Смекни!
smekni.com

Характеристика и патология брюшины (стр. 1 из 3)

Реферат

на тему: "Характеристика и патология брюшины"


С возрастом, вследствие реактивных процессов, в просветах люков часть последних уже в норме заполняется макрофагами либо жировой тканью. В глубокой старости у человека количество таких измененных, нефункционирующих люков особенно велико.

Барьерная функция брюшины

Различные участки брюшины обладают неодинаковой проницаемостью. В частности, брюшина матки свойственна избирательная и односторонняя проницаемость для ряда веществ в направлении из брюшной полости в кровеносные сосуды. При действии наркотиков или необычном рН среды эти особенности проницаемости исчезают, следовательно, они зависят от жизнедеятельности, точнее обменных процессов в каких-то элементах брюшины, в первую очередь в эндотелии сосудов и основном веществе (Смирнова-Замкова).

Вопреки предположениям старых авторов, мезотелий не принимает активного участия ни в образовании полостной жидкости, ни в ее обратном всасывании и не может быть приравнен к железистому или всасывающему эпителию с их специфической функцией секреции или резорбции. Полостная жидкость образуется путем ультрафильтрации из кровеносных сосудов брюшины (Д.А. Жданов). Тем не менее, мезотелию принадлежит важная роль в проницаемости брюшины, особенно для взвесей и крупномолекулярных веществ, которые проникают через него межклеточно. При действии разнообразных раздражителей как физиологических, так и патологических мезотелий проявляет биологически присущую ему тенденцию к обратимой декомплексации (И.Г. Хлопин). Между его клеточными элементами возникают вначале мелкие отверстия - "стигматы" и "стоматы", которые, укрупняясь, превращаются в "диффузные межклеточные расширения" и "большие округлые просветы". Последние превосходят по своей величине самые клетки мезотелия, который приобретает в этих условиях вид сети. По мере появления и увеличения этих отверстий, отнюдь не являющихся артефактом, проницаемость брюшины для указанных веществ резко увеличивается. По прекращении действия раздражителей отверстия исчезают, и мезотелий приобретает характер непрерывного слоя.

Общепризнанным фактом является всасывание кристаллоидов в кровеносные и лимф, сосуды брюшины, а коллоидов и взвесей только в лимф, пути (Д.А. Жданов).

Брюшина тонкой кишки, большого сальника и диафрагмы характеризуют различные типы барьеров, расположенных на пути движения жидкости как в направлении из кровеносных сосудов в брюшную полость (транссудация), так и в направлении из брюшной полости в кровеносные и лимф. сосуды брюшины. (всасывание).

Наиболее распространенным является серозногемато-лимфатическая барьер преимущественно "волокнистого" типа (брюшина желудочно-кишечного тракта, печени, матки, преобладающая часть париетальной брюшины). Он образован пятью поверхностными слоями брюшины, ее ретикулярным сплетением, эндотелием кровеносных или лимф, сосудов брюшины и сравнительно немногочисленными соединительнотканными клетками. Движение жидкости в зоне этого барьера осуществляется исключительно путем циркуляции по разветвленной системе тканевых щелей в заполняющем их основном веществе. При этом различные компоненты жидкости, как эндогенные (гемоглобин, мочевина, мочевая кислота), так и экзогенные (витальные краски) задерживаются элементами барьера, в основном адсорбируясь на огромной поверхности его волокнистых структур и только частично аккумулируются в гистиоцитах брюшины. Сама жидкость перемещается дальше и проникает в брюшную полость, если происходит транссудация из кровеносных сосудов, либо поступает в отводящие русла брюшины при всасывании полостной жидкости.

Среднее место по своей протяженности занимает серозно-гематический барьер преимущественно "клеточного" типа (большой сальник). На своем пути через этот барьер жидкость проникает сквозь густые скопления весьма реактивных клеточных элементов, расположенных между пограничной мембраной мезотелия и эндотелием кровеносных сосудов сальника. Посредством аккумуляции и фагоцитоза эти элементы задерживают различные вещества жидкости. Депонированию в сальнике микроскопических частиц и коллоидов способствует выделение его кровеносными сосудами богатого протеинами экссудата. В отличие от других участков Б. при действии даже незначительных раздражителей сальник обволакивается вязкой жидкостью, которая фиксирует приходящие в соприкосновение с ним посторонние вещества.

Наименьшую площадь брюшины занимает серозно-лимфатический барьер "редуцированного" типа, соответствующий месту расположения насасывающих люков. Вследствие перфораций в перепонках, отделяющих просветы люков от брюшной полости, и тесному прилеганию к перепонкам лимф, сосудов, последние чрезвычайно приближены здесь к полоской жидкости. На пути ее движения в просветы лимфатических сосудов по существу имеется только одна преграда - эндотелий этих сосудов, но он обладает высокой проницаемостью, таким образом, наблюдаемые в редуцированном барьере отношения противоположны тем, которые имеются в других типах барьеров брюшины.

У лабораторных животных люки имеются только в диафрагмальной брюшине. Именно здесь экспериментально введенные в брюшную полость эритроциты проникают в лимфатические сосуды и обнаруживаются далее в периферической крови. Если тем или другим путем устранить всасывающую деятельность диафрагмальной брюшины, эритроциты не поступают в лимф, сосуды и периферическую кровь. Следовательно, путь через люки - единственно возможный для всасывания из брюшной полости эритроцитов и других клеток, не обладающих собственной подвижностью.

У человека, помимо диафрагмальной брюшины, люки встречаются еще в двух местах: в брюшине прямокишечно-пузырного углубления у мужчин или в брюшине прямокишечно-маточного углубления у женщин (А.И. Брауде), а также в париетальном листке собственной влагалищной оболочки яичка (Е.В. Хайсман). Движения этих люков определяют ритмичные сокращения гладкомышечной ткани, проникающей в брюшине малого таза и брюшине париетального листка собственной влагалищной оболочки яичка.

И.М. Сеченов предвидел большую роль приспособлений подобного типа во всасывании полостной жидкости и образно называл их "лимфатическими сосалами". "По всей вероятности подобного рода лимфатические сосала, - говорил он, - будут найдены со временем и в других серозных полостях". В настоящее время это подтвердилось. Люкам принадлежит важная роль в метастазировании из брюшной полости различных опухолей. Это доказано экспериментально при введении в брюшную полость кролика сильно измельченной раковой опухоли Браун-Пирса (А.И. Рихтер), а также наблюдениями на секционном материале человека (Раевский, В.К. Белецкий). Посредством люков происходит всасывание проникших в брюшную полость микроорганизмов, грубо молекулярных фракций экссудата и излившейся крови (М.Н. Рыльцова).

При одностороннем френикоэкзерезе, наряду с сильной атрофией соответствующей половины мышцы диафрагмы, покрывающая ее брюшиной не только не становится тоньше, а обнаруживает гипертрофию и гиперплазию своих соединительнотканных пучков. "Люки", как и все лимф, русло диафрагмы, полностью сохраняются и продолжают функционировать. В этих условиях насасывающий эффект определяется так называемыми парадоксальными движениями парализованной половины диафрагмы (Н.Г. Алексеева).

Циркуляция жидкости в брюшной полости. Находящаяся в брюшной полости жидкость непрерывно обновляется благодаря параллельно идущим процессам ее транссудации и всасывания. Раньше ошибочно допускали, что эти противоположные по своему характеру процессы распределяются по всей площади брюшины равномерно, т.е. в любом ее участке одновременно происходит и транссудация, и всасывание. Однако в действительности имеются три типа по-разному дифференцированных участков брюшины: транссудирующие, всасывающие и сравнительно индифферентные в отношении полостной жидкости. Различными методами было показано, что, напр., у кролика к транссудирующим участкам относится брюшина тонких кишок и широких связок матки; к всасывающим - брюшина диафрагмы и слепой кишки; к индифферентным - брюшина желудка и передней стенки живота и т.д.

В связи с этим жидкость перемещается от транссудирующих участков к всасывающим. Каких-либо определенных путей ее движения в брюшной полости не существует, т.к. она непрерывно перемешивается на своем пути, благодаря перистальтике кишечника, движениям внутренностей и сокращением мускулатуры брюшного пресса. Введенные в брюшную полость инородные тела распространяются в направлении этой циркуляции и только частично захватываются сальником, клетками экссудата и т.д. Они не проникают в транссудирующие участки брюшины и доставляются к ее всасывающим участкам, поступая далее в отводящие русла последних.

О механизме циркуляции полостной жидкости известны лишь отдельные факты, касающиеся проницаемости кровеносных сосудов брюшины, количественного соотношения между ее кровеносными и лимф, сосудами, положения тех и других сосудов в толще брюшины и распределения насасывающих люков.

В разных участках брюшины имеются глубокие различия в проницаемости кровеносных сосудов. Они обнаружены в опытах с введением одних и тех же цветных индикаторов либо в кровь (транссудация), либо в полостную жидкость (всасывание). В брюшине тонкой кишки (транссудирующий участок) проницаемость этих сосудов в направлении из крови в брюшную полость значительно выше, чем в противоположном направлении. Наоборот, в брюшине слепой кишки (всасывающий участок) в направлении из крови в брюшную полость индикаторы вообще не проникают, в то время как в противоположном направлении из брюшной полости в кровь легко проходят не только кристаллоидные, но и коллоидные вещества. Наконец, в брюшине желудка (индифферентный участок) для тех же концентраций индикаторов кровеносные сосуды непроницаемы (за исключением умеренно проникающих в брюшную полость кислых кристаллоидных красок; Е.М. Шамаева, М.А. Хургес).