Министерство Образования и науки РФ
Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова
Кафедра «Реклама и культурология»
Курсовая работа
по дисциплине «Реклама»
на тему: «Цвет в рекламе»
Выполнила студентка группы РК-91
Е.А. Козинская
Барнаул 2010
Содержание
Введение
1. Парадигма исследования цвета
1.1 Цвет в истории
1.2 Физиология цвета
1.3 Психология цвета
1.4 Гендерный аспект в изучении цвета
1.5 Национально-культурные особенности восприятия цвета
2. Цвет в рекламе
2.1 Использование цвета в рекламе
2.2 Целевая аудитория как фактор выбора цвета
Заключение
Список литературы
В XXI веке методы исследования постоянно изменяются, вырабатываются новые стратегии, поэтому данное исследование по-прежнему не становится устаревшим. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что на данный момент существует сравнительно немного работ по психологии и систематизации цвета в рекламе. Эта работа позволяет на основе существующей литературы систематизировать знания в данной области, объясняет как от использованных цветов напрямую зависит реакция потребителя на рекламное сообщение, в чём раличия влияния цвета на мужчин и женщин, на людей разных национальностей. Цвет - это одни из самых важных аспектов, составляющих успех рекламного сообщения, и складывающие первое впечатление о товаре в умах потребителей.
Определенная значимость и недостаточная научная разработанность проблемы цвета в рекламе определяют научную новизну данной курсовой работы.
Вследствие изучения литературы, касающейся данной проблематики, было замечено, что полных и содержательных исследований по этой теме недостаточно. Основная масса источников представляет собой рекомендации для практиков рекламы и не содержит научного обоснования..
Объект исследования - реклама.
Предмет исследования – семантика цвета в рекламе.
Цель работы - проанализировать психологию и семантику цвета в рекламе и изучить её влияние на реципиента.
Задачи исследования:
1.Изучить физиологическое и психологическое влияние цвета на человека.
2.Выявить специфику использования цвета в рекламе приминительно к различным целевым аудиториям.
3. Проанализировать удачные и неудачные примеры использования цвета в рекламе.
1. Парадигма исследования цвета
1. Цвет в истории
В трактате о государственной российской символике В. Трутовский, бывший в начале 20 века хранителем Оружейной палаты, хорошо проиллюстрировал то, как происходит механизм воздействия цвета на сознание. В 1694 году Петром Первым была принята цветовая гамма флага России, в которую вошли белый, красный и синий цвета, которые по мнению Трутовского вполне соответствовали духу россиян. А вот цвета флага, утверждённые в 1858 году Александром II (чёрный, жёлтый, белый) – нет. Устоявшееся генетическое восприятия цвета у всех народов разное: черный, к примеру, всегда был на Руси цветом смирения, скорби. В славянских орнаментах и костюмах он появлялся крайне редко. Жёлтый, который ассоциировался с Солнцем, золотом, также не являлся предпочитаемым. "На Руси злато никогда не было главным металлом, - пишет автор - Она выросла на серебре ". А вот белый всегда был цветом любимым, символизирующим чистоту душевную и телесную. Истинно народным считался красный цвет, который был главенствующим. Красными были флаги, девушки из народа венчались в красных платках, им украшали домашнюю утварь. Синий цвет и его оттенки также имели широкое распространение. Это цвет небесного, религиозного, который часто сочетали с красным. В православной символике: красный - кровь Господня, белый - святые ризы, синий - небеса.
1.2 Физиология цвета
Цвет влияет через гипофиз на вегетососудистую систему человека, вызывая соответствующие эмоциональные реакции. Первое серьезное исследование в этой области провели более полувека назад психолог Карл Флехингаус и психиатр Макс Люшер. Именно они разработали доктрину физиологичности цвета и доказали, что абсолютно все люди равноадекватно воспринимают восемь основных цветов – красный, синий, желтый, зеленый, фиолетовый, коричневый, черный, серый [25,c.23].
Понятие «цвет» имеет 2 смысла: оно может относиться как к психологическому ощущению, вызванному отражениемсветаот некого объекта (оранжевыйапельсин), так и бытьоднозначной характеристикой самихисточников света(оранжевый свет). Поэтому следует заметить, что в тех случаях, когда мы хотим дать цветовуюхарактеристику источников света, некоторыхимён цветапросто «не существует» — так, нет серого,коричневого,бурогосвета.
Различный спектральный состав света может давать одинаковый отклик на зрительных рецепторах (эффектметамериицвета).
Ощущение цвета возникает вмозгепри возбуждении и торможении цветочувствительных клеток — рецепторовглазнойсетчаткичеловека или животного(колбочек). Считается (хотя на сегодняшний день так никем и не доказано), что учеловекаи приматовсуществует три вида колбочек — «красные», «зелёные» и «синие», соответственно. Светочувствительность колбочек невысока, поэтому для хорошего восприятия цвета необходима достаточнаяосвещённостьили яркость. Наиболее богаты цветовыми рецепторами центральные частисетчатки.
Каждое цветовое ощущение у человека может быть представлено в виде суммы ощущений этих трех цветов (т. н. «трёхкомпонентная теория цветовогозрения»). Установлено, чторептилии,птицыи некоторыерыбыимеют более широкую область ощущаемого оптического излучения. Они воспринимают ближнийультрафиолет(300—380нм), синюю, зелёную и красную частьспектра. При достижении необходимой для восприятия цветаяркостинаиболее высокочувствительные рецепторы сумеречного зрения — палочки — автоматически отключаются.
Субъективноевосприятиецвета зависит также от яркости и скорости её изменения (увеличения или уменьшения),адаптацииглаза к фоновому свету (см.цветовая температура), от цвета соседних объектов, наличиядальтонизмаи других объективных факторов; а также от того, к какойкультурепринадлежит данныйчеловек(способности осознанияимени цвета); и от других, ситуативных,психологическихмоментов.
Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.
Белый цвет
Ключевые значения и символика: свет, покой, безмятежность, чистота, пустота, целомудрие, девственность, сосредоточенность, отрешенность, одиночество[27,43]c..
Вызывает собой положительные ассоциации, т.к. представляется малое количество цвета.
Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий. Его фундаментальное качество – равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу).Если белого цвета много – в силу вступают его негативные характеристики.
Если выкрасить дом внутри белым – в нем будет мир, если выкрасить в белый косяки дверей – человек, входя, оставит свое зло снаружи.
Белый халат (в больнице) считается также символом спасения, стерильной чистоты. Белый цвет управляет функциями эндокринной и зрительной систем. Белый цвет осветляет, обновляет все цвета в организме, помогает убрать скованность.
Черный цвет
Ключевые значения и символика: ночь, покой, тьма, тайна, вызов, печаль, подавление.
Существует в противоположность белому, поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает.
Когда наступает депрессия, то остаются только негативные характеристики черного цвета. Он всегда, как и смерть, говорит о тишине и спокойствии, означает окончание.
Красный цвет
Ключевые значения и символика: огонь, жара, жизнь, энергия, активность, воля, борьба, страсть, агрессия. Стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, улучшает кровообращение, повышает количество красных телец в крови, увеличивает сексуальность и сексуальное влечение.
Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет (в зависимости от оттенка – способ достижения). Он всегда в движении, всегда источник энергии. Красный цвет любит быть первым, но не всегда может им быть – это зависит от разрушительных качеств. Девиз этого цвета – “пусть выживет сильнейший”. Красный цвет заставляет насторожиться при опасности, символизирует страсть, возбуждает страстность, т.е. страстно любит, страстно ненавидит и страстно верит. Таким образом, ему свойственна максимальность в чувствах.