно изменить ее динамику, Разумеется, динамику можно редактировать традиционно — как в редакторе Key Editor программы Cubase SX.
5. Щелчок по соответствующей клавише виртуальной MIDI-клавиатуры выделяет все ноты одинаковой высоты.
6. Выделенные ноты можно смещать влево и вправо на шаг сетки с помощью клавиш горизонтальных стрелок, а также по высоте с помощью клавиш вертикальных стрелок. Типичная комбинация Ctr+A выделяет все ноты.
7. Копирование группы нот можно выполнить с помощью маркера Clip/Loop Region.
В интерфейсе редактора предусмотре на удобная кнопка Fold (свертка, упаковка). При ее нажатии отображаются только те строки редактора где записаны ноты . Функция Fold полезна для быстрого редактирования партии ударных и других MIDl-партий, где ноты сильно разнесены по высоте.
В Ableton Live благодаря внутренней маршрутизации существует возможность перекрестной записи с трека на трек. Например, можно перезаписать с MIDI-трека на MIDI-трек, с MIDI-трека на аудиотрек, если на MIDI-треке используется виртуальный инструмент. Рассмотрим типы перекрестной записи подробнее.