Смекни!
smekni.com

Голодание ради здоровья 2 (стр. 6 из 48)

Римляне, хотя и заимствовали у греков религию и литературу, любили кровавые зрелища; бои гладиаторов, противные образованному и утонченному греческому сознанию. Римский полководец Лукулл (106 - 55 гг. до н. э.) славился своим богатством, роскошью и пиршествами. Он как бы открыл эру обжорства. Во все языки вошло нарицательное название "лукуллов пир", т. е. трапеза, когда столы буквально ломятся от яств. Но и в это время в Риме, исповедующем разгул, встречаются люди, ратующие за воздержание. Среди них - Плутарх, Овидий, Сенека.

Овидий (43 г. до н. э.- ок. 18 г. н. э.), ревностный сторонник воздержания1, писал:

Как хорошо, как полезно, друзья, быть довольну немногим...

Когда ты устанешь, гоняясь за зайцем,

Или скакав па упрямом коне, иль мечом забавляясь...

Тут ты, почувствовав жажду и позыв пустого желудка...

...Потом усталости - вот чем отыскивай вкусные блюда!..

Слушай же, сколько приносит нам пользы пища простая:

Первая польза - здоровье; затем, что все сложные яства

Вредны для тела!- Вспомни, какую ты чувствуешь легкость

После простого стола! Но вареное с жареным вместе,

Устриц с дроздами, как скоро смешаешь в одно: то в желудке

Сладкое в желчь обратится, и внутренний в нем беспорядок

Клейкую слизь породит!- Посмотри, как бывают все бледны,

Встав из-за пира, где были в смешенье различные яства!

Тело, вчерашним грехом отягченное, дух отягчает...

...Но умеренный, скоро насытясь и сладко заснувши,

Свежим и бодрым встает ото сна к ежедневным занятьям.

1В Древней Греции и эпоху эллинизма на основе воздержания сложились медицинские школы; наиболее знаменитая из них была в Косе.

Плутарх (45 - 127 гг. н. э.), величайший биограф древности, много лет живший в Риме и других местах Италии, также был приверженцем воздержания и вегетарианства. Он говорил с убежденностью: "Вместо того, чтобы применять лекарства - лучше проголодать один день".

Аулюс Корнелиус Цельсус - древнеримский ученый I в., автор обширной энциклопедии, от которой сохранился раздел о медицине, составленный на основании греческих источников, успешно применял голодание при лечении эпилепсии и желтухи.

Из древнеримских врачей в развитие медицины ценный вклад внес Гален. Во II в. н. э. он ввел понятие об активных и балластных веществах, содержащихся в лекарственных растениях, и разработал технологию приготовления медикаментов, многие из которых применяются до сих пор и носят название "галеновых препаратов". Путем опыта и наблюдении Галон пришел к выводу, что гнев, раздражительность, ненависть, меланхолия и другие сильные отрицательные движения души (в древности называли их страстями, а мы теперь именуем стрессовыми состояниями) в большинстве случаев не имеют власти над телом, не могут причинять ему большого вреда, если человек живет, придерживаясь двух правил: воздержание и умеренность в пище и питье.

Об этом много позднее писал Л. Корнаро (о нем речь ниже): "Это еще до меня заметил знаменитый врач Гален. Он утверждает, что пока он следовал этим двум правилам, то мало страдал от болезнен, что они никогда не продолжались долее одного дня".

Средние века не могут дать нам много интересного, ибо, как считают историки эпохи Просвещения, это было время невежества и мракобесия. Но все же научная мысль не была полностью подавлена, преследования и казни не могли сломить стремление ученых познать природу, человеческий организм.

Огромное влияние на прогресс медицины в течение многих веков оказали труды крупнейшего ученого средневековья Абу-Али Ибн Сины, известного в Европе больше под именем Авиценны (980 - 1037).

Путешествуя, Авиценна заходил и в хижины бедняков, и во дворцы богатых эмиров. Он всем предписывал свое любимое лечение - голодание в течение 3 - 5 недель, особенно больным оспой, сифилисом. Рекомендовал движение, гимнастику, ванны, массаж, а если выдержит пациент, то и баню. У бедняков это лечение вызывало полное одобрение: ведь голодание - самое дешевое лекарство. Во дворцах метод не нравился. Но именно здесь он и был особенно нужен и полезен. И скрепя сердце эмиры подчинялись - прописал "лекарство" сам великий Авиценна!

В России в средние века голодание широко практиковалось в монастырях. В те времена, как уже мы говорили, пост чаще всего означал полное воздержание от пищи, а зачастую и от воды. В XIV веке на Руси возникают так называемые пустыни, многие из которых превратились затем в монастыри. Вокруг них селились крестьяне, особенно к северу от Москвы, подальше от опасности со стороны татар. Современники Сергия Радонежского описывали, как он очень часто голодал сам, побуждал к посту монахов, но телом они были крепки и духом сильны.

Эпоха Возрождения, Венеция. Читателю будет небезынтересно узнать историю Людвиго Корнаро (1465 - 1566), автора нескольких трактатов, послуживших распространению идей крайней умеренности в питании. Корнаро - один из наиболее известных реформаторов питания, любимым изречением которого было: "Кто ест мало, тот ест много". Это парадоксальное утверждение не всеми бывает понято сразу. Но больные и слабые люди, которые прежде много ели и часто от этого страдали, с удивлением замечают, что, уменьшая количество еды, улучшая сам процесс еды (щадящая обработка на огне, тщательное прожевывание и т. д.), они начинают чувствовать себя значительно лучше, становятся энергичнее, меньше болеют.

Свои воззрения Корнаро выстрадал в полном смысле этого слова. Принадлежа к высшей венецианской аристократии, находившейся тогда в зените политического могущества, живший в роскоши, Корнаро ничем не отличался от людей своего круга: он так же предавался кутежам, так же много пил. Не удивительно, что он вскоре оказался на ложе болезни.

Как мы знаем из описания жизни Корнаро, с 35 до 40 лет он тяжело страдал, был обессилен бесчисленными недугами. Жизнь стала ему в тягость. Вокруг него толпились врачи и сиделки, поднося ему всевозможные лекарства. Но они не помогали. Дни его были сочтены. Нашелся, однако, лекарь, который вопреки профессиональным и общественным предрассудкам решился прописать ему строжайшее воздержание. Сначала Корнаро находил это принудительное воздержание невыносимым и при случае, как он сам говорил, "возвращался к старым грешкам", и страдания возобновлялись. Корнаро стал, наконец, придерживаться самого строгого образа жизни.. В конце первого года воздержания он избавился от всех болезней.

На 83-м году жизни Корнаро создал свой первый труд о радикальной перемене пищи под заголовком: "Трактат об умеренной жизни".

"Бедная, несчастная Италия!- писал он.- Разве не видишь ты, что смертность от обжорства ежегодно уносит у тебя более жителей, чем могла бы унести страшная моровая язва пли опустошительная война? Эти истинно позорные пиршества, которые теперь в такой моде и отличаются такой непроизводительной расточительностью, что не находится достаточно широких столов для всякого количества яств,- эти пиршества, повторяю, равняются по своим последствиям потерям во многих битвах".

Затем он написал еще несколько трактатов. Последний - в возрасте 90 лет. Людвиго Корнаро поучал: " Имейте в виду, что средства для борьбы с невоздержанном всегда у вас под рукой, и такие средства, к которым всякий может прибегнуть без посторонней помощи. Для этого ничего более не требуется, как только жить по тем простым правилам, которые диктует сама природа, уча нас довольствоваться малым... и приучать себя принимать лишь столько пищи, сколько абсолютно необходимо для поддержания жизни. Все, что превышает это необходимое количество, ведет к болезни и смерти и доставляет лишь минутное удовольствие чувству вкуса, за который приходится расплачиваться длинным рядом болезней, убивающих, наконец, как тело, так и душу.

...Хотя все согласны, что неумеренность есть дитя обжорства, а умеренная жизнь - дитя воздержанности, тем не менее на первую все смотрят как на доблесть и на признак знатности, на вторую же - как на позорную черту характера и на признак скупости. Такие ошибочные взгляды обязаны своим происхождением только силе обычая, установленного нашей чувствительностью и необузданными аппетитами. Все это до такой степени затмило рассудок людей, что они вдались в пороки, которые незаметно приводят к преждевременной старости, обремененной и смертельными недугами".

Умер Корнаро столетним старцем в Падуе, мирно заснув в своем кресле...

В XVI - XVIII веках на базе алхимии возникает новое учение - ятрохимия, или медицинская химия. Ятрохимики рассматривали совершающиеся в организме процессы как химические, причину болезни видели в нарушении нормального течения этих процессов.

Несмотря на ряд средневековых заблуждении и мистических предрассудков, направление это внесло большой вклад в развитие научной медицины. Наиболее ярким представителем ятрохимии был Парацельс (1493 - 1541) Но мало кто теперь вспоминает о том, что этот известнейший швейцарский врач и естествоиспытатель в свое время с уверенностью провозгласил, что лучшим лекарством является голодание.

Врач Чайн (1671 - 1743) один из первых медицинских авторитетов, в своих сочинениях прямо высказывался за проведение реформы в питании.

В начале врачебной карьеры доктора Чайна нередко можно было увидеть среди посетителей кабачка, ведущих веселую застольную беседу за кружкой английского эля и жареными свиными котлетами, сочившимися салом, за куском окорока. Практикующему врачу приходилось вращаться в среде кутил, где он без труда находил себе пациентов. Вскоре доктору Чайну пришлось расплачиваться за вынужденный образ жизни, отразившийся на его здоровье самым плачевным образом: непомерное ожирение перемежающаяся лихорадка, одышка, мучительные головные боли.