На проверку мышления были направлены следующие методики: «исключение предметов», «простые аналогии», «сравнение понятий», «соотношение пословиц, метафор и фраз» и «объяснение сюжетных картин».
Методика «исключение предметов» предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности больных, их умения строить обобщения. Она выявляет логическую обоснованность, правильность обобщения, строгость и четкость построения формулировок.
Выполнение заданий по методике «простые аналогии» требует построения логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач.
Методика «сравнение понятий» применяется для исследования процессов анализа и синтеза.
Методика «Соотношение пословиц, метафор и фраз» используется для исследования мышления больных и выявляет понимание переносного смысла, умение вычленить главную мысль во фразе конкретного содержания, целенаправленность суждений больных. Методика «Объяснение сюжетных картин» является одной из самых распространенных и простых проб. Методика применяется для исследования сообразительности больных, их умения выделять существенное из деталей, а также для исследования того эмоционального отклика, который вызывает у больного сюжет той или иной картинки. Для исследования личностных характеристик применялся модифицированный личностный опросник MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory). MMPI является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях.
Проведение нейропсихологической диагностики было направлено на исследование зрительного, зрительно-пространственного, соматосенсорного и слухового гнозиса, слухо-моторной координации. Исследовались движения и действия, речь, память, системы счета и интеллектуальные способности.
Обработка результатов исследований проводили с использованием пакета программ Excel 9.0.
Была обследована выборка из 18 человек, мужчин и женщин (8 мужчин и 10 женщин) с сосудистыми патологиями мозга, как правило, с диагнозом дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭП) или сосудистая деменцией, и с интоксикационными патологиями, с диагнозом ДЭП в возрасте 50-70 лет, находящихся на диспенсеризации в отделениях психоневрологическтого и наркологического диспансеров.
В результате проделанной работы были выявлены патопсихологические и нейропсихологические особенности больных с сосудистой и с интоксикационной патологией головного мозга.
При установлении контакта с больными с сосудистой патологией наблюдалась застреваемость, ригидность, низкий темп интеллектуальной деятельности. Выполнение заданий по методике «Отыскивание чисел» показало снижение работоспособности и медленный темп сенсомоторных реакций. Из общего числа пациентов 45% выполняли одну пробу за 70-100 с, а у 25% выполнение пробы занимало более 3 минут (рис. 1). В единичном случае наблюдалось выполнение каждой пробы в среднем за 8 минут.
Таким образом, можно отметить, что дефицитарность концентрации и объема активного внимания, трудности переключаемости, колебания умственной работоспособности, а также нарастание истощаемости при выполнении однообразной монотонной деятельности приводят к снижению продуктивности выполнения тестового задания и интеллектуальной деятельности в целом.
Кроме того, необходимо отметить, что 30% больных не смогли справиться выполнением задания из-за трудности узнавания цифр.
Рис. 1. Отыскивание чисел (таблицы Шульте) больными с сосудистой патологией.
Для больных с интоксикационной патологией мозга была характерна включаемость, словоохотливость, быстрое усвоение инструкции. Особенностью этих больных являлись отказные реакции от дальнейшего выполнения методик при интеллектуальных затруднениях. Время выполнения пробы по методике «Отыскивание чисел» у 75% испытуемых составляло 40-70 с, а у 25% испытуемых 80-140 с (рис. 2), что говорит о легкой неустойчивости активного внимания. У всех больных наблюдались колебания динамики работоспособности, выраженные в меньшей степени, чем у больных с сосудистой патологией. При утомлении присутствовала отвлекаемость на посторонние раздражители.
Рис. 2. Отыскивание чисел (таблицы Шульте) больными с интоксикационной патологией.
Изучение памяти у больных с сосудистыми патологиями мозга дало следующие результаты.
Исследование кратковременной механической памяти обнаружило выраженные нарушения у 50 % испытуемых, у 38 % наблюдалось легкое снижение этого вида памяти, а в единичном случае - умеренное снижение (рис 3). Отмечалось привнесение новых слов. Кривая запоминания, как правило, характеризовалась медленным нарастанием. Таким образом, снижение кратковременной механической памяти варьировалось в зависимости от степени патологии.
Для больных с интоксикационными нарушениями мозга было характерно легкое снижение продуктивности непосредственного запоминания (75% больных), в некоторых случаях – умеренное снижение (25% больных) (рис. 3). Как правило, присутствует тенденция к плато на кривой запоминания.
Рис. 3. Снижение кратковременной механической памяти у больных с органической патологией сосудистого и интоксикационного генеза.
Выраженное снижение продуктивности отсроченной слухо-речевой памяти наблюдалось у большинства испытуемых (88%), ими не было воспроизведено ни одного стимула. Только в единичном случае наблюдалось легкое снижение (воспроизведение 5 слов) (Рис. 4).
Нарушение отсроченного запоминания легкой степени наблюдалось у большинства больных с интоксикационной патологией (65%). В единичных случаях констатировалась выраженная и умеренная степень снижения продуктивности (рис.4).
Рис. 4. Снижение долговременной (отсроченной) памяти у больных с органической патологией сосудистого и интоксикационного генеза.
При исследовании опосредованной памяти методом «Пиктограмма» были верно воспроизведены только 2-4 из 16 стимулов, что говорит о выраженном снижении продуктивности опосредованной памяти. При воспроизведении опосредованных стимулов воспроизводится не сам стимул, а его оценочное значение. Следует отметить, что 45% больных не смогли справиться с заданием (рис. 4).
Исследование опосредованного запоминания группы больных с интоксикационными нарушениями показало преимущественно выраженное снижение продуктивности опосредованной памяти (75%). В остальных случаях наблюдалось умеренное снижение продуктивности опосредованного запоминания. При воспроизведении опосредованных стимулов, как правило, воспроизводился не сам стимул, а его оценочное значение. При интеллектуальных затруднениях присутствовали отказные реакции.
Рис. 5. Снижение продуктивности опосредованного запоминания у больных с органической патологией сосудистого и интоксикационного генеза.
Степень снижения продуктивности смысловой памяти у больных с сосудистой патологией варьировалась от умеренной (50% больных) до выраженной и зависела от степени патологии мозга (рис. 5). Особенностями пересказа простой басни являлись привнесения собственных деталей, искажение смысла пересказанной басни, которые наблюдались у большинства справившихся с заданием больных. Кроме того, требовались наводящие вопросы и комментарии экспериментатора.
Рис. 6. Снижение продуктивности смысловой памяти у больных с органической патологией сосудистого генеза.
Преимущественно грубых нарушений продуктивности смысловой у больных с патологией сосудистого и интоксикационного генеза не выявляется. У двух испытуемых пересказ басни вызвал трудности, и потребовалась стимулирующая и организующая помощь экспериментатора. Таким образом, можно утверждать, что смысловая память у данной группы испытуемых не нарушена.
Были исследованы процессы обобщения и анализа, ассоциативные процессы, способности к абстрагированию, установлению причинно-следственных и простых логических связей.
Рис. 7. Процессы мышления у больных с органической патологией сосудистого генеза. 1. снижение способности к обобщению; 2. снижение способности к абстрагированию; 3. нарушение установления причинно-следственных связей; 4. осмысление подтекста наглядно-образного материала; 5. нарушение установления простых логических связей.
При исследовании больных с сосудистыми патологиями мозга было выявлено, что у 75% пациентов наблюдались умеренные снижения способности к обобщению в виде актуализации конкретно-ситуативных признаков. В суждениях испытуемых доминировали непосредственные представления о предметах и явлениях, при анализе и синтезе понятий испытуемые устанавливали сугубо конкретно-ситуационные связи, делая опору на практически значимые признаки предметов, что свидетельствует о снижении процесса обобщения. Были характерны исключительные нарушения аналитической функции при усложнении материала. Присутствовали единичные обобщения по малосущественным признакам. Можно отметить привнесение индивидуально-значимых элементов и включение их в обобщение. У 25% испытуемых грубых нарушений способности к обобщению не выявлено, но в единичных случаях наблюдались затруднения при подборе обобщающего признака (рис. 7).