Физической зависимости при кокаиновой наркомании обычно не развивается и она, среди прочих, является наиболее благоприятной по прогнозу лечения.
Барбитуратомания. Используются различные снотворные производные барбитуровой кислоты (барбамил, барбитал, фенобарбитал, нитрозепам, ноксирон и др). В наркотических целях эти препараты довольно часто вводятся в виде растворов внутривенно.
Барбитуровое опьянение напоминает алкогольное. Беспричинное веселье, беспорядочная активность, бесцеремонность, развязность легко сменяется гневом и драчливостью. Раньше и сильнее чем при алкогольном опьянении, нарушается двигательная координация (шаткая походка, неустойчивость позы, несоразмерность движений). Через 1-3 часа наступает глубокий сон, затем длительный период слабости и вялости.
Использование барбитуратов крайне опасно передозировкой. При ее возникновении развивается коматозное состояние. Смерть наступает из-за паралича дыхания.
Наркомания чаще всего формируется у лиц длительное время принимающих снотворное при нарушении сна. Первым проявлением психической зависимости является прием препарата не для того чтобы заснуть, а для того чтобы "успокоится" или "повеселиться". Возрастает толерантность. Дозу приходится увеличивать в 2-4 раза. Прием препарата часто чередуется с алкоголем (одно способно заменить другое). Через насколько недель или месяцев развивается физическая зависимость. Барбитуратовая абстиненция протекает крайне тяжело и нередко завершается смертью. У человека начинаются потрясающие ознобы, чередующиеся проливным потоотделением, бессонница, двигательное беспокойство, судороги и мышечная дрожь, повышение АД, сердцебиение, боли в желудке, рвота, мучительные боли в крупных суставах. На 3-5 сутки нередко возникают эпилептические припадки, а к концу недели тяжелое расстройство сознания. Лицо маскообразное, бледное с землистым оттенком. Кожа покрывается гнойными струпьями из-за обильных гнойничковых высыпаний, раны не заживают. Настроение угнетенное и злобное. Настойчивые суицидальные мысли. Прогноз крайне неблагоприятен.
Токсикомании.Наибольшее распространение получили в подростковой среде и деклассированных слоях общества. Прежде всего, благодаря доступности используемых средств и их дешевизне.
Ингаляторные токсикомании. В качестве психотропных средств используются препараты технической и бытовой химии: бензин, ацетон, некоторые сорта клея, пятновыводители, растворители нитрокрасок.
Опьянение парами бензина. Наступает в течение 5-10 минут ингаляции. Краснеет лицо, раздражаются верхние дыхательные пути. Затем возникает эйфория, без стремления к двигательной активности. Если ингаляция прекращается, то опьянение проходит через 15-20 минут и сменяется вялостью и головной болью. Если ингаляция продолжается, то развивается делирий с яркими зрительными галлюцинациями, имеющими устрашающую окраску. Чудятся дикие, чудовищные звери, бандиты, террористы и т.д. Появляются слуховые галлюцинации в виде несвязанной речи, звуков. При прекращении ингаляции галлюцинации быстро проходят, и к ним появляется критическое отношение.
Опьянение парами пятновыводителей. Обычно наблюдается у подростков, ингалирующих группой. Быстро наступает эйфория: смех одного заражает других. Появляется визуализация представлений ("о чем подумаю, то и увижу"). Подростки фантазируют чаще всего на приключенческие или сексуальные темы. При продолжительной ингаляции (по нескольку часов с перерывами) развивается расстройство сознания (сон на яву). Видения уже не возникают по желанию. Перед взором развертываются сцены, напоминающие увлекательный фильм. В этом состоянии они отключены от окружающего, но критика сохранена. Протрезвление после прекращения ингаляции наступает быстро.
Опьянение ацетоном, толуолом, парами растворителей. Наступает быстро, протекает более тяжело, чем при вдыхании пятновыводителей — с оглушением. Компания сидит в оцепенении, с опущенными головами, с застывшими улыбками. При обращении к ним отмахиваются, что-то бормочут. При передозировке наступает сопор (бессознательное, сноподобное состояние) и кома, которая может закончиться смертью.
Опьянение парами клея. Протекает также тяжело с развитием при передозировке сопора и комы. Видения часто напоминают мультипликационный фильм развлекательного содержания ("мультик"). Перед взором проносятся ярко окрашенные маленькие человечки и зверюшки, они быстро двигаются, их мимика и жесты утрированы.
Злоупотребления ингаляциями чаще начинается в возрасте 9-14 лет. Большинство подростков вскоре бросают это занятие. Только у 5-10% развивается токсикомания. Взрослые отдают предпочтение ацетону, и у них токсикомания развивается чаще.
Последствия ингаляционной интоксикации тягостны. Они развиваются уже через несколько недель частых и длительных ингаляций. Ослабевает память, теряется сообразительность, ухудшается ориентировка в меняющейся обстановке, утрачивается способность усваивать учебный материал. Развивается пассивность, склонность к безделью, которая чередуются со злобностью и агрессивностью. Возникают постоянные головные боли, нарушается сон. Поражается печень, почки, легкие. Нередки смертельные исходы во время самой ингаляции. Человек теряет сознание и задыхается под одетым на голову полиэтиленовым мешком.
К токсикоманиям относят злоупотребления различными лекарственными препаратами, обладающими галлюциногенным или транквилизирующим действием.
Галлюциногены были известны давно. Они принимались во время религиозных ритуалов индейских племен Америки. У ацтеков в качестве природного галлюциногена использовался "божественный гриб" псилобице. Действующее начало этого гриба псилобицин послужил образцом для синтеза в 1943 г в США самого мощного галлюциногена — диэтиламида лизергиновой кислоты (ЛСД). Его активность в сотни раз превышает псилобицин. Уже ничтожные концентрации его (сотые доли миллиграмма) вызывают яркие зрительные и слуховые галлюцинации (цветомузыка) на протяжении нескольких часов. Поведение человека в это время может быть различным. От пассивного созерцания (с сохранением критики к галлюцинаторным переживаниям) до агрессивного с полной утратой критики. Очень быстро развивается психическая зависимость к повторным галлюциногенным переживаниям. Прием препарата становится смыслом жизни для человека, у которого, на фоне продолжающегося злоупотребления ЛСД развивается деградация и развал личности.
У нас в стране достаточно широко используются в качестве галлюциногенов препараты содержащие циклодон, астматол и димедрол. Галлюцинации вызванные этими препаратами носят бредовый характер, как правило, их содержание навязывается предшествовавшей приему ситуацией. Критическое отношение обычно утрачивается, и галлюцинирующий человек может оказаться опасным для себя и окружающих.
Появление на рынке большого числа психотропных средств вызвало волну злоупотреблений различными транквилизаторами (успокаивающими).
Транквилираторы используют для усиления действия алкоголя либо с целью "успокоиться", "отвлечься". Наркоманы широко их используют для облегчения явлений абстиненции. Наиболее популярны сибазон, седуксен, радедорм, эуноктин мепробамат. Прием препаратов в дозах несколько раз превышающих терапевтические, вызывает своеобразное опьянение, сопровождающееся чувством необычайного покоя. Затем наступает оглушение, которое переходит в глубокий продолжительный сон иногда в сопор.
Токсикомания развивается при длительном постоянном приеме. Постепенно нарастает доза необходимая для "успокоения" и нормального сна. Вынужденный перерыв в приеме вызывает бессонницу, кошмарные сновидения, постоянное чувство тревоги и беспокойства, появляются судорожные подергивания, случаются эпилептические припадки, иногда острые психозы со спутанностью сознания.
Кофеинизм. Несмотря на повсеместное распространение кофе и чая, как повседневных напитков этот вид токсикомании встречается относительно редко. В этих случаях человек ежедневно выпивает несколько чашек крепкого кофе или используют отвар очень крепкого чая — чифир. Очередной допинг повышает работоспособность, дает ощущение бодрости, прилива сил, повышения творческих способностей. На ночь обычно принимают снотворное. Лишение привычного стимулятора ведет к тяжелой астении и перепадам настроения. Длительное злоупотребление чревато развитием тяжелого истощения ЦНС, эмоциональной неустойчивостью, нарушением деятельности сердца (аритмии), гастритом.
3.6.3 Злоупотребление алкоголем
Злоупотребление алкоголем является одной из актуальных проблем не только нашего времени, но и глубокой древности. Широкая продажа и реклама алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения.
В последнее время резко возросла заболеваемость хроническим алкоголизмом, в том числе наиболее тяжелого его состояния - алкогольного психоза (с 5,5 случаев на 100 тыс. населения в 1987г. до 32,1 в 1993г.).
Рост показателей смертности трудоспособного населения оказывает влияние на формирование трудовых ресурсов и увеличение показателя смертности всего населения России. К началу 1994г. трудовые ресурсы уменьшились на 187 тыс. человек против 1991г., а за период 1987-1993гг. смертность от всех причин возросла в 1.4 раза, от травм и отравлений на почве алкоголизма - в 2,3 раза.
Статистические данные по Москве говорят, что более 35% поступающих с тяжелыми травмами в поликлиники и больницы - это лица в состоянии алкогольного опьянения. Травмы и отравления, связанные с алкоголизмом, занимают первое место в структуре смертности трудоспособного населения и вышли на второе место по структуре причин смертности всего населения России.