1- путем снижения жизнеспособности организма, путем значительного снижения метаболизма (анабиоз, наркотики, нейролептики, снотворные);
2- путем усиления реактивности организма, увеличения его устойчивости к неблагоприятным воздействиям со стороны внешней среды.
Изучение механизма образования долговременных приспособительных реакций показало, что при длительном и многократном действии на организм какого-либо фактора внешней среды ответные физиологические реакции организма становятся не только длительными, они становятся качественно новыми, так как формируется так называемый структурный след (через увеличение синтеза нуклеиновых кислот и белков). Этот след состоит в развитии конкретных структурных изменений в тех физиологических системах, которые играют главную роль в осуществлении данной адаптационной реакции (гипертрофия скелетных мышц и сердечной мышцы при адаптации к физическим нагрузкам).
Реакции организма при адаптации делятся на неспецифические и специфические, которые протекают одновременно. Специфическая адаптация - мобилизация функциональной системы, специфически ответственной за адаптацию к данному фактору. Системный структурный след составляет основу специфической адаптации.
Определенный комплекс изменений в различных органах и системах при действии разных раздражителей, характер и направленность которых одинаковы и не зависят от природы раздражителя - это неспецифическая адаптационная реакция организма (открыта Гансом Селье в 1936г.). Эту реакцию ещё называют общий адаптационный синдром или стресс-реакция. В основе этой реакции лежит активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечной системы и она протекает в три стадии. Первую стадию Г.Селье назвал реакцией напряжения. Основная задача этой стадии – любой ценой получить энергию в короткие сроки, чтобы обеспечить необходимые условия для "битвы" или "бегства". Пусть невыгодный, но быстрый выброс энергии мобилизуется адренолином и глюкокортикоидами за счет распада жиров, углеводов и белков. Выброс энергии – это подготовка организма к реализации защитной двигательной программы.
При длительном действии раздражителя наступает 2-я стадия, которую Г.Селье назвал реакцией резистентности, так как развивается сопротивляемость к действующему агенту, и если это действие не является сильным и длительным, то строение и функция органов возвращаются к норме.
В противном случае резистентность постепенно теряется, и наступает следующая стадия - реакция истощения, которая может перерасти в заболевание и привести к гибели организма.
В настоящее время показано, что развитие стресса является неспецифической основой болезней 20-го века, как соматических, так и психических, так как при стрессе наряду с элементами защиты имеются элементы повреждения.
Таким образом, с одной стороны, любая адаптация имеет для организма свою "цену", которая может проявляться при чрезмерных значениях возмущающего фактора:
-в прямом изнашивании функциональных систем, на которые в процессе адаптации падает наибольшая нагрузка,
-в явлениях отрицательной перекрестной адаптации, выражающихся в нарушениях в других функциональных системах и адаптивных реакциях, непосредственно не связанных с данной нагрузкой. Типичным примером такой перекрестной адаптации является снижение иммунных свойств организма у спортсменов, особенно специализирующихся в видах спорта, связанных с выносливостью.
С другой стороны, адаптируясь, например, к условиям гипоксии, можно приобрести повышенную резистентность к воздействию холода, физической нагрузки и т.п. через механизм неспецифической резистентности.
Адаптироваться могут не все организмы. Результатом дезадаптации (отсутствия адаптации) являются миграция и болезнь. Способность адаптироваться зависит от адаптационного потенциала.
По-видимому, само понятие адаптации следует считать центральным в проблеме здоровья. Не случайна, поэтому та связь, которую проводят многие авторы между этими двумя понятиями. Здоровье - это состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и постоянно меняющимися условиями среды (Вайнер Э.Н.,1998).
Особенно отчетливо это проявляется в характере возрастных изменений адаптации. Так, у новорожденного нет жестких механизмов адаптации, благодаря чему диапазон адаптации оказывается достаточно широким, что позволяет ему выживать в довольно больших границах изменений условий жизнедеятельности. В дальнейшем же формирование жестких механизмов адаптации сопровождается не уменьшением, а возрастанием - преимущественно за счет социально-психологических факторов количества возмущающих факторов. Вот почему И.И.Брехман справедливо указывал, что с возрастом растет число людей со срывом адаптации и все меньше число имеющих удовлетворительную адаптацию к условиям среды.
Помимо возрастного ограничения пределов и жесткости адаптации в значительной степени снижение адаптивного потенциала с возрастом связано с:
-тем, что вместо тренировки механизмов адаптации естественными факторами существования, человек меняет сами условия существования,
-невостребованностью адаптационных резервов комфортными условиями жизнедеятельности.
П.К.Анохин отмечал, что резервы адаптационных возможностей в организме всегда выше, чем их реализация.
Уровень здоровья – это адаптивный потенциал - резервные энергетические возможности организма.
2.5 "Энергетический" подход к основам здоровья
Адаптивная функция осуществляется уже на стадии зиготы (оплодотворённой яйцеклетки). Следствием этой функции является сохранение гомеостаза и устойчивости индивида, то есть сохранение (или нет) здоровья организма.
М.Рубнер (1908) обосновал представление о генетически предопределенном энергетическом фонде. Время, в течение которого этот фонд затрачивается, обратно-пропорционально интенсивности обмена веществ, которая определяется законом поверхности. Трата "энергетического фонда" начинается после первого деления - зиготы. Каждый физиологический акт приближает живую систему к смерти.Концепцию М.Рубнера далее развил Г.Селье (1956-1960) в учении о стрессе и о предопределенном фонде "адаптивной энергии", который можно расходовать, но нельзя увеличить. Далее Г.Селье начинает различать состояние стресса, которое связано с удовольствием и радостью, и дистресса - состояние, вредоносное для организма. Однако, любой стресс старит организм.
И.А. Аршавский в противовес правилу поверхности сформулировал энергетическое правило скелетных мышц:
- интенсивность энергетики, как на уровне целостного организма, так и на уровне тканей определяется не текущим соотношением между массой и поверхностью тела, как это следует из "закона поверхности", а особенностями функционирования скелетной мускулатуры в каждом из них, то есть особенностями двигательной активности,
- начиная с зиготы, каждая очередная двигательная активность, обеспечиваемая катаболической фазой в метаболическом цикле, является фактором индукции избыточного анаболизма. Рост и развитие не имели бы места, если бы каждый метаболический цикл представлял собой, как это принято считать в классической физиологии, замкнутое кольцо. Отсюда противопоставление функционирования как принципиально обратимого процесса развитию как процессу необратимому.
Избыточный анаболизм с одной стороны проявляется в избыточном образовании живой протоплазмы, что приводит к увеличению внутренней энергии развивающегося организма и к его росту. С другой стороны избыточный анаболизм выражается в избыточном образовании свободной (структурной) энергии, которая обеспечивает повышение работоспособности развивающегося организма.
Почему зигота после своего образования начинает далее своё развитие? Какой механизм обеспечивает переход с одного уровня двигательной активности на другой?
Существует мнение, что в зиготе заложена генетическая программа, которая содержит информацию обо всем: когда организму родиться, когда сесть, встать,...умереть. Но как осуществляется переход от одного этапа программы к другому?
Уже на уровне зиготы наблюдается избыточный анаболизм, что приводит к увеличению массы протоплазмы. Поверхность мембраны не поспевает за массой. При достижении критического уровня соотношения между увеличением массы и поверхностью мембраны, когда возникает недостаток в получении зиготой питательных веществ и энергии, наблюдается деление зиготы. Через некоторое количество стадий деления образуется плацента и зародыш начинает получать все необходимое из материнской крови. Количество поступающего вещества и кислорода пропорционально площади плаценты. При этом зародыш создает такую величину площади плацентарной поверхности, при которой происходит периодическое обеднение фетальной крови питательными веществами и кислородом, что стимулирует двигательную активность зародыша. Следствием этого является рост и развитие, в результате которого повышается не только структурно-энергетические, то есть рабочие возможности организма, но и его общая неспецифическая резистентность, что особенно важно для поддержания здоровья и т.д. При этом каждый раз происходит переход двигательной активности на более высокий уровень, что и определяет поступательный процесс развития.
Описанная выше реакция развивающегося организма на дефицит питательных веществ и кислорода является не чем иным как адаптивной реакцией - специальной концентрацией усилий, направленных на поддержание гомеостаза.
При этом описании адаптивного процесса отличается от такового у Г.Селье тем, что фаза резистентности не перерастает в фазу истощения - патологический стресс, а приводит к накоплению энергетических ресурсов - физиологический стресс. Последний наблюдается только тогда, когда интенсивность действующих раздражителей не выходит за границы физиологического стресса.